Эффект масштаба производства

После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов

Вопрос

Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты:

1. Здесь действует большое число фирм, каждая из которых является независимой по отношению к другим фирмам.

2. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого товара. Объем выпуска каждой фирмы составляет до 2% от общего объема. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма воспринимает цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий.

3. Фирмы отрасли производят один и тот же однородный продукт, так что покупателям безразлично, продукт какой фирмы выбрать.

4. Отрасль является открытой для входа и выхода из нее любого количест- ва фирм.

5. Осуществляется равный доступ ко всей имеющейся информации.

Вопрос

Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Ре­зультаты анализа служат основой для принятия управленчес­ких решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых ме­неджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят

• оценка динамики показателей балансовой и чистой при­были;

• изучение составных элементов формирования балансо­вой прибыли;

• выявление и измерение влияния факторов, воздейству­ющих на прибыль;

• анализ показателей рентабельности;

• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прирос­та в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прирос­та чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа дина­мики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной вели­чине уплачиваемых налогов, заинтересованности предпри­ятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Вопрос

Кругооборот представляет единство трёх стадий движения и трех форм фондов.

Производство в нормальных условиях не может останавливаться, поэтому кругооборот фондов должен быть непрерывным. Для этого фонды должны без задержки переходить из одной стадии в другую и все формы должны существовать одновременно.

На основе анализа кругооборота предприниматель должен решать ряд практических вопросов:

1. Покупая факторы производства, найти их оптимальное соотношение.

2. Оптимально в интересах конечной эффективности распределить фонды по всем трём формам и регулировать их соотношение.

3. Предусматривать возможность пользования кредитом для временного пополнения той или иной части фондов.

4. Использовать свои временно высвобождающиеся в денежной форме фонды для предоставления их на кредитный рынок.

Непрерывное повторение, возобновление кругооборота фондов называется оборотом фондов. Рассмотрение оборота фондов подводит нас к проблеме скорости оборота.

В предпринимательской деятельности большое значение имеет скорость оборота фондов.

Скорость оборота зависит от времени производства и времени обращения.

Время производства – то время, в течение которого фонды находятся в сфере производства. Время это неоднородно, оно включает три главные части:

1) Время непосредственного производства, когда работник взаимодействует со средствами производства. Время это называется рабочим периодом, или временем труда.

2) Время перерывов в процессе производства. Оно связано с характером и технологией производства. В растениеводстве это время биологических процессов после сева, а в деревообработке – сушка древесины, в металлообработке – отпуск после закаливания и т.д. Сюда же обычно относятся время ремонта и технического ухода за оборудованием.

3) Время нахождения на складе и в виде производственного запаса. В некоторых сферах производства возможно так отладить, синхронизировать производственный процесс, что средства производства вообще минуют склад, а в некоторых отраслях (сезонных) необходимо заготовлять предметы труда, сырьё на весь сезон (сахарная промышленность).

Время производства в большинстве отраслей достаточно подвижно. Задача предпринимателя, организатора производства заключается в максимальном его сокращении, в том числе и путём устранения и уменьшения перерывов и складирования, т.е. сведением времени производства в основном к времени труда. Большую роль в этом играет НТП и улучшение организации производства.

Вопрос- 31 вопрос

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Идеальное положение в монополии – товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров-заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.

Виды монополии:

  • Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.
  • Естественнаямонополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Ex. Метро)
  • Открытаямонополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.
  • Монополия, возникающая в результате ценовойдискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.
  • Ресурснаямонополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

Вопрос

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

олигополия является одной из самых распространенных структура рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

На рисунке 1 схематически отражены основные черты олигополистического рынка.

Эффект масштаба производства - student2.ru

Рисунок 1. Черты олигополии.

Вопрос

Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

Спрос на ресурсы как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.

Предельный продукт в денежной форме (MRP). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Вопрос

Равновесие на рынке труда


Эффект масштаба производства - student2.ru

Если заработная плата по какой-либо причине повышается до W1, по сравнению с равновесным уровнем заработной платы WE в точке Е, то возникает новая рыночная ситуация, изображенная на рис. 11.2. Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количество труда, которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне ставки заработной платы W1 количество предлагаемого труда превышает спрос на труд на величину (ВА), следствием чего является безработица в размере (NB – NA ).

Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы отклонение заработной платы от равновесного уровня не может продолжаться долго. Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и одновременно увеличение предложения труда со стороны работников. В результате этого возникает избыток предложения труда; возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня.

35 вопрос

Заработная плата — это вознаграждение получаемое работником за его труд или, другими словами, цена труда.

Виды заработной платы:

1. Номинальная заработная плата — то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.

2. Реальная заработная плата — то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату.

Факторы влияющие на размер реальной заработной платы:

1. Величина номинальной заработной платы — чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен.

2. Количество и ставки налогов — чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот.

