Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ

В парной корреляции исходят из постулата, что результативный признак зависит от одного факторного признака.

В действительности связь в экономических явлениях чаще является многофакторной. Уравнения, выражающие зависимость результативного признака от многих факторов, называются многофакторными (множественными) корреляционными уравнениями.

Линейное уравнение множественной регрессии в общем виде представляется формулой

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – значение результативного признака, соответствующее заданным факторным признакам Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – параметры уравнения.

Параметр Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru экономической интерпретации не имеет. Параметр Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru называется коэффициентом условно-чистой регрессии.

Термин «коэффициент условно-чистой регрессии» означает, что каждая из величин Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru измеряет среднее по совокупности отклонение результативного признака от его средней величины при отклонении данного фактора Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru от своей средней величины на единицу его измерения и при условии, что все прочие факторы, входящие в уравнение регрессии, закреплены на средних значениях, не изменяются, не варьируют.

Таким образом, в отличие от коэффициента парной регрессии коэффициент условно-чистой регрессии измеряет влияние фактора, абстрагируясь от связи вариации этого фактора с вариацией остальных факторов. Если было бы возможным включить в уравнение регрессии все факторы, влияющие на вариацию результативного признака, то величины Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru можно было бы считать мерами чистого влияния факторов. Но так как реально невозможно включить все факторы в уравнение, то коэффициенты Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru не свободны от примеси влияния факторов, не входящих в уравнение.

Параметры уравнения Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru найдем методом наименьших квадратов (МНК). Для этого необходимо минимизировать сумму квадратов отклонений результативного признака Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru от теоретического значения результативного признака Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , т.е. найти параметры Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , при которых функция Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru достигает минимума.

Запишем необходимые условия экстремума:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

или

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Раскроем скобки и получим стандартную форму нормальных уравнений. Параметры уравнения Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru найдем из решения системы этих нормальных уравнений:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Уравнение множественной регрессии в нелинейной форме не применяют в связи с тем, что их решение в математическом плане становится сверхсложной задачей.

При построении уравнения множественной регрессии принципиальное значение приобретает отбор факторов, которые будут участвовать в данной модели.

Выбранная функция должна отразить основные закономерности, но в то же время иметь по возможности простой вид.

Отбор факторов для модели может быть выполнен в следующей последовательности.

На первой стадии производится априорный анализ явления, и устанавливаются все возможные факторы.

На второй стадии осуществляется сравнительная оценка и отсев части факторов с помощью парных коэффициентов корреляции.

Если абсолютная величина парного коэффициента корреляции Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru =0,8 и более, то факторы Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru считаются коллинеарными (дублирующими друг друга) и один из них отбрасывается.

На третьей стадии выполняется многошаговый процесс вычислений с последовательным отсевом наименее значимого фактора Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , у которого парный коэффициент корреляции Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru оказался наименьшим.

Для каждой модели, включающей в себя число факторов, последовательно уменьшенное на один из них, рассчитывается совокупный коэффициент корреляции или корреляционное отношение, которые равны между собой. Модель с наибольшим совокупным коэффициентом корреляции (или корреляционным отношением) считается наиболее оптимальной.

Рассмотрим множественное уравнение регрессии с двумя признаками-факторами:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Параметры уравнения найдем из решения системы нормальных уравнений:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Решение данной системы имеет вид:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Совокупный коэффициент корреляции вычисляется по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – это линейный коэффициент корреляции, который исчислен по указанным парам показателей Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru . Так, например,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – среднее значение произведения признаков Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – средние значения признаков Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – средние квадратические отклонения признаков Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

Корреляционное отношение вычисляется по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – индивидуальные значения результативного признака,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – теоретические значения результативного признака, которые находятся по уравнению множественной регрессии,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – среднее значение результативного признака.

При этом совокупный коэффициент корреляции равен корреляционному отношению.

Для оценки степени соответствия модели фактическим данным служит коэффициент детерминации

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Коэффициент детерминации показывает, какую часть фактической вариации переменной y составляет вариация регрессии.

Значимость модели множественной регрессии проверяется с помощью F-критерия Фишера. Проверяется нулевая гипотеза Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru при конкурирующей гипотезе Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия находится по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где m – количество объясняющих переменных модели.

