Раздел 1. Управление в деятельности человека.

Лекция № 1

Тема 1.Теория управления: управление как потребность и как фактор успеха деятельности.

Тема 1.1. Деятельность человека: потребность в управлении. Виды деятельности. Осознанная и неосознанная деятельность. Сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний.

Тема 1.2. Определение управления как вида профессиональной деятельности. Специфика управленческой деятельности в ГМУ.

Тема 1.3. Современные проблемы управления. Роль управления в развитии экономики.

Существует большое разнообразие современных представлений о менеджменте. Многие считают, что это синоним понятия «управления», аргументируя при этом дословным переводом его с английского на русский. При аргументации этой точки зрения используется сравнение управления и менеджмента по их основным функциям, процессуальным характеристикам, определению и другим признакам.

Конечно, между управлением и менеджментом есть общее, но есть и различие. Далее будут даны основные черты и особенности менеджмента. Но предварительно хотелось бы отметить, что если бы эти понятия были синонимами, то в строго научных рассуждениях, как, впрочем, и в практических вопросах, использовать понятие «менеджмент» не следовало бы. Научный язык не терпит синонимов, а практика всегда требует конкретности, точности и простоты решений и заданий. И засорять ее излишней терминологией вредно.

Есть другое понимание менеджмента. Анализируя практику зарубежного управления, некоторые специалисты считают, что это модель американского управления, отражающая все его черты и особенности. Понимание менеджмента связывают с экономическими успехами и историей развития управления в США.

В этом случае менеджмент следует рассматривать либо как одну из существующих и не во всем приемлемую для нас модель американского управления, либо вообще как эталон эффективного управления, который необходимо использовать в развитии нашего управления и, если не целиком, то хотя бы в большей своей части.

Однако связывать понимание менеджмента только с американской моделью управления вряд ли правомерно. Всем известно, что существуют и другие модели, которые также называются менеджментом и признаются и изучаются самими американцами как специфические, а иногда и более эффективные виды управления. Например, японский менеджмент, южнокорейский, европейский, а теперь возможно есть смысл говорить и о российском менеджменте.

Менеджмент – это не столько американская модель управления, сколько научная и практическая концепция экономического управления производством и эффективного управления экономикой в условиях цивилизованного предпринимательства. Именно так складывалась и развивалась практика менеджмента в Америке и других странах. Идеи такого управления, хоть и обобщаются этим английским словом «менеджмент», но, по сути, и в своих общих чертах, интернациональны и при этом национальны в своих особенностях. Они возникали и развивались постепенно во многих странах. Америка их аккумулировала и строила на них свою модель управления. Особенности и условия экономического развития Америки способствовали концентрации этих идей, их научному оформлению, практическому воплощению, дальнейшему развитию. Но родины менеджмента нет, есть его богатая и обогащающаяся национальным опытом история. Также как нет родины рынка, экономики, общества, деятельности и т.д.

Иногда полагают, что менеджмент – это только управление фирмой независимо от того, в какой экономической среде или стране это управление осуществляется. В этом видят его особенность.

Нельзя рассматривать менеджмент только как внутреннее управление и тем самым ограничивать его проблематику, исключать из него внешние факторы функционирования и развития фирмы, организации, вообще социально-экономической системы. Ведь на соединении внешних и внутренних факторов строится понятие маркетинга, которое возникло в процессах развития идей менеджмента и которое не отрицает, но дополняет и углубляет его.

Существует и такой подход, при котором понимание менеджмента целиком связывают с искусством управления, противопоставляя тем самым его преимущественно формальному, бюрократическому, административному, негибкому управлению. Но ведь искусство управления нельзя отождествлять только с неформальным управлением. Оно может проявляться и в формальных его признаках и вообще в значительной мере характеризует сочетание формального и неформального управления. Это всего лишь одна из характеристик менеджмента.

Односторонний взгляд на менеджмент не дает возможности глубокого понимания его феномена, ответа на вопросы: почему именно сегодня в России стало популярным это понятие (публикации, название специальности в системе высшего образования, должность в практическом управлении и т. д.), какие потребности оно отражает? Ведь раньше в семидесятые и восьмидесятые годы мы переводили американские учебники, используя прямой перевод «менеджмент – управление» и выбрасывали из этих учебников все, что составляло социально-экономическую сторону управления, все, что было связано с рыночными механизмами управления (конкуренция, прибыль, социальное партнерство, организационное поведение, деловое общение и пр.). У нас была плановая экономика, и она из зарубежного опыта принимала только организационную сторону управления – структуру, распределение функций, контроль, организационное моделирование, определенные аспекты информационного обеспечения управления. Знать менеджмент в полном комплексе его проблем и признаков потребовалось только тогда, когда экономические реформы в нашей стране получили направленность на развитие рыночных механизмов управления. Именно в это время и вошло в обиход понятие менеджмента, как типа управления, преимущественно опирающегося на рыночные механизмы, именно в это время мы увидели особенность этого типа управления, как в зарубежном опыте, так и в реальной практике реформируемой экономики России.

