Порядок подготовки, представления и защиты курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Введение — вступительная, начальная часть курсовой работы. Введение, как правило, — это самый короткий раздел курсовой работы (до 3 страниц), однако он очень важен. Оно включает в себя общую характеристику работы, содержит оценку современного состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, отражает ее актуальность, в нем определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, а также его структура. Во введении последовательно раскрываются следующие подразделы:

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей белорусского общества в решении данной проблемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов нашего общества.

Далее дается обзор источников по теме, кратко раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что - неполно, что - вообще не разработано).

Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики.

Цель исследования — это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме, общая направленность исследования, его ожидаемый результат. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Анализ... ", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Предпочтительнее использовать выражения: «выявление, определение, разработка».

Задачи исследования (их может быть 3 и более)- это планируемые пути достижения поставленной цели. При определении задач предпочтительнее использовать выражения: «уточнить, обосновать, выявить, усовершенствовать, проверить».

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, ме­тодологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.

Вторая задача - с анализом реального состояния предмета исследо­вания, динамики развития, обоснованием основных путей решения про­блемы.

Третья задача - со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки.

Последующие задачи связаны с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, а также разработкой методических рекомендаций по проблеме исследования.

Объект исследования - это та часть реальности, которая подлежит изучению, исследованию, преобразованию или совершенствованию. В ка­честве объекта исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в теории и практике.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Предмет исследования - это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Границы предмета исследования определяются целью и задачами исследования.

Структура работы.Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из … разделов, заключение, список литературы, …приложений (если таковые имеются), общий объем работы…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Курсовая работа содержит, как правило, 2-3 раздела. При необходимости могут выделяться подразделы. Следует придерживаться единообразия при составлении плана работы. Так, если один из разделов работы не содержит подразделов, следует отказаться от деления на подразделы и в других разделах.

Распределение основного материала курсовой работы по разделам определяется студентом по согласованию с научным руководителем. В разделах с максимальной полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы.

Весь порядок изложения в курсовой работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждый раздел имеет определенное целевое назначение и является базой для последующего.

В курсовой работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю...», «я на­блюдал...», «по моему мнению...», «мне кажется...» и т.п.), так и множе­ственного (например: «мы считаем...», «мы получили...» и т.п.). В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что...», «проведенное исследование подтвердило...» и т.п.) или писать: «по мнению автора курсовой работы...».

Каждый раздел завершается обязательными самостоятельными выводами студента, в которых подводятся итоги исследования проблемы. В выводах формулируются самостоятельные мысли автора, к которым он пришел в результате проведенного исследования.

В тексте курсовой работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных положений других авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» приводятся обобщающие выводы, подводящие итог и отражающие основные результаты выполненной диссертантом работы. Данныйраздел состоит из отдельных обобщающих пунктов, которые должны строго соответствовать задачам исследования, поставленным во введении. Важно, чтобы помимо чисто содержательной части они также включали в себя научную новизну и практическую значимость полученных автором результатов. Объем раздела должен составлять не более 3-х страниц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В курсовой работе этот список должен содержать не менее 15 наименований. Список литературы приводится с указанием порядкового номера источников и в порядке очередности цитирования или по алфавиту.

Важным является правильное оформление ссылок на использованные источники в самом тексте работы. При необходимости сослаться на использованный источник, в тексте работы в квадратных скобках указывается порядковый номер источника, который помещен в «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», а затем указывается страница. Например, [17, с. 5; 27, с. 49 -51, 159 - 208].

Надо учитывать, что в виду растущего потока информационных ресурсов на электронных носителях, а также различной электронной информации в режиме локального и удаленного доступа, возникает вопрос об оформлении ссылок. При этом описание должно быть подчинено общим правилам стандартного описания в части структуры, выбора языка и графики, примечаний и сокращений. Необходимыми элементами описания являются: основное заглавие; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; обозначение ресурса; место издания; дата; режим доступа.

Для удаленных ресурсов необходимо указать режим доступа («mode of access») или, сетевые сервисы (http, ftp и т. д.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения включают в себя вспомогательный материал (таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, методики, инструкции, справочный материал, заполненные формы отчётности и т. п.), который при включении в основную часть курсовой работы загромождает текст, однако является необходимым для полноты восприятия содержания работы, оценки ее научной и практической значимости.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполненную курсовую работу в месячный срок до защиты студент сдает на кафедру, где она передается руководителю для подготовки письменной рецензии. Заведующий кафедрой решает вопрос о возможности допуска студента к защите курсовой работы. На кафедре создается комиссия, которая заслушивает сообщение студента о курсовой работе и определяет готовность студента к защите выполненной работы.

Наши рекомендации