Внешнеторг-я полит-ка РБ.Персп-вы вхожд-я РБ в ВТО

Эк-ка РБ всегда была ориент-на на внешние рынки. Высокая внешнеторг. квота (отнош-е объема внешнего товарообо­рота к ВВП) в РБ колеблется от 50 до 62%, что явл. объект. свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторг. пол-ки для РБ. Внешнеторг. пол-ка РБ строится на основе межд-ых норм и демократ. стандар­тов, соблюдения межд-ых договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторг. связей. Осн. цель внешнеэк. пол-ки РБ – эффек. участие в МРТ на основе использ-я конкурентных преимуществ страны для повышения ур-ня и качества жизни нас-я посредством реализац. достижений НТП, ди­намичного развития эк-ки и соц-ой сферы. В связи с этим важн. задачами должны стать: создание полит-ких, эк-ких и правовых условий для закрепления позиций бел. товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торгово-эк. свя­зей с разл. странами, регион. союзами и межд-ми эк. орг-циями; участие страны в междунар. сотруд-ве по решению проблем перехода к устойч. разв-ю. Осн. принципы формир-я внешнеторг. по­л-ки нашего гос-ва заложены в «Программе соц-­но-экон-го развития РБ на 2006-2010 годы». Они включ. меры регулир-я внеш. тор­говли, а также гос. поддержку разв-я экспорта и продвижения бел. товаров на внешние рынки. Для их решения необх-мо осущ-ть комплекс осн. мероп­риятий: -активиз. участие РБ в орг-­ции межд-го партнерства по решению проблем перехо­да к устойч. разв-ю; -продолжить курс на либерализацию внешней торг-ли при условии обеспеч. эк. безопасности и защиты нац. интересов во внешнеэк. деят-ти; -проводить в рамках общеприн. процедур пол-ку ра­зумного протекционизма в отнош. отеч. товаро­производителей;-обеспечить реализ-ю конкурентных преимуществ стра­ны при осущ-нии внешней торговли; -создать условия для привлечения зарубежных и отеч. инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспеч. выпуск конкурентоспособной наукоемкой пр-ции, соответств. межд-ым нормам и экол. стандартам; -способствовать приоритетному разв-ю тех форм меж­д-ого сотруд-ва, от кот. зависит технико-эк. и технолог. ур-нь эк-ки страны;-разработать меры по более широкому привлечению инос­тр. кап-ла к решению долгоср. соц.-эк. проблем страны, а также к участию в реализации межд-ых проектов, направл. на развитие энергети­ки, транспорта, информ. и коммуникац. техно­логий; -развивать инфраструктуру внешней торговли, включ. товаропроводящие сети, совр. сис-мы инф.-маркетинг. поддержки и электр. торговли, глоб. телекоммуник. сети; -привести нац. закон-во в соотв. с межд-ми нормами и принципами; -обесп. разв-е сис-м сертификации и кач-ва экс­п. пр-ции, признаваемых зарубеж. партнерами. Реализация вышеперечисл. мероприятий позволит РБ глубже интегр-ся в сис-му миро­хоз-х связей. Это будет способствовать ее вступлению во ВТО, развивать вне­шнеторг. отношения с др. странами на долговр. стабильной основе, отстаивать и защищ. нац. интересы в торгово-эк. отнош-х с партнерами на общеприн. в мир. практике правовых положениях и сложившихся традициях.

23.Сущ-ть и формы,причины и последствия межд-го движ-я капитала.