3. Уровень цен и товаров на товары и услуги — чем выше цены и тарифы, тем ниже реальная заработная плата и наоборот.

Формы заработной платы:

1. Сдельная заработная плата — начисляется рабочим сдельщикам в зависимости от сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций. Применяется, к примеру, для рабочих на конвейере.

2. Повременная заработная плата — определяется на основании тарифных ставок (окладов) и фонда отработанного рабочего времени. По повременной форме оплаты труда оплачивается труд инженеров, служащих и других рабочих повременщиков.

Системы заработной платы:

1. Прямая сдельная заработная плата = сдельный заработок + доплаты + надбавки

2. Сдельно премиальная зарплата= сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия

3. Сдельно-прогрессивная зарплата= сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия + прогрессивная доплата за перевыполнение норм выработки

4. Простая повременная зарплата = тарифная ставка + доплаты + надбавки

5. Повременно-премиальная заработная плата = тарифная ставка + доплаты + надбавки + премии

6. Коллективная заработная плата — начисляется коллективу работников (бригаде) и затем распределяется между конкретными работниками в зависимости от коэффициента трудового участия (КТУ).

7. Аккордная заработная плата — начисляется за выполнение особо важной работы в сжатые сроки. Заработная плата по этой системе существенно выше, часто применяется в строительстве.

8. Контрактная заработная плата — устанавливается в трудовом контракте заключенном между работником и нанимателем, включа

Вопрос

Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости от изменений цен. Это означает, что эластичность предложения по цене равна нулю: несмотря на рост цены на какие-либо земельные участки, предложение на них не может заметно возрасти, поскольку площадь этих участков физически ограничена. Однако в сельскохозяйственном производстве при вкладывании труда и капитала можно увеличить количество пригодных к использованию земель (например, в годы освоения целинных земель в Казахстане или при проведении мелиоративных работ на болотах Белоруссии). В этом случае эластичность предложения земли становится хотя и небольшой, но уже не нулевой.

Вопрос- 38 вопрос

Капитал какфактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов. Первая часть капитала называетсяоборотным капиталом, а вторая -основным.

Коборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизме установления на нем равновесия имеется много общего с рынком трудовых ресурсов. Максимизация прибыли на рынке оборотного капитала достигается в точке равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС.

Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Поэтому оборотный капитал называетсяоборотными средствами.

Создание любых ценностей предполагает использованиеосновного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала.

Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени

Структура рынка капитала

Рынками капитала называют те сегменты рынка, где совершается торговля финансовыми активами. Как синонимы этого термина употребляются понятия «рынок капитала», «финансовый рынок», «финансовые рынки».

Структура рынка капитала может быть представлена по-разному. На рис. 18.3 представлен один из возможных вариантов.

Эффект масштаба производства - student2.ru

Рис. 18.3. Структура рынка капитала

На валютном рынке, рынке деривативов, рынке страховых услуг совершаются преимущественно краткосрочные сделки (на срок до 1 года включительно). На кредитном рынке (он подразделяется на рынки банковских кредитов и долговых ценных бумаг) также совершается немало краткосрочных сделок. Для рынка акций характерно преобладание долгосрочных операций. Рынок акций и часть кредитного рынка (рынок долговых ценных бумаг) объединяют в один рынок -фондовый (рынок ценных бумаг), хотя под фондовым рынком иногда подразумевают только рынок акций.

Каждый из рынков капитала огромен, и поэтому они будут рассмотрены отдельно.

Вопрос

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:

1. Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.

2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.

3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Для измерения неравенства распределения доходов используется кривая Лоренца:

Эффект масштаба производства - student2.ru

Преимущества коэффициента Джини:

• Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (регионы с разной численностью населения).

• Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.

• Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.

• Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).

• Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.

• Анонимность — одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.

Недостатки коэффициента Джини:

• Довольно часто коэффициент Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность.

Вопрос

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты — негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в необходимости дополнительного использования ресурсов. Для потребителя — это неудобства, которые никем не компенсируются.

Основные черты отрицательных внешних эффектов:

1. Рыночное предложение блага формируется в соответствии с частными издержками.

2. Частные издержки меньше общественных.

3. Цена занижена, т.к. не все издержки включены в цену.

4. Заниженная цена означает что благо частично потребляется бесплатно.

5. Благо производится в избытке.

При положительном внешнем эффекте:

1. Общественные выгоды превышают частные.

2. Производитель создаёт внешние выгоды для третьего лица.

3. Третье лицо потребляет выгоду без оплаты.

4. Так как внешние выгоды не включаются в цену — цена является заниженной.

5. Спрос завышен.

Как положительный, так и отрицательный внешний эффект оказывают воздействие на экономику, возникают не зависимо от воли тех, кто их создаёт, являются объективной причиной необходимости вмешательства государства в рыночную экономику.

Вопрос

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Наши рекомендации