Раздел: 2. Организация и нормирование труда 2 страница

· уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику. Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями. Со второй половины 80-х гг. в России наблюдаются негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

Часть: 3. Экономически активное население

С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

Занятость - деятельность граждан для удовлетворения личных и общественных постребностей, не противорпечащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ - занимающиеся предпринимательской деятельностью; - занятые в подсобных промыслах и реализующие про-дукцию по договорам; - выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперати-вов(артелей); - избранные, назначенные или утвержденные на оплачи-ваемую должность; - проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы и заработка;

б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

в) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;

г) были готовы приступить к работе;

д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Численность экономически активного населения к концу декабря 2001г. составила, по оценке, 71,4 млн.человек, или около 49,5% от общей численности населения страны.

В конце декабря 2001г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн.человек, или 1,6% экономически активного населения. Занятых 64,974 млн. чел, или 91% от экономически активного населения.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В ноябре 2001г. на них работало 40,9 млн.человек, или 62,9% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2011,7 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в ноябре 2001г. 42,9 млн. и было меньше, чем в ноябре 2000г. на 411,2 тыс., или на 0,9%.

Таблица 1

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства)

  Январь-ноябрь 2001г., тысяч В % к январю-ноябрю 2000г. Ноябрь 2001г., тысяч В % к Справочно
  Ноябрю 2000г. Октябрю 2001г. Январь - -ноябрь2000г. в % к Ноябрь - 2000г. в% к
Январю ноябрю 1999г. Ноябрю 1999г. Октябрю 2000г.
Всего замещенных рабочих мест (работни-ков) 43102,2 99,4 42885,3 99,1 99,7 100,5 99,6 99,7
в том числе:                
работников списочного состава (без внешних совместителей) 41202,0 99,2 40873,6 98,8 99,7 100,4 99,5 99,6
внешних совместителей 945,2 106,3 1005,4 106,0 102,4 103,1 105,3 102,8
вып-ших раб. по дог-ам гражданско-правового характера 955,0 102,7 1006,3 101,7 98,2 105,6 102,1 97,6

Часть: 4. Экономически неактивное население

Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности;

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

д) отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Численность экономически неактивного населения к концу декабря 2001г. составила, по оценке, 72,6 млн.человек, или около 50,4% от общей численности населения страны.

Часть: 5. Безработные

К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы и заработка;

б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

в) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;

г) были готовы приступить к работе;

д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Раздел: 2. Организация и нормирование труда 2 страница - student2.ru Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

3. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В конце декабря 2001г., по оценке, 6,4 млн. человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн.человек, или 1,6% экономически активного населения.

Таблица

Динамика численности безработных на конец месяца

  Общая численность  
  безработных Численность официально зарегистрированных безработных
  тыс. человек в % к тыс. человек в % к
  соответст-вующему пе-риоду предыдущего года преды- дущему периоду   соответст-вующему пе-риоду предыдущего года преды- дущему периоду
2000г.
Январь 86,4 98,1 63,7 97,7
Февраль 82,5 98,1 62,8 99,6
Март 81,3 95,3 62,6 97,8
I квартал (в среднем за месяц) 83,4 94,7 63,1 96,3
Апрель 81,0 95,1 62,3 95,8
Май 81,2 95,2 61,8 92,9
Июнь 82,5 98,7 63,3 94,4
II квартал (в среднем за месяц) 81,6 88,1 62,4 88,1
Июль 82,6 98,6 66,0 98,1
Август 81,5 98,6 69,3 99,6
Сентябрь 80,4 99,6 72,3 98,2
III квартал (в среднем за месяц) 81,5 95,0 69,1 91,2
Октябрь 78,8 99,6 75,5 100,0
Ноябрь 77,0 99,6 79,3 103,3
Декабрь 79,1 100,6 82,1 103,7
IV квартал (в среднем за месяц) 78,3 98,7 79,0 102,1
Год (в среднем за месяц) 81,3   67,4  
2001г.
Январь 81,0 101,9 85,3 101,5
Февраль 83,0 100,6 88,9 103,9
Март 82,8 95,1 91,8 101,0
I квартал (в среднем за месяц) 82,3 99,9 88,6 108,1
Апрель 82,6 94,8 94,8 98,9
Май 82,1 94,5 97,6 95,6
Июнь 83,5 100,4 99,3 96,0
II квартал (в среднем за месяц) 82,7 88,6 97,2 96,6
Июль 85,1 100,4 101,5 100,3
Август 86,7 100,4 102,9 100,9
Сентябрь 87,5 100,4 103,0 98,3
III квартал (в среднем за месяц) 86,4 99,3 102,4 96,1
Октябрь 88,2 100,4 104,4 101,4
Ноябрь 90,0 101,6 106,5 105,4
Декабрь 90,9 101,6 108,3 105,4
IV квартал (в среднем за месяц) 89,7 101,2 106,4 104,0
Год (в среднем за месяц) 85,1   98,1  

Часть: 6. Виды безработицы

Безработица - резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последущем расширении производства или при структурных перестройках. Это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.

Умеренная безработица (3-5%) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.Коэффициент безработицы определяется как отношение числа безработных (на дату) к экономически активному населению (на эту же дату).

Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическая безработица - самая болезненная - возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Институциональная безработица - возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполная информация о вакантных рабочих местах.

Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать.

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Часть: 7. Виды занятости населения

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Основные принципиальные вопросы, связанные с занятостью населения, отражены в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Однако необходимо отметить, что этот закон относит к занятым не только тех, кто входит в число экономически активного населения и характеризует занятость в общественном производстве, но и служащих в Вооруженных Силах, во внутренних и железнодорожных войсках, и органах государственной безопасности и внутренних дел, а также трудоспособных граждан, обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, на очных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Часть: 8. Служба занятости населения и ее функции

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Основные направления этой политики следующие:

предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

· соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

· социальная защита в области занятости;

· сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

· координация деятельности в области занятости с другими направлениями Экономической и социальной политики;

· поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

· международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и центры занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, в Москве и Санкт-Петербурге, центры занятости населения в районах и городах.

В обязанности служб занятости входит:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

· информация о состоянии рынка труда;

· учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

· консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

· оказание услуг по трудоустройству;

· регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

· организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

· организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют право:

· запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

· направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

· направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

· оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.

Можно выделить три канала трудоустройства:

  1. коммерческая служба занятости
  2. государственная служба занятости
  3. через Internet.

Из Федерального "Закона о занятости".

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществля-ет:

разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости насе-ления;

разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

создание федеральной государственной службы заня-тости населения.

Федеральная государственная служба занятости:

1. Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятель-ность которой направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Наши рекомендации