К этим рассуждениям можно добавить и методологический аспект научного анализа соотношения понятий «управление» и «менеджмент». Любые явления можно и нужно рассматривать как в своих общих чертах, так и в конкретных особенностях. И это может выражаться в использовании разных понятий. Ведь существуют понятия «крупный рогатый скот» и другое – «корова». И они не мешают друг другу. Или другое: коза и корова имеют общее – рога, копыта, вымя. А вот молоко дают различное и по качеству и по количеству.

Таким образом, можно утверждать, что менеджмент – это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления социально-экономической системой (организацией) и, конкретно, управления рыночной экономикой.

Управление, представляющее собой целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей, разнообразно по формам, целям, субъективно-личностным признакам, механизму, организации, результатам, условиям (ограничениям) и пр. Все это позволяет и требует рассматривать его в ракурсе типологического множества вариантов реального проявления и формирования (см. Типология управления).

Такими вариантами могут быть управление административное, корпоративное, мотивационное, культурологическое, технократическое и др. И это типы управления, которые могут быть присущи одному и тому же объекту – организации. Каждый из них имеет определенные черты и особенности.

Одно из важных мест в типологии управления занимает управление, имеющее название « менеджмент ».

Менеджмент возник и развивался в практике индустриально развитых стран как тип управления, отражающий уровень экономического развития, социально-экономическое устройство общества (формация), технологические особенности производства, концентрированный опыт повышения эффективности управления, влияние на управление социально-психологических отношений, определенный уровень общей и особенно организационной культуры. Все это факторы возникновения и развития менеджмента, определяющие его особенность и сегодня.

Вообще управление проявляет в практике его осуществления не только свои общесущностные черты, но и заметные различия. Они отражают особенности объекта и субъекта управления (отраслевые, национально-этнические, культурные, исторические, социально-экономические и др.) потребности развития, мировые экономические связи, реальное состояние экономики, информационные возможности, уровень профессионализма.

Суть менеджмента следует искать в сочетании общих черт всякого управления и специфических, вызванных конкретными условиями социально-экономического развития – практическая диалектика.

Это и требует рассматривать управление не только как совокупность общих сущностных его черт, но и как типологическое разнообразие , отражающее конкретные признаки его проявления. Отсюда и появляются понятия различных типов управления. Особенности менеджмента следует искать в таких его типологических признаках.

1. Проблематика управления, отражает потребности и реальность рыночной экономики во всех аспектах ее проявления: минимально возможное государственное вмешательство в экономическую жизнь фирмы, стремление к конкурентным примуществам и учет экономического риска, разработка стратегии поведения на рынке, осуществление деятельности паблик-рилейшенс, использование рекламы, поиск рынков сбыта, опора на предпринимательство и антрепренерство, уход от банкротства в кризисных ситуациях, бизнес-планирование.

Интересно, что в наших прежних концепциях управления даже таких понятий не существовало. Они были не нужны и не обладали для нас реальным практическим содержанием. А вот понимание «маркетинг», также весьма популярное у нас сегодня, возникло в концепции менеджмента, в структуре его специфических проблем.

2. Особенность любого управления характеризуется его типичными приоритетами . Даже в деятельности отдельного руководителя заметны приоритеты воли или хитрости, осторожности или решительности, холодного расчета или эмоций, доверия или жесткого контроля. Системы управления тоже обнаруживают определенные приоритеты, которые сознательно или по неосознанной необходимости закладываются в них и определяют основные черты их функционирования.

По своим приоритетам менеджмент является управлением экономическим . Прибыль, экономические преимущества, экономическое положение, конкурентоспособность, позиция в экономическом развитии – главные факторы всех оценок, аналитических подходов и диагнозов, главные посыпки всех управленческих решений.

3. В менеджменте очень ярко выражена тенденция строить управление преимущественно на мотивации , которая предполагает повышенное внимание менеджера к интересам и возможностям человека, мотивам его успешной, самостоятельной и творческой деятельности, использования неформальных факторов эффективности.

Именно в процессах развития менеджмента возникла и оформилась школа человеческих отношений, как некий противовес административному и технократическому управлению. Эта школа и сегодня оказывает очень сильное влияние на развитие менеджмента и практику его реального осуществления.

