Политическое развитие в годы НЭПа.

К 1922-1926г – законодат база гос-ва ( земельн, граждан, уголовный кодексы). В 1922г ВЧК переимен в Гл. Полит Управ (создание системы ГУЛАГ). К н 20-х ЦКПб Сталин генеральный секретарь.ликвид оппозиц партий – к 1925 – эсеры прак-ти перестали сущ-ть. Реформа Советов. Став в годы гражданской войны бюрократической, малоэффективной, оторванной от народа структурой, Советы утратили свой прежний авторитет в народе. По положению 1922 г. был увеличен срок полномочий сельсоветов, теперь он составлял один год, что позволяло стабилизировать состав органов управления. Незначительность и противоречивость итогов проведённых в 1921—1923 гг. мероприятий потребовали дополнительных усилий по укреплению связи между Советами и населением. Так, ВЦИК и НКВД в 1925 г. наметили значительное расширение сети сельских Советов. Количество Советов должно было превысить уровень 1921 года. Цель мероприятия казалась вполне оправданной — приблизить низовые звенья советского аппарата к населению, укрепить влияние Советов на местах. Реформирование местных органов власти было дополнено пересмотром административно-территориального устройства. на XII съезде большевиков в апреле 1923 г. Предполагалось не только заменить губернии, уезды и волости районно-областным делением, но и значительно сократить при этом управленческий аппарат, демократизировать всю вертикаль власти. В 1923 г. была создана Уральская область, в 1925 г. возникают Северо-Кавказский и Сибирский края, в 1927 г. — Ленинградская область. На Украине вся реформа завершилась в 1923—1925 г, в Белоруссии и Туркменской СССР в 1924, в Узбекистане в 1925 г. В РСФСР переход с прежнего на новое административное деление завершился несколько позже — в 1929 г., когда возникают Ивановская и Московская области. Судебно-правовые реформы. слияние в 1921 г. гражданских, военных и транспортных трибуналов в единую структуру. На месте упразднённых трибуналов для рассмотрения гражданских и других дел создавалась трёхступенчатая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Сам ВЧК по декрету ВЦИК от 6 февраля 1922 г. упразднялся. Вместо него было создано Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. в 1922 г. прокуратуры, которой вменялось в обязанность контролировать соблюдение законности всеми юридическими инстанциями. В том же 1922 г. был воссоздан институт защитников — адвокатура. В 1924г Конституция.31 янв на 2съезде всерос советов. Конституция из 2 частей: декларация и договор об образ СССР. СССР открытое объединение (сюда можт вход любая респбл). 1. о предметах Верховн власти СССР,2. о суверен правах союзных респ-к и союзном гражданстве,3. о съезде советов, 4. о ЦИК СССР, 5. о президиуме ЦИК СССР, 6. О СНК СССР, 7. о верховном суде СССР, 8. о народных коммисариатах СССР, 9. об угпу, 10. о союз республ, 11. о гербе и флаге и стол СССР. В ведомство сов союза входило: внешняя политика и торговля, вопросы войны и мира, рук-во вооруж силами, общ рук-во, план эконом и бюджета, разраб основ общесоюз зак-ва. Высший зак-й орган всесоюз съезд советов – избир на 1 р в год, так управ ВЦИК: союзный совет и совет национальности. СНК сост из 10 наркоматов: обесоюзные – 5 (иностр дел, воен и мор дел, внеш торговли, путей сообщ почт и телеграф), союзно респб – 5 (ВСНХ, Наркомат продовол, труда, финансов, РКИ) Созд верхов суд при ВЦИК СССР – разбир дела о респб и союзн законов; злоупотреб чиновников. Др фун-ции ост в республ органах. По форме гос-во-федерация. Военная реформа. Предпринятое в ходе реформы резкое сокращение расходов на оборону и широкая демобилизация способствовали притоку рабочих рук и материальных ресурсов в народное хозяйство. Нарком финансов Г.Я. Сокольников в сентябре 1923 г. отмечал, что в 1922—1923 гг. стране в значительной мере удавалось “сводить концы с концами за счет чрезвычайно большого снижения военного бюджета”. В результате начатых преобразований численность РККА была сокращена почти в 10 раз, и в 1923—1924 гг. составила 561 тыс. человек. Кроме того, менялся принцип комплектования советских вооружённых сил. РККА переходила на смешанную кадрово-милиционную систему. Реформой предусматривался комплекс мероприятий по подготовке комсостава РККА. Для командиров среднего и старшего звена вводились трех- и двухгодичные минимумы общеобразовательной и политической подготовки. Открылись военные училища с 3—4-летним сроком обучения

