Задания для контрольных работ (части 1 и 2)
Вариант 1. Сущность маркетинга и его значение в условиях рыночной экономики.
1. Теоретическая часть. Понятие маркетинга. Современная концепция маркетинга - содержание, основные принципы, функции. Исторические предпосылки маркетинга. Социально-экономическая сущность маркетинга. Основные функции и подфункции современного маркетинга.
2. Практическая часть.
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать применение и роль современных подходов в маркетинге на исследуемом предприятии. Предложить собственные рекомендации по совершенствованию организации системы маркетинга на предприятии.
3. Задача и тестовое задание 1.
Вариант 2. Маркетинг как управление сбытом. Концепции маркетинга.
1. Теоретическая часть
Основные принципы и задачи маркетинга. Понятие сбыта в системе маркетинга, его цели и функции. Концепции маркетинга: производственная, сбытовая, товарная, традиционная, социально-этическая, концепция взаимодействия.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Охарактеризовать политику сбыта на рассматриваемом предприятии (основные группы выпускаемой продукции (оказываемых услуг), основные потребители, основные каналы сбыта). Оценить использование Вашим предприятием основных концепций маркетинга, сделать выводы об их эффективности для конкретного предприятия. Предложить направления совершенствования сбыта.
3. Задача и тестовое задание 2.
Вариант 3. Маркетинг и потребительское поведение.
1. Теоретическая часть
Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность товара. Кривые безразличия и потребительское равновесие. Потребности, классификация потребностей. Взаимосвязь потребностей и спроса. Основные типы маркетинга в зависимости от характера существующего спроса.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать существующий спрос на продукцию (услуги, работы) предприятия. Охарактеризовать основных потребителей продукции, предложить собственные рекомендации по совершенствованию взаимоотношений предприятия с потребителями.
3. Задача и тестовое задание 3.
Вариант 4. Система маркетинга. Основные факторы микросреды предприятия.
1. Теоретическая часть
Предпринимательство, как объект маркетинга. Основные цели и задачи предпринимательства. Маркетинговая окружающая среда. Внутренняя и внешняя среда маркетинга. Основные субъекты, действующие в микросреде фирмы: поставщики, клиенты, конкуренты, посредники. Задачи основных субъектов системы маркетинга.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать на примере Вашего предприятия взаимосвязь элементов микросреды фирмы: каким образом изменение одного из элементов может оказать влияние на все другие
элементы. Предложить направления совершенствования некоторых элементов микросреды среды (например, взаимоотношений предприятия с поставщиками ресурсов).
3. Задача и тестовое задание 4.
Вариант 5. Система маркетинга. Основные факторы макросреды предприятия.
1. Теоретическая часть
Характеристика маркетинговой среды предприятия. Основные факторы макросреды функционирования фирмы: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, факторы культурного окружения.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Дать оценку макросреды организации по элементам и проанализировать на примере Вашего предприятия взаимосвязь элементов: каким образом изменение одного из элементов макросреды среды может оказать влияние на все другие элементы. Предложить направления совершенствования взаимодействия предприятия с элементами макросреды (например, оценить налоговую политику предприятия или проанализировать, насколько полно организация использует последние достижения научно-технического прогресса в сфере собственных технологий и т.д..).
3. Задача и тестовое задание 5.
Вариант 6.Информация и основы маркетинговых исследований.
1. Теоретическая часть
Понятие информации и ее значение для маркетинговой деятельности предприятия. Основные элементы маркетинговой информационной системы. Понятие внутренней и внешней информации, система маркетинговых исследований и исследований рынка. Основные принципы защиты маркетинговых информационных систем. Основные виды и этапы проведения маркетинговых исследований. Качественные и специальные методы маркетинговых исследований.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Провести оценку информационной системы предприятия. Какие методы используются для проведения маркетинговых исследований рынка? Предложить собственные рекомендации по совершенствованию организации информационной базы и системы исследования рынка.
3. Задача и тестовое задание 6.
Вариант 7. Конкурентные стратегии в маркетинге. Бенчмаркетинг.
