Ланирование налога на прибыль и его влияние на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов.

Планирование налога на прибыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных договоров. С учетом этого и того, что порядок исчисления и уплаты налога на прибыль подробно рассмотрены в гл. 25 НК РФ, в рабочем учебнике «Федеральные налоги и сборы», где приведены многочисленные примеры расчета и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, здесь только систематизируются основные направления оптимизации данного налога.

Основные направления оптимизации налога на прибыль:

1) обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;

2) обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

3) включение в текст договоров формулировок по расходам в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ;

4) обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме;

5) осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ: представительские, командировочные, страхование работников и имущества и ряд других.

6) подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая положения ст. 39 Налогового кодекса РФ и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты;

7) обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст. 317 Налогового кодекса РФ;

8) обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 Налогового кодекса РФ;

9) обоснование создания (или нет) резервов, учитываемых в соответствии с Налоговым кодексом при формировании прибыли для целей налогообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и другие;

Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

\

57. Понятие налогового бремени. Факторы, влияющие на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта\

Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта нами понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Несмотря на то что налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки и налоговая политика каждой организации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, мы считаем возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:

1) элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения

2) льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика

3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов

4) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам

5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории России

58/ Использование в налоговом планировании налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Налоговый кредит (tax base) — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Налоговый кредит предоставляется на том этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. Налоговые кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемой прибыли, а непосредственно из суммы начисленного налога. Наиболее известные на Западе виды налоговых кредитов — кредит для налогов, уплаченных за рубежом, кредит на подоходный налог, кредит для стимулирования занятости, инвестиционный кредит.

В России согласно ст.66 Налогового кодекса организации, осуществляющие НИОКР, техническое перевооружение собственного производства, внедренческую и инновационную деятельность, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, имеют право в течение от одного до пяти лет пользоваться инвестиционным налоговым кредитом, уменьшая суммы налога на прибыль (доход), а также региональных и местных налогов.

Конкретные размеры инвестиционного налогового кредита, зависящие от оснований его предоставления, определены п.2 ст.67 Кодекса. Однако суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общему правилу без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо инвестиционного налогового кредита перенос срока уплаты налогов и сборов осуществляется в России также в формах отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Порядок и условия их предоставления изложены в ст.64 и 65 Налогового кодекса.

Наши рекомендации