Труктура ИС. Особенности управления ресурсами ИС.

лава. ЭИС. Основы управления ЭИС.

сновные понятия ЭИС.

План.

1. Понятие ИС, ЭИС. Актуальность ИС в современной экономике.

2. Структура ИС. Особенности управления ресурсами ИС.

3. Классификация ЭИС.

4. Понятие информационного менеджмента.

онятие ИС, ЭИС. Актуальность ИС в современной экономике.

ИС – взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, технических средств и информационных технологий , используемых для осуществления необходимых информационных процессов.

Российское законодательство рассматривает ИС как собственность организации и регулирует правовые отношения в сфере ее использования.

Следует различать понятие ИТ и ИС.

ИТ – это процесс преобразования информационных ресурсов в информационный продукт.

 
  труктура ИС. Особенности управления ресурсами ИС. - student2.ru

Под ИТ чаще всего понимают компьютерную программу. ИТ может функционировать вне ИС.

ИС – совокупность ИТ, технических средств и информационных ресурсов. (ИТ- компонент ИС). Функционирование ИС невозможно без ИТ.

Назначение ИС – обеспечить организацию ИТ, информационными ресурсами и техническими средствами, необходимыми для достижения поставленных целей.

Перед ИС ставятся задачи:

1. Обеспечение всех необходимых информационных процессов.

2. сбор, накопление и хранение информационных ресурсов

3. Создание и анализ новых информационных продуктов.

4. Оказание информационных услуг.

5. Обеспечение информационной поддержки

Экономическая ИС – ИС, обслуживающие экономические объекты, участвующие в процессе обработки экономической информации и выработке управленческих решений.

Актуальность современных ЭИС:

  1. Использование современных ЭВМ и компьютерных программ в современных бизнес-процессах – объективная необходимость современной экономики, одна из основных черт информатизации общества в целом. (Ведущие западные фирмы выделяют на развитие ИС до 5% годовой сметы расходов, а организации, ведущие агрессивную политику на рынке, до 35%).
  2. Современная ИС позволяет автоматизировать все бизнесс-процессы в организации: создание и обработка первичных документов по различным задачам управления, формирование и анализ отчетности, принятие управленческих решений, решение задач стратегического планирования, осуществление контролирующих функций, обеспечение информационной безопасности, обеспечение обмена информацией между различными подразделениями и т.д.
  3. ИС – неотъемлемый элемент системы управления любой современной организации. В ней осуществляются все информационные процессы организации и формируются документопотоки.
  4. Отсутствие современной ИС в настоящее время рассматривается как сдерживающий фактор развития бизнеса, утрата лидирующих позиций на рынке.
  5. Требования современной экономики вынуждают многие организации переходить на качественно иной уровень управления и развития. Это неизбежно требует внедрения в практику новых технологий, подходов и методов управления. Эти процессы тесно взаимосвязаны с развитие ИС.

труктура ИС. Особенности управления ресурсами ИС.

Структуру ЭИС составляет совокупность отдельных ее систем, называемых подсистемами.

Подсистема – часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Таким образом, в любой ЭИС могут быть выделены 3 подсистемы:

1. Функциональную подсистему - отражает функциональную модель всех выявленных в ней подсистем и определяется составом и содержанием задач, которые решаются в них.

Простейшая модель функциональной системы.

труктура ИС. Особенности управления ресурсами ИС. - student2.ru

Обратная связь- информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.

2. Обеспечивающую подсистему (ресурсы ИС)- рассматривается как комплекс информационного, технического, математического, программного, организационного-методического и правового обеспечения.

а) Информационное обеспечение (информационные ресурсы)

К информационным ресурсам относят унифицированную систему документации, схемы информационных потоков, способы документооборота, Банки Данных организации(Хранилища данных), системы кодирования, справочники- классификаторы и т.д.

Информационное обеспечение предназначено для своевременного формирования и выдачи достоверной информации для принятия управленческих решений.

б) Техническое обеспечение, в том числе телекоммуникации

- комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС.

В данный комплекс входят:

1. Компьютеры любых классов.

2. Устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации

3. Устройства передачи данных и линии связи, в том числе компьютерные сети.

4. Оргтехника и устройства автоматического съема информации

5. Эксплуатационные материалы

В настоящее время сложились следующие формы использования технических средств:

1. Централизованная. Базируется на использовании в ИС мэйнфреймов, работающих как вычислительные центры. В отличие от ПК, предоставляющего возможность для работы 1 пользователя, мэйнфреймы имеют многопользовательский режим работы.

Кроме того, при данной форме все внешние устройства являются также централизованными, и использование их возможно для всех пользователей мэйнфрейма. (Сети нет, все работают на одной мощной ЭВМ).

2. Децентрализованная. Базируется на использовании ПК непосредственно на рабочих местах. При этом каждое рабочее место оснащается необходимыми внешними устройствами и оргтехникой. Передача информации осуществляется чаще всего с помощью дискет.

