Глава 3. Роль и значение коммерческой тайны в торговом обороте

Длительное отсутствие в стране надлежащего законодательства и недочеты действующего Закона о коммерческой тайне от 29 июля 2004 г. привели к накоплению большого числа нерешенных проблем, возникновение которых объясняется сложным комплексом взаимосвязей государственных и частных интересов, касающихся использования и охраны конфиденциальности информации производственно-технического и коммерческого характера, включая интересы отечественных и иностранных партнеров и конкурентов. Подобная тенденция в определенной мере сохраняется и после введения в действие названного Закона, вступления в силу нового базового Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г., и части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от 18 декабря 2006 г., существенно укрепивших правовую базу рыночных отношений, в частности, закрепившей за обладателем исключительное право на секрет производства (ноу-хау) и его защиту с использованием режима коммерческой тайны.

Развитие рыночного хозяйства затрудняет известная осторожность цивилистов в подходе к выделению отдельных проблем, обладающих высокой актуальностью, что влечет появление публикаций, не выходящих подчас далее комментария к положениям Закона о коммерческой тайне без научного анализа использования организациями правовых возможностей для защиты коммерческой тайны в процессе ее обращения. Нельзя также не заметить, что принципы обеспечения национальной безопасности сформулированы в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации без должного учета частных интересов предпринимателей, которые оказались перед лицом многих вызовов и угроз их бизнесу. Показательно, что среди различных форм недобросовестной конкуренции особое место занимает противоправное завладение производственными и коммерческими секретами в целях последующего несанкционированного их использования при производстве и реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг. Правонарушения, совершаемые в сфере обращения коммерчески значимой информации, реально наносят значительный ущерб экономике. На практике происходит явная недооценка вредных последствий, причиняемых этими правонарушениями экономическим интересам организаций. Упущения и недостатки в борьбе с этими нарушениями связаны с тем, что значительное их число не попадает в поле зрения правоохранительных структур, в том числе в коммерческих организациях. Материальный ущерб, причиняемый такими нарушениями, в должной мере не возмещается.

Одной из наиболее существенных причин такого рода явлений, как представляется, выступает то, что в условиях разгосударствления экономики, расширения внешнеэкономических связей и самостоятельного ведения предпринимательской деятельности малый и средний бизнес в силу объективных и субъективных причин практически оказался неспособным защищать свою коммерческую тайну. Коммерческие организации лишились необходимой поддержки государства после разделения массива секретной информации на государственную и коммерческую тайны.

По мере накопления организациями опыта в сфере обращения коммерчески значимой информации встает вопрос о совершенствовании правовой базы использования гражданско-правовых и других средств, придания ей свойства надежной системы установления эффективного правового режима коммерческой тайны и его организационного, правового и методического обеспечения, учитывающей несомненную специфику по сравнению с иными объектами гражданского права.

Формирование механизмов корпоративного регулирования обращения коммерческой тайны можно рассматриваеть как сложный процесс учета факторов воздействия внешней среды на хозяйственную деятельность организации и выработки в этой связи адекватных мер противодействия угрозам. Существенное значение при этом имеет правильный выбор актов корпоративного права, использование которых позволит эффективно регулировать правоотношения, возникающие при обращении коммерчески значимой информации, а также использовать регулятивные свойства обычаев, деловых обыкновений и прецедентов, выражающих содержание общедозволительного метода регулирования в этой сфере.

Меры, устанавливающие режим коммерческой тайны, составляют одно из обязательных условий достижения необходимого уровня защищенности коммерческой тайны. Их содержание и объем определяются организацией исходя из правомочия на собственные действия (В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев), которые реализуются по усмотрению субъектов в виде мероприятий. Понятие «мера» применительно к режиму коммерческой тайны означает способ воздействия на участников обращения коммерчески значимой информации путем определения границ (пределов) дозволительного и разрешительного порядка ее использования и охраны конфиденциальности. Под мероприятием по защите информации понимается совокупность действий по разработке и практическому применению методов и технологии защиты информации, имеющих целью решение отдельных задач по установлению и обеспечению режима коммерческой тайны.

Заключение

Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.

Подводя итоги можно отметить следующее:

1). Задача укрепления правовой базы регулирования коммерческой тайны допускает использование различных решений. Вместе с тем отнесение института коммерческой тайны к системе исключительных прав не вполне обоснованно. Большинство ученых (И.Л. Бачило, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев) считают, что институты гражданского права, опосредующие интеллектуальную собственность и ее результаты, закрепляют право на легальную монополию совершения различных действий по использованию и распоряжению результатами творчества, тогда как институт коммерческой тайны, наоборот, закрепляет право на коммерческую тайну только при выполнении обладателем определенных условий неизвестности и охраноспособности такой информации, т.е. установлении фактической монополии. В противном случае лицо лишено возможности доказывать свое право на коммерческую тайну.

2). Обращение коммерчески значимой информации имеет определенные особенности. Предметом регулирования коммерческой тайны являются многообразные отношения по поводу ее производства (получения), использования, хранения и передачи с соблюдением условия конфиденциальности. Часто регулирование этих отношений выходит за рамки гражданско-правовых. В этих случаях используются иные правовые средства установления и обеспечения режима коммерческой тайны.

3). Цель выделения сферы обращения коммерческой тайны как самостоятельной области правового регулирования состоит в том, чтобы упорядочить законодательное, корпоративное и договорное регулирование в этой сфере на основе изучения правовой практики, для устранения имеющихся пробелов и согласовать применение правовых средств, с тем чтобы их использование соответствовало решению хозяйственных задач.

4). Институт коммерческой тайны выполняет важные функции в экономическом обороте: легализует право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на коммерческую тайну; устанавливает правовой режим обращения тайны; позволяет на законном основании использовать такую информацию; защищает права на коммерческую тайну с использованием норм гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права.

5). Решение проблем организационно-правового обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации требует создания развитой теоретической базы регулирования обращения коммерческой тайны, которая сегодня фактически отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с. – ISBN 5-94462-025-0.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. Части 1- 4: [федер. законы: принятые Гос. Думой 21 дек. 1994 г., 26 янв. 1996г., 01 нояб. 2001г., 18 дек. 2006г.: по состоянию на 1 нояб. 2009 г.] - М.: Норма, 2009. - 665 с . - ISBN 978-5-370-01041-5.

3. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Стаун-кантри, 2001. – 94, [1] с. – ISBN 5-7931-0142-Х.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 7-е издание. [Текст] /Под ред Гусова К.Н. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. — 928 С. ISBN 978-5-8018-0403-3

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4. [Текст] / Под ред. Степанова С.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.- 1120 С.

6. . Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. [Текст]. Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. / .- М.: Юридический центр. 2005. – 736 С. - ISBN 5-94201-433-7 .

7. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой (постатейный). [Текст] / М.:Книжный мир,2008. – 1248 С. - ISBN: 978-5-8041-0211-2.

8. Бушев А.Ю., Городов О.А., Коммерческое право. [Текст] / Бушев А.Ю., Городов О.А. // М.: Юристъ, 2004. - 622 С. - ISBN: 5-7975-0516-9

[1] [33, с. 8]

[2] [5, с. 30]

[3] [25, с. 19]

[4] [24, с. 238]

[5] [15, с. 4]

[6] [30, с. 635]

[7] [18, с. 228]

Наши рекомендации