1. Теоретическая часть
Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Продуктивность (эффективность производства) и конкурентоспособность, теория конкурентного преимущества Портера. Типовые конкурентные стратегии. Проектирование стратегии конкуренции. Понятие бенчмаркетинга. Сущность, принципы, задачи и организация бенчмаркинга в системе организации предпринимательства и маркетинговой деятельности партнеров и конкурентов.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Описать конкурентную стратегию исследуемого предприятия, оценить ее общую эффективность, предложить направления совершенствования конкурентной стратегии.
3. Задача и тестовое задание 7.
Вариант 8. Стратегическое планирование в маркетинге.
1. Теоретическая часть
Теоретические основы стратегий маркетинга. Этапы стратегического планирования. Стратегия выбора рынка, стратегия ориентирования на потребителя, стратегия ориентирования на конкурентов, стратегия ориентирования на торговлю, маркетинговая интегрированная стратегия. Маркетинг-микс. Методы планирования и прогнозирования в маркетинге: балансовый и программно-целевой методы планирования; сетевое планирование.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Описать систему стратегического планирования в Вашей организации. Дать характеристику применяемым маркетинговым стратегиям. Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического маркетинга на предприятии.
3. Задача и тестовое задание 8.
Вариант 9. Контроль и аудит в маркетинге.
1. Теоретическая часть
Маркетинговый контроль: типы контроля, процесс контроля. Контроллинг маркетинговых мероприятий (по сбыту; деятельности на рынке; организации рекламы; формированию и выполнению плана маркетинга и т.д.). Маркетинг - аудит: задачи и основные этапы проведения.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Оценить организацию маркетингового контроля на исследуемом предприятии. Предложить собственные направления совершенствования системы контроля маркетинговых мероприятий.
3. Задача и тестовое задание 9.
Вариант 10. Методы рыночной сегментации рынка. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара.
1. Теоретическая часть
Разновидности сегментирования рынка. Формирование сегмента. Основные принципы сегментирования потребительских рынков. Позиционирование товаров на рынке. Особенности сегментации и позиционирования на рынках товаров производственного назначения.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Охарактеризовать сегмент рынка, на который ориентируется предприятие при реализации своей продукции. Дать описание основных потребителей продукции (услуг, работ). Разработать собственные рекомендации, направленные на совершенствование системы позиционирования товаров (услуг, работ) предприятия на рынке.
3. Задача и тестовое задание 10.
Вариант 11. Товар в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Понятие товара, свойства товара. Классификация товаров. Товары промышленного назначения, их особенности. Жизненный цикл товара. Конкурентоспособность. Имидж товара, товарные марки.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Охарактеризовать товары, использующиеся Вашим предприятием для производства собственной продукции (ресурсы). Провести оценку ресурсов по группам поставщиков, по ценам, по качеству. На основе анализа предложить рекомендации по совершенствованию политики снабжения ресурсами предприятия.
3. Задача и тестовое задание 11.
Вариант 12. Товарная политика предприятия.
1. Теоретическая часть.
Цели и задачи товарной политики предприятия. Основные маркетинговые решения в товарной и ассортиментной политике (инновация, вариация, диверсификация). Маркетинговые стратегии на разных этапах жизненного цикла товара. Особенности товарной политики предприятий АТ.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Описать товарную политику исследуемого предприятия. Оценить эффективность существующей товарной политики и маркетинговых стратегий. Предложить собственные рекомендации по совершенствованию товарной политики.
3. Задача и тестовое задание 12.
Вариант 13. Договорная политика в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Понятие договора. Основы и понятия договорной политики. Условия договорной политики: скидки, сбытовая и кредитная политики, условия поставки и расчетов.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия)
б) Описать основные направления организации договорной деятельности на Вашем предприятии. Привести пример типового договора Вашего предприятия. Какие основные принципы используются при заключении договоров с поставщиками ресурсов и заказчиками продукции (работ, услуг) предприятия? Указать преимущества и недостатки существующей системы договорной политики, охарактеризовать направления ее совершенствования.
3. Задача и тестовое задание 13.