4. В менеджменте наиболее заметно впервые проявилось и проявляется потребность в профессионализации управления . Много десятилетий назад в США появились первые школы бизнеса и менеджмента, первые учебные курсы «Менеджмент», «Маркетинг» и др. В дальнейшем сформировались целые циклы управленческих дисциплин. Обучение управлению стало обязательным для каждого менеджера. Можно сказать, что менеджмент – это тип управления, требующий профессиональной подготовки, т.е. выверенной и вполне определенной структуры знаний, набора практических навыков, развитого искусства управления. В этом смысл и популярность известной программы подготовки менеджеров – программы МВА.

5. В организационном отношении менеджмент характеризует гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям. Это вызвано как структурой его проблематики, так и системой приоритетов. Выжить в системе рыночной экономики можно лишь тогда, когда хорошо действуют механизмы адаптации к изменяющимся условиям.

6. Современные информационные технологии управления отражают не только достижения науки, но и в значительной степени потребности менеджмента. И здесь проблема развития информационных технологий проявляется довольно остро. Она отражает потребности оперативного решения проблем, эффективного функционирования биржи, экономии времени (время – деньги), которое в условиях рынка дорого стоит. Наконец, это потребности ситуационного и дистанционного обучения менеджеров при их профессиональной подготовке.

Но и в рамках самого менеджмента существует разнообразие его признаков, каждый из которых может быть выражен по-разному и их сочетание практически всегда различно. Это позволяет говорить о видовом разнообразии самого менеджмента. Оно возникает под влиянием национальных особенностей организационной культуры, уровня технологического развития, форм информационного обеспечения управления (использование компьютерной техники), ресурсного потенциала экономики и т. д.

Это позволяет говорить об американском, японском менеджменте. Учитывая те экономические процессы, которые происходят сегодня в России, можно говорить и о российском менеджменте. Его обобщенные отличительные черты: традиционно обостренное отношение персонала к целесообразности деятельности (цели управления), ощущение и понимание ее общественного смысла, отзывчивость на патриотизм и энтузиазм, стремление к творчеству, доверчивость к обещаниям, терпимость. И в тоже время некоторая инертность (пока гром не грянет, мужик не перекрестится - сугубо российская поговорка), настороженное, критическое отношение к власти, изобретательность отговорок, дисциплина, построенная преимущественно на отношении к работе и коллегам, а не дисциплина простой рациональности или организационных установок.

Все это не может не определять специфику управления, особенно в части мотивации, организации, контроля, интеграции деятельности.

Но это лишь предварительное общее представление особенностей менеджмента, построенное на анализе его исторических тенденций и практического опыта.

Если рассматривать феномен менеджмента в строго научном плане, то следует отметить, что менеджмент, конечно, имеет одинаковую сущность с понятием «управление», близкое содержание (основные функции, структуры и пр.), но свою специфику, которая проявляется в конструкции проблематики , системе основных приоритетов , типологических чертах и инфраструктуре .

Рассмотрим подробнее каждый из этих признаков.

Конструкция проблематики характеризует не только набор решаемых проблем, но и их статус , соотношение , взаимодействие .

Всякая деятельность строится на определенной концепции, т.е. комплексе осознанных или (что, конечно, хуже) неосознанных положениях или принципах. Их использование и реализация характеризуют набор проблем, с которыми сталкивается менеджер.

Любая концепция имеет внутреннюю структуру этих проблем или положений и внешнюю среду их разрешения или осуществления. Все это и формирует проблематику концепции.

Если говорить о проблематике менеджмента, такой какой она сложилась и проявляется в практике управления в большинстве индустриально развитых стран, то она включает следующий комплекс проблем

(схема 2.3).

Раздел 1. Управление в деятельности человека. - student2.ru

1. Методология и организация менеджмента.

2. Дифференциация и интеграция менеджмента.

3. Формальное и неформальное управление, лидерство и стиль.

4. Научность и искусство управления.

Эти ключевые проблемы находят свое отражение и конкретизацию в проблемах второго уровня:

1. Соотносительность и взаимодействие объекта и субъекта управления.

2. Функции и структура системы управления.

3. Ресурсы и эффективность управления.

4. Социально-экономический и организационно-технический аспекты управления.

5. Внешний и внутренний менеджмент.

6. Управление функционированием и управление развитием.

7. Информационное обеспечение управления и использование технических средств.

8. Личностный, субъективный фактор и объективные (закономерные) тенденции развития менеджмента.

9. Мировой опыт и национальные особенности менеджмента.

10. Диверсификация менеджмента и комбинация его практических вариантов.

Анализируя проблематику современного менеджмента можно выделить четыре суперпроблемы, через которые как бы преломляются все вышеперечисленные.