3. С использованием компьютерных сетей. Техническое обеспечение организуется на базе компьютерной сети, состоящей из ПК (рабочих станций) и мэйнфрейма (сетевого сервера). Внешние устройства являются общими для всех пользователей и к ним возможен доступ по сети.

в) Математическое и программное обеспечение. - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и компьютерных программ, использующихся при обработке информации.

К средствам математического обеспечения относятся средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики и т.д.

В состав программного обеспечения входят:

1. Системное программное обеспечение, операционные оболочки.

2. Программы-утилиты (антивирусные программы, программы-архиваторы, и т.д.)

3. Пользовательские программы общего назначения (Пакет MS Officce)

4. Специализированные пользовательские программы(КБП, программы экономического анализа, система Клиент-Банк и т.д.)

5. Техническая документация на программные средства.

г) Организационное-методическое обеспечение

- совокупность организационных методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими и программными средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.(управление доступом, должностные инструкции, графики работ, правила работы с документами, инструкции по работе в программах и т.д.)

д) Правовое обеспечение.

- совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

е) Инфраструктура ИС.

Помещения, используемые в деятельности ИС и их оснащение.(серверная комната, архивные помещения, кабинеты обслуживающего персонала и т.д.)

ж) Финансовые ресурсы ИС.

Денежные средства выделяемые на обслуживание, совершенствование и развитие ИС.

Особенности управления информационными ресурсами.

  1. достаточность ресурсов для осуществления непрерывной деятельности ИС.
  2. сбалансированность привлечения ресурсов, т.е. равномерное их развитие и использование. (В российской практике можно отметить излишек увлечение ТО, в западных фирмах – персонал)
  3. Экономическая целесообразность использования ресурсов, т.е. затраты на приобретение и внедрения ресурсов ИС должны быть соотносимы с экономическим эффектом от их использования.
  4. высокая степень привлечение сторонних ресурсов (использование готовых программ, привлечение сторонних специалистов)

3. Организационную подсистему – рассматривается как персонал, обслуживающий ИС (ИС-персонал).

Выделяют следующие группы специалистов:

Ø системные аналитики - решают вопросы развития и проектирование ИС, согласуют развитие ИС с требованиями бизнеса.

Ø Прикладные программисты

Ø Тестировщики

Ø Системные программисты

Ø Администраторы данных

Ø Администраторы безопасности

Ø Инженеры по ТО и компьютерным сетям

Ø Хранители программ

Ø Сетевые администраторы и т.д.

3.Классификация ЭИС:

1. по уровню в системе государственного управления.

а) ЭИС федерального значения – решают задачи федерального уровня управления, функционируют во всех регионах страны.

б) Региональные ЭИС – решают задачи управления экономикой региона, функционируют на конкретной территории.

в) Муниципальные ЭИС – функционируют в органах местного самоуправления.

2. По сфере применения.

· БУИС

· Банковская ИС

· Налоговая ИС

· И т.д.

3. По степени автоматизации

· Ручные ИС

· Автоматические ИС предполагают выполнение всех преобразований информации без участия человека

· Автоматизированные ИС предполагают взаимодействие технических средств и человека.

4. По функциональному признаку.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

В соответствии направлением деятельности определяются:

- ИС производства

- ИС маркетинга

- Финансовая и ученая ИС

- ИС кадров

- И т.д.

В рамках крупных предприятий каждая из перечисленных ИС может подразделяться на отдельные подсистемы. На базе отдельных организаций возможно создание корпоративных ИС, которые охватывают все функциональные подсистемы в целом.

5. По уровню управления и квалификации персонала:

Уровни управления

труктура ИС. Особенности управления ресурсами ИС. - student2.ru Стратегический

Функциональный

Оперативный

- ИС оперативного уровня.

Предназначена для специалистов исполнителей. ИС оперативного уровня является связующим звеном между организацией и внешней средой. Она основной поставщик информации для остальных типов операционных систем.

Назначение данной ИС: сбор и формирование первичной информации, осуществление оперативного контроля.

Задачи, цели и источники информации заранее определены и подчиняются определенным алгоритмам.

ИС функционального управления.

Предназначены для менеджеров среднего звена и специалистов.

Назначение: обработка информации, формирование отчетности, мониторинг, контроль, администрирование.

Особо выделяют

· управленческие ИС (Берут информацию из ИС оперативного уровня, выполняют формирование и анализ информационного продукта, передают его на верхние уровни управления),

· ИС принятия решений (берут информацию из управленческих ИС, принимают на основе сформированных информационных продуктов управленческие решения)

· экспертные ИС специалистов(оказывают экспертную информационную поддержку).

Стратегические ИС

ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации.

Предназначены для помощи в долгосрочном планировании менеджерами высшего звена. Информацию получают из ИС оперативного и функционального управления. Используя самые совершенные программы, эти ИС способны предоставить информацию из многих источников в любой момент времени. Особое внимание уделяется обеспечению ИС данногго уровня телекоммуникациями.

Наши рекомендации