2. Критическую точку F-критерия Фишера определяем по соответствующей таблице

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - уровень значимости, обычно Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru или Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - доверительная вероятность);

m и n-m-1 – числа степеней свободы, а n – количество наблюдений;

3. Сравниваем наблюдаемое значение критерия и критическую точку:

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то принимаем нулевую гипотезу об отсутствии линейной регрессии между показателями Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и y.

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то отклоняем нулевую гипотезу о равенстве нулю коэффициента детерминации. Т.е. принимаем конкурирующую гипотезу о наличии линейной регрессии между показателями Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и y.

Значимость коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ) проверяется с помощью t-критерия Стьюдента. Проверяется нулевая гипотеза Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ) (о незначимости коэффициента регрессии) при конкурирующей гипотезе Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ).

1. Наблюдаемое значение критерия находится по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ),

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ) - среднеквадратическая (стандартная) ошибка параметра регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ), находится по формуле

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ),

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - среднеквадратическая (стандартная) ошибка регрессии, рассчитывается по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

2. Критическую точку t-критерия Стьюдента определяем по соответствующей таблице

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - уровень значимости, обычно Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru или Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - доверительная вероятность);

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru – число степеней свободы, а n – количество наблюдений;

3. Сравниваем наблюдаемое значение критерия и критическую точку:

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то принимаем нулевую гипотезу о незначимости коэффициента регрессии, т.е. коэффициент регрессии почти не отличается от нуля или равен нулю.

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то отклоняем нулевую гипотезу о незначимости коэффициента регрессии, т.е. коэффициент регрессии не равен нулю.

Значимость параметра a проверяется с помощью t-критерия Стьюдента. Проверяется нулевая гипотеза Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru при конкурирующей гипотезе Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия находится по формуле:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - среднеквадратическая (стандартная) ошибка параметра регрессии a.

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

2. Критическую точку t-критерия Стьюдента определяем по соответствующей таблице

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

3. Сравниваем наблюдаемое значение критерия и критическую точку:

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то принимаем нулевую гипотезу о незначимости параметра a, т.е. параметра a почти не отличается от нуля или равен нулю.

Если Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , то отклоняем нулевую гипотезу о незначимости параметра a, т.е. параметра a не равен нулю.

Доверительные интервалы параметров регрессии при уровне значимости Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru определяются по формулам:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - среднеквадратические ошибки параметров регрессии a, Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , соответственно,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru - табличное значение критерия Стьюдента при заданном уровне значимости Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и числе степеней свободы Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Точечный прогноз находится по построенной модели множественной линейной регрессии.

Пример.Имеются данные об объеме сбережений домохозяйства, располагаемого им дохода и процентной ставки за 11 лет (см. табл. 9.1).

Таблица 9.1

Год Располагаемый доход домохозяйства, тыс. руб. Процентная ставка, % Объем сбережений домохозяйства, тыс. руб.

Необходимо:

1) построить модель множественной линейной регрессии зависимости объема сбережений домохозяйства от располагаемого им дохода и процентной ставки;

2) оценить тесноту связи между указанными признаками с помощью совокупного коэффициента корреляции;

3) определить значимость построенной модели с помощью коэффициента детерминации;

4) при уровне значимости Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru проверить значимость

а) модели множественной линейной регрессии,

б) параметров регрессии

и сделать соответствующие выводы;

5) построить 95%-ные доверительные интервалы для найденных параметров регрессии.

6) спрогнозировать средний объем сбережений в 1991 году, если предполагаемый доход составит 170 тыс. руб., а процентная ставка будет равна 5,5%.

Решение.

1) Так как объем сбережений домохозяйства зависит от располагаемого им дохода и процентной ставки, то в качестве факторных признаков ( Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ) будут выступать доход и процентная ставка, а в качестве результативного (y) – объем сбережений.

Для нахождения параметров множественной регрессии рассчитаем необходимые суммы и средние величины (см. табл. 9.2 и 9.3).