В эпоху своб. конкуренц. господствующее положение в межд-ых эк-их отнош-х занимала МТТ. С появл. машинного пр-ва МРТ приобрело некот. специ­ф. черты. Межд-ная конкурентоспос-сть во многом стала опр-ся быстротой разработки и внедрения в процесс пр-ва научно-техн. и технолог. новшеств. Период индустр. разв-я общ-ва стал ха­рак-ся борьбой между гос-ми за привлечение иностр. инвестиций. Вывоз капитала стан-ся одной из осн. форм межд-ых эк-их отношений. До сер.XX ст. капитал мигрировал из промышленно разв. стран в слаборазвитые и носил огранич. хар-р. («вывоз капитала»).. Вывоз капитала превратился в одну из форм межд-ных экономических отношений (МЭО) и стал хар-ся термином «меж­дународная миграция капитала»(ММК) ММК-это процесс встречн. движ-я капиталов (К) между разл. странами, независимо от ур-ня их соц.-эк. разв-я, принос. их собственникам соотв. до­ходы: прибыль, процент, дивиденды. Осн. причинами ММК явл.: а)прибыль. б)МРТ.; в) таможенные барьеры. г) экология. д)политика. На разв-е процесса ММК влияют две группы факт-в: эк..: разв-е пр-ва и поддержание тем­пов эк. роста; глубокие структ. сдвиги как в мир. эк-ке, так и в эк-ке отд. стран; углуб­л-е межд-ой спец-ции и кооперации пр-ва; рост транснационализации мир. эк-ки; разв-е интеграц. процессов. полит.е, либерализация эксп. и имп. К; пол-ка индустр-ции развив-ся стран; актив­ная соц. пол-ка гос-в; провед-е эк. реформ в странах бывшей мир.сис-мы соц-ма. Эк. целесообр. экспорта К со­ст. в: получ. дополн. прибыли; обходе протекци­онист. барьеров, выдвиг. на пути движ-я товарн. потоков; приближ. пр-ва к новым рынкам сбыта; получ-и доступа к нов. зарубеж. техн-м; эк-мии на налог. платежах; снижении расходов на ООС. Эк. целесообр. импорта К опр-ся: возмож-ю разв-я на кач-но новой основе отеч. пр-в; ростом научно-техн. по­тенциала страны; созданием допол. раб. мест. Участие страны в проц-х ММК отраж. в абсол. и относит. показ-х. К абс. относят: объем экспорта К; объем импорта К; сальдо экспорта-импорта К; число предпр. с иност­р. К в стране и кол-во занятых на них и др.Осн. относ. показ-ми явл.:1) коэф-т импорта К(Кик),отраж. долю иностр. капитала (ИК) в ВВП страны: Кик=ИК/ВВП*100%;2) коэф-т экспорта К (Кэк), отраж. долю экспор-го К (ЭК) в ВВП: Кэк=ЭК/ВВП*100%. Вывоз капитала осущ-ся в 2 осн. формах: предпр. и ссудной. Такое деление вывозимого К обусл-но хар-м его использ-я и формой получения дохода. К предпр. К отн-­ся прямые и портф. иностр. инвестиции. Ссудный К вкл. банковские депозиты, междунар. займы и иностр. помощь. ПРЕДПРИНИМ. форма вывоза К пред­пол. его вложения в промышл., с-х, финанс. и торг. предпри-я. Причем это могут быть как самост. предпр-я, так и филиалы, отделе­ния или дочерние предприятия фирм - экспортеров К. Вывоз К в предпр. форме сохр. за его владельцем право собств-ти на вывезенный в др. страну К и возм-ть непосредств. контроля за его использ-м. Целью вывоза предпр-го К явл. получ-е предпр-ой прибыли (дохода) на основе преимущ-в, получ. в стране приложения К. Вывоз ССУДНОГО К осущ-ся путем предо­ставления гос. и частных внешних займов с целью получ. дохода в виде %, ур-нь кот. заранее фиксируется. Этот вывоз К осущ-ся либо путем размещения иностр. облигаций в стране, эксп-щей К, либо путем прямого предоставления иностр. частным или гос. орг-циям ср-в взаймы. Особ-ю вывоза ссудного К явл. то, что этот К напр-ся в др. страну на заранее установ­л. срок, причем кредитор сохраняет право собст-ти на представленный в ссуду К, но право использ-я этого К переходит к заемщику - правительствам или предпринимателям иностр. гос-в. По хар-ру собст-ти вывозимого К различают: -вывоз частного К, -гос. заграничные капиталовложения, -К междунар. орг-ций (МВФ, МБРР и др.).

