Ели и задачи введения нетарифных мер.

СЕМИНАР 1

Тема 1. Таможенное дело – ключевое звено внешнеэкономической деятельности

На семинаре необходимо обсудить следующие основные вопросы:


1. Характеристика внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Внешнеэкономическая деятельность -- это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица. При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики - это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости договора, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.


2. Принципы и цели регулирования ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальными интересами, целями, задачами.

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

· формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

· стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

· обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

· координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

· совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

· регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

· обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

· регулирование платежного баланса страны.

Таким образом, основные задачи государственного регулирования ВЭД – формирование законодательной базы и благоприятных условий (экономических и организационных) для ее развития и повышения эффективности.

Внешнеэкономическая деятельность включает внешнеторговую деятельность, международное движение капитала, международные валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.


3. Органы регулирующие ВЭД.

В настоящее время управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют следующие структуры: правительственные органы, государствен­ный аппарат, и международные организации и т.д.

Энергичному и быстрому воздействию на регу­лирование различных форм ВЭД способствуют ука­зы Президента. В соответствии с законодательс­твом Президент РФ выполняет следующие функции: осуществляет общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, под­писывает законы и издаёт указы по ключевым её на­правлениям); подписывает международные согла­шения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техни­ческое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих мате­риалов.

Высшими органами, осуществляющими государс­твенное регулирование ВЭД, являются Совет Феде­рации и Государственная Дума, которые вправе при­нимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничес­тва и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятель­ностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомства­ми вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том чис­ле при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным государственным орга­ном регулирования ВЭД является Министерство эко­номического развития и торговли РФ. На Министерс­тво экономического развития торговли возложены такие регулирующие функции:

· выработка стратегии внешнеэкономической по­литики и обеспечение её проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответс­твии с международными договорами;

· разработка единой валютной, кредитной, цено­вой политики;

· осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных до­говоров;

· сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

· координация и согласование Внешнеэкономичес­кой деятельности с Министерством экономическо­го развития и торговли, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

· осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

В систему Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации входит:

1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регули­рования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения, осущест­вляющие внешнеторговую деятельность по определён­ной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия внешней торговли, осу­ществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимают­ся, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, её преподаватели ак­тивно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский ко­нъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные ин­формационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные рабо­ты, издаётся Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную ком­мерческую информацию зарубежных информацион­ных агентств.

5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (Информ ВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирова­ния, координации ВЭД, внедрении автоматизиро­ванной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. Ин­формация ВЭС имеет доступ к глобальным компью­терным сетям, располагает сервисным центром.

В условиях децентрализации управления ВЭД осо­бую роль играют институты власти, уполномоченные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в регионах.

К их важнейшим функциям относятся:

· проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий госу­дарственный надзор;

· обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

· оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

· помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

· регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

В структуре Министерства экономического развития и торговли РФ важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом. Их задачи:

· защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

· контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

· содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

· сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями.

К основным функциям Центробанка относятся:

· проведение всех видов валютных операций;

· разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг;

· издание нормативных актов;

· регулирование курса;

· выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП РФ). Торгово-промышленная палата является негосударственной, некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создаётся в целях содействия развитию экономики страны, её интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно-промышленной и торговой инфраструктуры; всемерному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

· оказание помощи предпринимателям и предприятиям;

· организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

· содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

· оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

· содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

· принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции, неделового партнёрства;

· содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

· предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции, оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет её помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнёров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд(МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчётам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчёты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортёрам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции и развитияфинансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путём стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразныеассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой – информировать потенциальных зарубежных партнёров о перспективах российского рынка.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Федеральная таможенная служба осуществляет следующие направления деятельности:

· взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

· обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

· осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

· осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

· осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ), обеспечивает опубликование таких решений.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жёсткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры. Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю подчиняется непосредственно Президенту РФ. К её важнейшим задачам относятся:

o защита интересов Российской Федерации;

o реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

o создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику;

o межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;

o аудиторская проверка участников ВЭД;

o координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России;

o содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;

o анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.

Федеральное агентство по науке и инновациям имеет ряд направлений внешнеэкономической деятельности:

o проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

o организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоёмкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

o выдаёт иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в её исключительной экономической зоне и на её континентальном шельфе.

В свою очередь, Федеральное агентство по науке и инновациям ведёт:

o единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт средств федерального бюджета;

o реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

o осуществляет в установленном порядке от имени РФ распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счёт средств федерального бюджета по заказу Агентства.


4. Инструменты регулирования ВЭД.

Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока (или направления). Первый из них – это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности промышленности страны и ее продукции. Регулирование ВЭД – это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.

Второй блок – это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Он включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.

· Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности- совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

· Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

· Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Третий блок – прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД.

Применительно к международной торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как:

- таможенные тарифы,

- налоги,

- ограничительные условия,

- межгосударственные договоры и соглашения,

- мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.


5. Таможенно-тарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности- совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Цели ТТР:

- Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

- Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

1. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин:

Пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета (виды: импортные, экспортные, транзитные; фискальные, протекционистские, антидемпинговые, компенсационные, специальные, преференциальные; ставки: адволорные, специфические ,комбинированные.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

Фискальные - взимаются с целью получения дополнительных бюджетных доходов (импортные товары).

Протекционистские (защитные)- защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства («+»:способствует развитию национального производства; «-»:чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции).

Антидемпинговые - обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам (повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня).

Компенсационные- применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль (применяются, когда ввозят товары, напроизводство или экспорт которых применялись субсидии; призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителейаналогичных или конкурирующих товаров).

Специальные - применяются в качестве:

- меры защиты (если на таможенную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям);

- меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономич. связей, нарушающих интересы страны;

- ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов;

- меры пресечения недобросовестной конкуренции.

Преференциальные (предпочтительные) - льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров (В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран).

Особые виды таможенных пошлин:

Специальные

Антидемпинговые

Компенсационные

Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

2. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу (Таможенная декларация — оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.)

3. Таможенный режим- таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Таможенные режимы:

- Основные:

Выпуск для внутреннего потребления или импорт — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД. при несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

Экспорт — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.

Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации).Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами и международными договорами РФ. Режим МТТ завершается фактическим их вывозом за пределы РФ или помещением под другой таможенный режим. Товары не потребляются на территории РФ, пересекают ее территорию для доставки в другое государство. Для регулирования МТТ применяется не только ТК РФ, но и международные соглашения.

- Экономические:

Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии: соблюдения в отношении иностранных товаров для переработки всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.

Временный ввоз — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования. Срок временного ввоза товаров составляет 2 года. Режим может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения. При этом стоимость и количество товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим, а ставки таможенных пошлин, налогов — на день выпуска товаров для свободного обращения.

Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных параграфом 5 главы 19 ТК РФ Таможенный склад — это специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) таможенные площадки, соответствующие определенным требованиям, которые устанавливает ФТС. Таможенный склад является зоной таможенного контроля.товары могут хранить на складе в течение 3 лет.

Свободная таможенная зона (свободный склад) — для участников Особых экономических зон

- Завершающие:

Реимпорт — таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Реэкспорт — таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Уничтожение — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Отказ в пользу государства — таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

- Специальные:

Временный вывоз — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Беспошлинная торговля — таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Перемещение припасов — таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности- классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций.


6. Нетарифные методы регулирования.

Нетарифные методы регулирования внешне экономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

ели и задачи введения нетарифных мер.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

· Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

· Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду,жизнь или здоровье животных и растений.

· Выполнение международных обязательств

· Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

· Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

· Защита общественной морали и правопорядка

· Защита культурных ценностей

· Обеспечение национальной безопасности

Наши рекомендации