Образование СССР.

До 1903г в рамках РСДРП нац вопрос не обсуждался. В апр 1917г на 7-м съезде конференц РСДРП Ленин – разработка нац программы-деклаоации. 18 дек 1917г СНК: незав-ть Финляндии..большевики исходили из интересов пролетариата. Созд автономные республики: Туркистан Автономная Советска Социалистич Респб ( апр 1918г), в маар 1919г – Башкир Сов Респб, нач 1920г – татарск АССР. У них одинаковое устройство. Для управ создавались съезды советов для управ. 12 дек1917г – УССР . беларусск ССР – янв 1919г, 12 марта 1922г-Закавказская СФР. (выстраив отноше с респб не вход в состав РСФСР: созд ед армия, банк система, управ транспортом, внешнеторг отношения – к 1921г основы договорной федерации.проеты устройства гос-ва. Проект «автономизации» - Сталин – все респбл вход в состав РСФСР на правах автономий, органы РСФСР стан центр союзными органами. Права этих республик унижались. «Конфедерация» - Раковский – все респбл закл м/у собой двухсторон договор расноправ. Централ органы не создаются. «федерация» - Ление – все респбл вкл РСФСР образ федерацию, созд новые центры руковод органы, союз респбл сохр многие права. К дек 1922г – РСФСР. Грузинский инцидент: груз сторона выступ о раздельном входе кавказских республик в составе РСФСР. В Грузию был направлен Дзержинский. В дек 1924г все 4 респбл подписали док-ты по образованию. 30 дек 1922г – 1 всеросс съезд совета Декларация об образ СССР. Возникло противореч м/у федеративной формой и унитарным содержанием. Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза. В 1924г Конституция.31 янв на 2съезде всерос советов. Конституция из 2 частей: декларация и договор об образ СССР. СССР открытое объединение (сюда можт вход любая респбл). 1. о предметах Верховн власти СССР,2. о суверен правах союзных респ-к и союзном гражданстве,3. о съезде советов, 4. о ЦИК СССР, 5. о президиуме ЦИК СССР, 6. О СНК СССР, 7. о верховном суде СССР, 8. о народных коммисариатах СССР, 9. об угпу, 10. о союз республ, 11. о гербе и флаге и стол СССР. В ведомство сов союза входило: внешняя политика и торговля, вопросы войны и мира, рук-во вооруж силами, общ рук-во, план эконом и бюджета, разраб основ общесоюз зак-ва. Высший зак-й орган всесоюз съезд советов – избир на 1 р в год, так управ ВЦИК: союзный совет и совет национальности. СНК сост из 10 наркоматов: обесоюзные – 5 (иностр дел, воен и мор дел, внеш торговли, путей сообщ почт и телеграф), союзно респб – 5 (ВСНХ, Наркомат продовол, труда, финансов, РКИ) Созд верхов суд при ВЦИК СССР – разбир дела о респб и союзн законов; злоупотреб чиновников. Др фун-ции ост в республ органах. По форме гос-во-федерация.

27.Внешняя политика СССР в 1920 – е годы.