Вариант 14. Ценообразование в маркетинге.
1. Теоретическая часть
Понятие цены, ценообразования и ценовой политики. Система цен и их классификация. Выбор метода ценообразования («средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности, обеспечение целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен; установление цены на основе закрытых торгов). Установление цен на новые товары
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Оценить политику ценообразования, применяемую на Вашем предприятии. Какие основные методы используются организацией при установлении цен на готовую продукцию? Разработать систему собственных рекомендаций по совершенствованию политики ценообразования.
3. Задача и тестовое задание 1.
Вариант 15. Логистика в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Основные понятия логистики, определения, задачи и функции. Логистические операции. Принципы и концепция логистики, виды логистических систем. Закупочная, производственная и распределительная логистика. Материальные запасы и организация складского хозяйства. Транспортная логистика и ее особенности.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Описать систему логистики на Вашем предприятии, а также процесс организации складского хозяйства. Оценить эффективность существующей системы логистики и сформулировать предложения по ее совершенствованию.
3. Задача и тестовое задание 2.
Вариант 16. Товародвижение и сбыт.
1. Теоретическая часть
Товародвижение: понятие и организационные аспекты. Каналы распределения товаров. Маркетинговая стратегия продвижения товара. Цели распределительной политики. Организация маркетинговых решений в системе распределения. Маркетинговые решения в системе каналов сбыта. Пути сбыта. Селекция средств сбыта.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать систему товародвижения на Вашем предприятии. Описать процесс сбыта одного из товаров (работы, услуги). Указать проблемы, существующие в системе товародвижения, и
предложить меры по совершенствованию сбыта.
3. Задача и тестовое задание 3.
Вариант 17. Коммуникативная политика в маркетинге.
1. Теоретическая часть
Понятие маркетинговой коммуникации. Коммуникации и обратная связь в системе маркетинговых коммуникаций. Теория взаимодействия и коммуникативные сети. Интерактивные процессы маркетинговых коммуникаций. Организация эффективных маркетинговых коммуникаций.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Провести анализ маркетинговых коммуникативных сетей на Вашем предприятии. Рассмотреть причины проблем, возникающих в коммуникационных системах. Предложить меры по совершенствованию отношений с субъектами маркетинговых коммуникаций (например, с поставщиками, посредниками, конкурентами и т.д.).
3. Задача и тестовое задание 4.
Вариант 18. Реклама в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Понятие рекламы в маркетинге. Рекламные коммуникации. Основные решения в сфере рекламы. Медиа-коммуникации. Личная продажа. Паблик рилейшнз. Стимулирование сбыта. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий. Метод «директ-мейл». Престижная реклама.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать стратегию Вашего предприятия в сфере рекламы. Какие основные методы рекламы использует организация? Оценить эффективность маркетинговых решений в сфере рекламы и стимулирования сбыта. Указать собственные рекомендации по совершенствованию процесса принятия рекламных решений.
3. Задача и тестовое задание 5.
Вариант 19. Маркетинговые структуры предприятия.
1. Теоретическая часть
Общие принципы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. Основные задачи и функции подразделений маркетинга. Влияние концепции маркетинга на организационную структуру предприятия.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Провести анализ организационной структуры предприятия и структуры службы маркетинга. Оценить эффективность выбранной структуры с точки зрения концепции маркетинга и предложить собственные рекомендации по ее совершенствованию.
3. Задача и тестовое задание 6.
Вариант 20. Бизнес-план и его связь с маркетинговой программой предприятия.
1. Теоретическая часть
Понятие бизнес-плана. Основное содержание и разделы бизнес-плана. Анализ рынка и план маркетинга как основные элементы бизнес-плана. Финансовый бюджет бизнес-плана.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Описать результаты планирования маркетинга на предприятии на текущий период. Провести анализ запланированных мероприятий. Привести собственные рекомендации по совершенствованию плана маркетинга в организации.
3. Задача и тестовое задание 7.