25. Основные тенденции движения ПИИ. Понятие инвестиционного климата и инвестиционной политики. В нач. 21в в рез-те мир. фин. кризиса и сниж. эк.активности в мире значит. уменьши. объемы мир. ПИИ – если в 2000 году их объем составил 1,4 трлн. долл.,то в 2001 году – всего 735 млрд. долл.. В 2002 году по-прежнему сохр-сь тенденция сниж.объемов инвестиций, кот. составили 651 млрд. долл., что на 11% меньше, чем в предыд. году.Только в 2004 году наметилась тенденция увелич. глоб. потоков ПИИ, до того снижавшихся три года. Рост продолжился и в 2005 году – он был значит., на 29%, объем ПИИ достиг 916 млрд. долл. Сохр-сь тенденц. роста и в 2006 году – на 38%, до 1,306 трлн.долл. Суммарн. объем накопл. ПИИ в 2005 году оценивался в 10,1 трлн.долларов, в 2006 году – почти 12 трлн. Состояние мир. ПИИ отслеживает Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), кот. готовит ежегодные доклады. Стр-ра инвестиций меняется незначит.. По-прежнему инвестир-е носит перекрестный хар-р, т.е. одни и те же страны одновр. выступают и инвесторами, и заемщиками на фин. рынках. Осн. инвесторами остаются промышл. развитые страны (84%), они же получают наибольший приток инвестиций (65%). След-но, сохран-ся и такая тенденция, как концентрация потоков ПИИ. При этом для и США, и страны Евросоюза в 2006 году явл. нетто-экспортерами (США были нетто-импортером в 2005 году). Наиболее актив. получателями ПИИ явл. разв-ся страны и Вост. Европа, где отток и приток К соотносятся как 1 : 2 и 1 : 3,8. Происх. смена отрасл. приоритетов в динамике ПИИ. На протяжении посл. лет сниж-ся инвестиц. привлекательность обрабатыв. промышл-ти. Осн. часть прироста ПИИ пришлась в 2006 году на сектор услуг, в частности, на сегменты финансов, связи и недвижимости. Резко увеличился приток ПИИ в добыв.отрасль. Инвестиц. климат – это комплекс параметров, кот. хар-ет степень риска и усл. для эф-го среднеср-го или долгоср-го вложения капитала в разл. отрасли данной страны или региона. Инвестиц. комплекс включ. след. осн. показатели:1)показатели общего состояния нац. эк-ки (объем ВВП, темпы его роста.);2)гос. пол-ка по стимулир. инвестиций;3)действующее хоз. закон-во, прежде всего, в сфере регулир. инвестиц.потоков;4)участие страны в деят-ти междунар. орг-ций.Как правило, оценку инвестиц. климата дают по двум направлениям: риски и возможности.К рискам относят: полит. нестабильность, соц. напряженность в общ-ве, эколог. риски, макроэконом. риски (кризисы), ур-нь преступности. Потенц. возмож-ти, кот. открываются перед инвестором, наз. инвестиц. потенц-лом. Он хар-ся:-ресурсно-сырьевой базой;-производ. потенциалом ;-состоянием потреб-го рынка;-инфраструктура .С точки зрения указ. факторов наиболее благоприятный инвестиц.климат сущ. в странах с развитой рын. эк-кой. В то же время мн. разв-ся и переходные эк-ки сохраняют огранич.и барьеры на пути зарубеж. капиталовлож., стремясь защитить отеч. производителей на внутр. рынке. РБ относится к числу стран, имеющих достаточно выс. инвестиц.потенциал, но не реализ-х его. Причем сдержив. факт-м выступ. выс. инвестиц риск. По индексу инвестиц. потенциала РБ среди 141 стран поднялась с 65-го места в 2000 году на 50-е в 2006 году.

Инвестиц. пол-ка – это комплекс мер гос. регулир. движ-я ПИИ в опред. стране. Страны могут проводить стимулир.инвестиц. пол-ку, предос-я иностран. инвесторам льготы и тем самым поощряя ввоз инвестиций, а могут устанавл. равные условия хоз-ия в отн-нии иностр-х и нац. инвесторов – в этом случае приток ПИИ напрямую зависит от сост-я инвестиц. климата в стране. Иссл-ми в обл. ПИИ по странам с перех. эк-кой была выявл. след. закон-ть: при уменьш. инвестиц. рисков на 1% увелич.притока ПИИ происходит на 2%.

Наши рекомендации