Социально-экономическое развитие башкортостана в условиях рынка

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 года и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была разработана и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370 утверждена новая редакция Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года (далее – Стратегия).

Новая редакция Стратегии учитывает основные параметры развития и приоритетные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, важнейшими из которых являются:

переход к новой модели пространственного развития эк-ки, рост инновационной составляющей эк-ки республики;

развитие человеческого потенциала, что предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, повышения конкурентоспособности человеческого капитала.

В связи с принятием Концепции демографической политики Республики Башкортостан до 2025 года в целевые ориентиры развития Стратегии внесены изменения по увеличению средней продолжительности жизни и сокращению уровня бедности населения республики.

Прошедший 2009 год являлся четвертым годом реализации первого этапа (2006-2010 годы) Стратегии, предусматривающего решение ключевой задачи ‑ обеспечение высоких темпов социально-экономического развития и накопление инновационных ресурсов.

Социально-экономическое развитие республики в 2009 году под влиянием мирового финансово-экономического кризиса столкнулось с серьезными экономическими вызовами, что негативно повлияло на развитие отдельных сфер эк-ки республики, оказав сдерживающее влияние на реализацию стратегических целей, в том числе по формированию оптимальной структуры высокотехнологичного промышленного производства, способного обеспечить на основе имеющегося потенциала выпуск конкурентоспособной продукции. После десяти лет среднегодового роста валового регионального продукта республики на 7,0% в 2009 году его снижение, по оценке, составило 3,5%.

Вместе с тем благодаря накопленному экономическому потенциалу, оперативно принятым Правительством Республики Башкортостан антикризисным мерам, эффективной реализации Программы деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий (2007-2011 годы), являющейся неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическим развитием республики, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного и среднесрочного прогнозирования и программирования, обеспечено системное развитие республики, не допущен существенный спад темпов экономического роста и сохранены ведущие позиции среди регионов страны.

В 2009 году республике удалось сохранить более высокую динамику, чем в среднем по Российской Федерации, по валовому региональному продукту, промышленному производству, вводу в действие жилых домов, потребительского рынка. Обеспечено стабильное функционирование агропромышленного комплекса.

Продолжена работа по созданию инновационной инфраструктуры, совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность. В результате проводимой работы объем отгруженной инновационной продукции, как и в предыдущие годы, в 2009 году увеличился.

Сохранена социальная стабильность. Выполнены в полном объеме все социальные обязательства, гарантированные государством. Повысились реальные располагаемые денежные доходы населения. Улучшена демографическая ситуация.

Своевременное реагирование на внешние вызовы, эффективная реализация стратегических и программных документов позволяют обеспечить в ближайшие годы выход на ориентиры, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.

1. 8. Эффективность производства. Социально-экономическая эффективность ЗО.

В буквальном смысле слова «эффективный» означает «дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный».

Слово «эффективность» имеет следующее значение – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства.

Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров.

Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции.

Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства.

Необходимость и возможность повышения эффективности производства обусловливается как совокупностью постоянно действующих факторов, так и рядом особенностей современного этапа экономического развития Украины.

Проблема эффективности в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства.

В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.

Важное значение в системе управления производством занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия.

Длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя (показателей) можно наиболее объективно определять эффективность производства.

социально-экономическая эффективность ЗО

С целью решить стоящие перед российским ЗОм проблемы были разработаны социально экономические программы:

Наименование программы Цель Основные направления
Приоритетный национальный проект «Здоровье» Сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан Развитие первичной мед помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: – подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; – увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; – укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной мед помощи, скорой мед помощи; – профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ; – дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; – введение новых программ обследования новорожденных детей; – дополнительная диспансеризация работающего населения; – оказание мед помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях ЗО. Обеспечение населения высокотехнологичной мед помощью: – увеличение объемов оказания высокотехнологичной мед помощи; – строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.) Повышение доступности и качества мед помощи для широких слоев населения – законодательное закрепление государственных гарантий оказания мед помощи населению. – модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая: – совершенствование системы оказания мед помощи, в том числе: – обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. – улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества мед помощи. – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и благополучия человека. – повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области ЗО

При условии их успешной реализации ожидаются значительные социально-экономические последствия.

· Снижение показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества мед помощи.

· Удовлетворение потребности населения Российской Федерации в бесплатной высокотехнологичной мед помощи.

· Приближение отечественного ЗО к европейским стандартам оказания мед помощи населению (оборудование, технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников).

· Укрепление позиций России на внутреннем и международном рынке медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).

· Улучшение качества жизни больных, нуждающихся в высокотехнологичной мед помощи (снижение времени ожидания услуги до минимума; сохранение частичной или полной трудоспособности).

· Решение социальных проблем в части медицинского обеспечения граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке.

· Снижение экономических потерь за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности.

Наши рекомендации