Таблица 9.2

Год Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru y Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru
5831,405 1,860
4404,132 1,860
1322,314 0,132
695,041 1,860
267,769 0,132
267,769 0,405
13,223 0,405
558,678 0,132
2876,860 0,405
5422,314 2,678
6995,041 2,678
Сумма: 28654,545 12,545
Среднее: 176,364 3,364 36,818    

Таблица 9.3

Год Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru
104,132 1284,298 22,934 282,851
90,496 784,298 16,116 139,669
13,223 247,934 2,479 46,488
35,950 179,752 9,298 46,488
5,950 29,752 0,661 3,306
-10,413 -19,339 0,752 1,397
2,314 11,570 2,025 10,124
-8,595 27,934 -0,430 1,397
34,132 385,207 4,570 51,579
120,496 970,661 21,570 173,760
136,860 1520,661 29,752 330,579
Сумма: 524,545 5422,727 109,727 1087,636

Тогда

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

Таким образом, модель множественной линейной регрессии имеет вид

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

2) Оценим тесноту связи между указанными признаками с помощью совокупного коэффициента корреляции. Средние значения признаков Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и y найдены в таблице 9.2. Рассчитаем дисперсии и среднеквадратические отклонения этих признаков (необходимые суммы найдены в таблицах 9.2 и 9.3):

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ; Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (тыс. руб.);

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ; Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (%);

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ; Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (тыс. руб.).

Рассчитаем в таблице 9.4 суммы и средние величины, необходимые для нахождения парных линейных коэффициентов корреляции.

Таблица 9.4

Год Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru y Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru
Сумма:
Среднее: 176,364 3,364 36,818 640,909 6986,364 133,818

Найдем парные линейные коэффициенты корреляции:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Итак, совокупного коэффициента корреляции

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

что свидетельствует о весьма высокой связи между этими признаками, т.е. между объемом сбережений домохозяйства, располагаемого им дохода и процентной ставкой.

3) Коэффициент детерминации Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru , следовательно, модель объясняет зависимость между переменными на 97,8 %.

4а) При уровне значимости Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru проверим гипотезу о значимости модели множественной линейной регрессии.

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

2. Критическая точка Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

3. Т.к. Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (175,4735>4,46), то отклоняем нулевую гипотезу о равенстве нулю коэффициента детерминации. Т.е. принимаем конкурирующую гипотезу о наличии линейной регрессии между показателями Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и y (совокупное влияние переменных Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru на переменную y существенно).

4б) При уровне значимости Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru проверим гипотезы о значимости параметров регрессии.

Рассчитаем стандартную ошибку регрессии, для этого в таблице 9.5 найдем теоретические значения Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru и Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Таблица 9.5

Год Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru y Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru
22,489 6,1927
23,730 1,6119
31,010 1,0199
28,698 1,6953
33,494 2,2690
37,048 0,9072
39,531 0,2197
38,461 0,2127
45,741 3,0302
51,778 3,1626
53,020 3,9193
Сумма: 24,2406

Тогда Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Для коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru :

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

2. Критическая точка Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

3. Т.к. Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (5,8495>2,31), то отклоняем нулевую гипотезу о незначимости коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Для коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru :

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

2. Критическая точка Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

3. Т.к. Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (3,5025>2,31), то отклоняем нулевую гипотезу о незначимости коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

Для параметра регрессии a:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru .

1. Наблюдаемое значение критерия:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ,

где

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru

2. Критическая точка Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru ;

3. Т.к. Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (1,5647<2,31), то принимаем нулевую гипотезу о незначимости параметра a, т.е. параметра a почти не отличается от нуля или равен нулю, и он может не использоваться в модели. Однако наличие свободного члена в линейном уравнении может лишь уточнить вид зависимости. Поэтому, если нет серьезных причин для удаления свободного члена из уравнения регрессии, то лучше его использовать в модели.

5) Построим 95%-ные доверительные интервалы для найденных параметров регрессии в соответствии с выше приведенными формулами.

Для параметра регрессии a:

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru или (-1,4031;7,3270),

для коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru :

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru или (0,0753;0,1731),

для коэффициента регрессии Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru :

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru или (1,2142;5,8935).

6) Прогноз среднего объема сбережений в 1991 году найдем по построенной модели множественной линейной регрессии.

Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ - student2.ru (тыс. руб.).

Наши рекомендации