Рыночное предложение и факторы, формирующие его

Рыночное предложение товара характеризует готовность продавцов поставлять разные объёмы товара на рынок при различных ценах этого товара в определенный промежуток времени. При рассмотрении предложения товара будем предполагать, что производители товара являются продавцами товара.

Введем понятия:

- величина или объем предложения (QS) –это количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене на рынке за единицу времени;

- цена предложения (PS) – минимальная цена, по которой готовы продать данное количество товара.

Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Общий вид функции:

QS = f (P, PR, W, Tec., N, TX, М …), (3.4)

где P – цена товара; PR - цены ресурсов; W – ожидания изменений цены товара в будущем; Tec. - технологии; N – число продавцов на рынке; TX – налоги (субсидии); М – возможность получения прибыли от производства других товаров. Все факторы, кроме цены товара, называются неценовыми факторами предложения.

Если все факторы, формирующие предложение, неизменны (кроме цены этого товара), то можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость предложения от цены товара:

Q S = f (P). (3.5)

Функция предложения может быть представлена одним из трёх способов:

1) табличным способом (шкалой предложения), например:

P Q S

2) аналитическим способом (уравнением), например:

Q S =-100 + 10Р. (3.6)

3) графическим способом (графиком спроса), например, как на рис.3.4.

Линия S – графическое отображение функции предложения от цены – называется линией (кривой) предложения.

Рыночное предложение и факторы, формирующие его - student2.ru

Рис. 3.4. Линия предложения Рис. 3.5. Изменение величины предложения

Необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения.

Изменение величины предложения имеет место при изменении цены товара и неизменности всех остальных (неценовых) факторов, формирующих предложение, при этом происходит движение вдоль линии предложения (рис. 3.5). Например, при цене P1 величина предложения составляет величину Q1, а при повышении цены до P2 величина предложения вырастет до Q2.

Если же в силу изменения любого из неценовых факторов установится новая зависимость между P и QS, то изменится функция предложения от цены. Графически это показывается сдвигом линии спроса (рис. 3.6). Увеличение предложения означает, что теперь при всех ценах на рынке продавцы готовы продать большее количество товара, линия предложения сдвигается вправо (из S1 в S2). Снижение предложения показывается сдвигом линии спроса влево (из S1 в S3), это означает, что теперь при всех ценах на рынке продавцы готовы продавать меньшее количество товара.

Рыночное предложение и факторы, формирующие его - student2.ru

Рис. 3.6. Изменение предложения при изменении неценовых факторов

Прямую зависимость между ценой и объемом предложения называют законом предложения. Закон предложенияможно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях на рынке товара по более высокой цене продавцы готовы продать большее количество товара. Действием закона предложения объясняется положительный угол наклона линии предложения.

Рыночный спрос и рыночное предложение показывают лишь готовность покупать и продавать товар по различным ценам, а цена, по которой товар будет продаваться на рынке, складывается при взаимодействии спроса и предложения.

Наши рекомендации