1. Цель менеджмента.

2. Процессы менеджмента.

3. Системы менеджмента.

4. Механизмы менеджмента.

Они являются как бы своеобразной оболочкой атомарной модели концепции менеджмента.

Теперь рассмотрим приоритеты, характеризующие менеджмент. В системе основных приоритетов ведущее место принадлежит:

1. Экономическим проблемам – обеспечению конкурентоспособности, финансовой стабильности, получения прибыли, позиций на рынке и пр.

2. Проблемам профессионализации управления – обучение, работа с персоналом, карьера, лидерство и пр.

3. Проблемы информатизации менеджмента, которые рассматриваются не просто как использование средств обработки информации, но как глобальная проблема развития технологий управления во всех своих параметрах.

4. Социализация управления – учет человеческого фактора, социальная психология, участие в управлении, социальное партнерство, корпоративность и пр.

5. Интернационализация менеджмента – возникновение международного менеджмента, использование зарубежного опыта, учет национальных особенностей, международные школы менеджмента и др.

6. Диверсификация менеджмента, обеспечивающая организационную гибкость, инновационность, восприимчивость и пр.

Наиболее характерные типологические черты менеджмента можно представить в двух группах – предполагающие и отрицающие . Первые включают следующие положения.

1. Менеджмент – это управление, функционирующее в системе цивилизованного предпринимательства и опирающееся на предпринимательскую деятельность.

2. Это управление, построенное на экономической самостоятельности и ответственности .

3. Это управление, требующее профессионализма , восприимчивости изменений, разработки стратегии поведения.

4. Это управление в условиях конкуренции и риска .

5. Это управление аналитическое , исследовательское (маркетинг, стратегические программы, инновационные и инвестиционные проекты и пр.)

6. Это управление информатизированное , что позволяет ему экономить время, делать более глубокий анализ, проигрывать варианты, выбирать оптимальные решения.

В то же время менеджмент отрицает такие характеристики управления как бюрократическое отношение к персоналу, организационную инертность бездумное исполнительство, боязнь перемен, непрофессионализм, безответственность.

Инфраструктура менеджмента характеризует условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Все факторы инфраструктуры менеджмента можно разделить на три группы: а) менталитет, господствующий в обществе, б) уровень научного сознания (понимание проблем развития), в) общественная среда, в которой осуществляется управление.

Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология.

Научное сознание характеризуют общий уровень функционирующих в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, отношением к социально-экономическим ситуациям и власти.

Общественная среда характеризуется условиями рынка, характером предпринимательства, образованием, системой государственного управления, структурой собственности, ресурсами.

Концепция менеджмента отражает не только объяснение, что это такое, но и принципы практической деятельности. Ничто из перечисленных положений не отражает только теоретические положения. Это правила практической деятельности в условиях рыночной экономики, которые можно сформулировать не только в объясняющем и констатирующем стиле, но в стиле предписывающем, рекомендующем. Например,

– «если хотите достичь успеха, помните, что главными приоритетами Вашей деятельности должны быть...»

– «для эффективного управления необходимы профессиональные знания и навыки»

– «главная роль в результате совместной деятельности принадлежит человеку. Опирайтесь на мотивы его производительности и ваше управление будет эффективным»

– «хорошая организация работы не должна сковывать инициативу человека, тормозить развитие фирмы и проявлять инерцию относительно изменяющихся условий»

– «современные информационные технологии способствуют экономии времени – главному ресурсу управления»

– «менеджеру следует решать не те проблемы, которые хаотически заваливают его сегодня, а те, которые составляют суть эффективного управления в условиях рыночной экономики и отражают перспективное развитие»

– «ранжируй проблемы по их важности, перспективности, остроте и характеру взаимодействия, проектируй стратегию, тактику и технологию управления»

Перечень подобных принципов можно было бы продолжить.

В заключение следует отметить, что менеджмент не идеальная модель он находится в развитии, и на смену ему придут новые типы управления, предвидеть которые сегодня очень трудно, ибо новая модель возникнет тогда когда появится новое качество управления под воздействием факторов развития экономики, общества, технологий, человека, информации. Эти факторы действуют в сложной взаимосвязи, которая и рождает сначала новые подходы к управлению, а потом и его новые типы. Многие полагают, что управление в будущем это максимально информатизированное управление. Действительно, такая тенденция существует, но она получит развитие только в соответствии с дальнейшим повышением роли человеческого фактора.

Но так или иначе сегодня можно констатировать, что основные черты менеджмента еще не исчерпали себя, особенно в области професcионализации управления, человеческого фактора, исследовательского подхода, информационного обогащения управления.

Наши рекомендации