Вариант 21. Управление персоналом в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Положения об отделах маркетинга. Должностные инструкции сотрудников отдела маркетинга. Основные должностные обязанности маркетологов на предприятии.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Привести положение об отделе маркетинга или описать полномочия и обязанности сотрудника отдела маркетинга в Вашей организации. Провести анализ организации труда в отделе маркетинга. Разработать рекомендации по совершенствованию трудового процесса маркетологов.
3. Задача и тестовое задание 8.
Вариант 22. Спрос и предложение на рынке, система исследования спроса и предложения в маркетинге.
1. Теоретическая часть
Понятие спроса. Основные виды спроса. Факторы, влияющие на спрос. Предложение, виды и факторы предложения. Взаимосвязь спроса и предложения с ценой. Основные методы маркетингового анализа спроса и предложения.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать спрос и предложение товара (работ, услуг) Вашей организации (предприятия). Какие из товарных групп пользуются наиболее устойчивым спросом? Какие из методов анализа рыночного спроса используются маркетинговой службой Вашего предприятия? На основании проведенного анализа спроса предложить собственные рекомендации, направленные на совершенствование взаимоотношений с потребителями.
3. Задача и тестовое задание 9.
Вариант 23. Маркетинг на рынке ценных бумаг.
1. Теоретическая часть
Рынок ценных бумаг как объект маркетинга. Товар на рынке ценных бумаг. Особенности ситуационного анализа и сегментации на рынке ценных бумаг. Особенности комплекса маркетинга ценных бумаг. Особенности маркетинговых стратегий на рынке ценных бумаг.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Проанализировать эмиссию ценных бумаг на Вашем предприятии. Какие из ценных бумаг (акции, облигации и т.д.) Вашего предприятия пользуются наибольшим спросом? Ценные бумаги каких предприятий приобретались Вашим предприятием в текущем периоде? Приведите собственные рекомендации, направленные на оптимизацию купли-продажи ценных бумаг.
3. Задача и тестовое задание 10.
Вариант 24. Разработка нового товара в системе маркетинга.
1. Теоретическая часть
Разработка концепции нового товара. Формирование цены на новый товар. Особенности реализации нового товара. Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Охарактеризовать какой-либо недавно разработанный на Вашем предприятии товар (работу, услугу). Описать основные этапы его разработки. Каким образом рассчитывались затраты на создание и сбыт товара? Проанализировать формирование цены на новый товар. На основе результатов проведенного исследования указать собственные рекомендации по совершенствованию системы разработки нового товара.
3. Задача и тестовое задание 11.
Вариант 25. Международный маркетинг.
1. Теоретическая часть
Среда международного маркетинга. Информационное обеспечение международного маркетинга. Анализ и оценка привлекательности международных рынков. Политика проникновения на международные рынки. Особенности товарной политики в международном маркетинге. Маркетинговые аспекты договорной политики на международных рынках. Передача технологий как форма выхода на внешний рынок.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Дать характеристику международным деловым контактам Вашего предприятия. Оценить договорную политику предприятия на международном рынке. Выявить сильные и слабые стороны договорной политики и предложить собственные направления ее совершенствования.
3. Задача и тестовое задание 12.
Вариант 26. Особенности маркетинга на предприятиях АТ (АРП).
1. Теоретическая часть
Автотранспортное предприятие (авторемонтное предприятие) как социально-экономическая организация. Характеристика основных видов деятельности автотранспортного предприятия (авторемонтного предприятия), особенности оказываемых услуг. Сущность маркетинга и маркетинговая среда АПТ (АРП). Исследовательско-аналитическая функция маркетинга на АТП (АРП). Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Особенности формирования политики установления цен на оказываемые услуги.
2. Практическая часть
а) Дать характеристику организации (предприятия).
б) Охарактеризовать особенности среды маркетинга Вашего предприятия. Описать, как осуществляется взаимодействие предприятия с поставщиками и заказчиками, как происходит процесс установления цены на оказываемые услуги. Охарактеризовать особенности маркетинговой стратегии предприятия транспорта (авторемонтного предприятия) и предложить собственные рекомендации по ее совершенствованию.
3. Задача и тестовое задание 13.