Декрет о мире (3 мая 1918г) – первый шаг во внешн политике большевиков. позиция западных держав – непринятие СССР. Снач 20-х отнош Сов России и ЗД нач меняться- выход из изоляции: - потребности мировой экономики. В 20-е провод в Р НЭП-возможность восстановить отношения; - частичная демократизация; - экономич либерализация в Р в 20-е; - ослабление эконом противостояния. Внеш полит в 20-е г была не постоянной, противоречивой. Отнош с странами запада не были ровными. Сначала сов союз вышел на диалог со сторонами кот граничили. В мае 1919г – дипломат отношения с Афганистаном. В февр 1920г – договор с Эстонией.(большевики: «окно в Европу»). Лето осень 1920-договоры Литва,Латвия,Финляндия. Договоры в нач 1921г – с Персией и Ираном ( «О добрососедстве»); устан отнош со странами запада во время перехода к НЭПу.в 1921г – торговый договор м/у РСФСР и Великобрит. В мае 1921г – сов-герм отнош (экономические). Подписание в 1921г с США. АРА-Америк группа помощи. В к окт 1921г сов прав-во о конференции – 1922г – генуэзская конференция – Сов представители-Чичерин. Участвовали 29 стран. Лондонский меморандум – 18 млрд руб должна заплатить. В целом преодолеть противореч не удалось. 16 апр 1921г – Сов гос-во и германия – 2-х сторон договор: отказ от возмещен военн убытков. Германия отказ от требования возвратить национализ промыш-ть. Восстан консульские отношения. Экономич связи. 1 февр 1924г устан дипломат отношения с Англией.7 февр 1924г Италия признала СССР. Окт 1924г – Франция, также Австрией, Норвегией, Данией, Грецией. В мае 1924г с Китаем. Сохр кон-ся СССР за часть. Квжд. В янв 1925г с Японией. С Германией: эконом-е сотрудничество. Осн цель – вооруженные контакты ( технич оснащение). В к 20-х мы снова в ихоляции: в 1927г прав-во англ консерваторов разрывает диплом отнош с сов союзом. В 1929г отнош сов союза с англ восстановлены. Дополнит договоры с Германией и Турцией-1927г.1928г – пакт «Бряна-Келока», по кот 15 мир держав отказ от войны + мирн урегулир конфликтов.

29. полит развитие СССР в 1930-ег. Истоки и сущность тоталитаризма.

Хар-е черты полит развития в СССР. – однопартийность; - сращивание гос и партийного аппарата ( главапартии – глава гос-ва); - наделение партии хоз полномочиями; - оформл карат-го аппарата и его расцвет; - склад-ся черты авторит-го режима, предпосылки для культы личности вождя. Хар-е черты общественного развития. – «культ револ»; - установл жестк контроля гос-ва над обществом; - борьба с инакомыслием; - трансформ всех соц слоев общества; - увеличение частников; - обновление быта и борьба с неграмотностью.Признаки тоталитаризма: способность режима соз-ть себе массовую поддержку мобилизуя общество в воспроизв един цели и меющ общее нац-е значение ( предп-ть крайнюю идеологизир-ть режима). Также установление тотального контроля За всеми сферами жизни общества. + однопартийность; сращивание партийного и гос аппарата; полит репрессии; особая роль чрезвыч-х органов; культ личности и вождя. Истоки тоталитаризма в СССР.1. особенности эконом модернизации страны ( фольсир, ускоренная в изоляции, за счет внутренних ресурсов). 2. формир полит модернизация в условиях низкой полит к-ры ( сжатые сроки, необразованность, неограмотность – демокр институты функц-ть не могут). 3. аморфная соц структура ( нет классов, сословий. Четкого понимания своих прав и обусловленности – тиким об-м управлять очень просто). 4. мифологическое сознание общества ( психологич фактор: че-к живет не разумом, а абстрактными идеями: легко ложатся культы личности; легко убедить в необ-ти идти за «великую идею»). ( - слабость либ-х сил, - способ-ло и наличие партии большевиков, - наличие харизмат-го вождя). Соц опора: - выборочн крестьяне, нов интеллегенциия, пролетариат.

Наши рекомендации