Именно после 1670 г. выстроены «у Макария-чудотворца» каменные крепостные стены.

Н. НОВГОРОД В БУНТАШНОМ 17 ВЕКЕ

«Бунташным» назвали современники XVII век: народные движения и восстания сотрясали Россию. Начало столетия ознаменовалось Смутой, в которой Н.Новгород остался оплотом порядка. Но край наш бунтовал не на шутку, об этом мы рассказали уже в теме «Нижегородцы и Смута».

Мы знаем яркую и трагичную судьбу Аввакума. Но стоит вспомнить и его последователей: леса нашего края стали прибежищем для сотен старообрядцев.

За Волгу, на Керженец бежали недовольные едва ли не со всей России. Попытки царских отрядов обнаружить скиты и обложить их тяглом заканчивались самосожжением.

Бегство от податей, от барщины было самой распространённой формой протеста.

Пропадали целые артели будников с поташного промысла у боярина Б.И.Морозова: ушли в Москву, да на место так и не прибыли. Не слишком сладкой показалась им работа на морозовских будных станах.

Самые отчаянные беглецы брались за кистень. Тогда разбойничий свист оглашал просторы Волги, нашей «большой дороги». Купеческие суда становились добычей нижегородских Робин Гудов, если пускались в путь без надёжной охраны. Имена некоторых из них - Матвея Бармы, Степаниды Ветлужской - сохранились в народных преданиях. Но привольная жизнь не могла быть вечной, наказание было неизбежным.

Отчаяние толкало людей и к открытому мятежу. Известнен Медный бунт 1662г.

Алексей Михайлович, успокаивая народ в Коломенском, обещал во всём разобраться. Интересно, что был там нижегородец Мартын Жедринский. После подавления бунта его ждали кнут, ссылка и отсечение руки – той самой, которую протягивал царю.

Осенью 1670г. докатилось до нашего края восстание Степана Разина. Атаман, двигаясь вверх по Волге, встал у Симбирска, но его посланцы поднимали народ повсюду. В правительственном лагере царило смятение: воеводы не досчитывались служилых людей и отсиживались за крепостными стенами. Максим Осипов, товарищ Разина, двинулся на Нижний: в сентябре он занял Васильсурск и Лысково, бунтовали Мурашкино и Павлово. В сподвижниках не было недостатка: «предприимчивость» бояр вроде Морозова порождала в народе ненависть.

Целый отряд собрала вокруг себя Алёна Арзамасская, вчерашняя монахиня. По собщению иностранца, она отличалась, «подобно амазонке», невероятной силой и мужеством. В бою Алёна разила без промаха, во время казни сама шагнула в горящий сруб, не издав в огне ни единого стона (она была обвинена в колдовстве).

Правительство принимало меры. Арзамас стал центром сосредоточения царских войск под общим началом князя Ю.А.Долгорукова. В нескольких ожесточённых боях крестьяне были разбиты: вооружены они были кое-как, храбрость и сноровка не могли заменить военных навыков.

Последним успехом разинцев стало взятие Макарьевского монастыря.

10 октября 1670 г. повстанцы обстреляли обитель -безуспешно. Следующей ночью монахи ушли сами, тайком, поскольку разбежались их защитники – такие же крестьяне, что и осаждавшие.

Монастырь был разграблен. Затем Осипов ушёл на юг, узнав о поражении Разина под Симбирском.

Именно после 1670 г. выстроены «у Макария-чудотворца» каменные крепостные стены.

Подавление восстания сопровождалось жестокими казнями. И бунтовщики не отличались милосердием, но правительственные репрессии поражают своим размахом : в одном Арзамасе было казнено 11 000 человек. Следует признать, что успешное развитие России, рост её экономики и могущества в XVII в. происходили в условиях острейших социальных противоречий.

РАСКОЛ И НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ

ПРОТОПОП АВВАКУМ 1620-1682 РОДИЛСЯ В СЕЛЕ ГРИГОРОВО Макрьевского уезда Нижегородской губернии

В 1646 году Аввакума избивают и выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, активно включается в деятельность нового кружка русских богословов под названием «Ревнители древнего благочестия», возглавляемое царским духовником Стефаном Вонифатьевым.

Уже в 1653 году протопоп Аввакум начинает открытую борьбу с патриархом Никоном, резко выступая против исправления церковных книг.

В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск.

Он полностью отказался принимать изменения в богослужении за что в 1654 году был сослан в ссылку на 10 лет в Тобольск, Забайкалье, Нерчинский острог к жестокому Еремею Пашкову (бил его железными прутьями с кожаными «хвостами» - 72 удара).

После ссылки, в 1664 году Аввакум возвращается в Москву. Царь Алексей Михайлович, рассорился с Никоном, принял его со всей милостью и поселил его в Кремле, около Новодевичьего монастыря. Аввакум обращается с челобитной к правителю, требуя исправления содеянной ереси и демонстративно отказывался посещать церкви в которых служили по новым обрядам.

Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном. Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу, но тот остался при своём мнении. Тогда церковный суд лишил его степени священства, что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от церкви. Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство.

После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры. НА 14 ЛЕТ.

Там он заключён в деревянный сруб, а потом в земляную тюрьму, но это его не переубедило. Во время этого пятнадцатилетнего заточения в Пустозерске он пишет два больших сборника богословских сочинений : «Книгу толкований» и «Книгу бесед», много грамот и посланий старообрядцам.

Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа Аввакума« - первое биографическое произведение.

При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви. Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь.

14-го апреля 1682 года Аввакум с ближайшими друзьями были сожжены в деревянном срубе.

ПАТРИАРХ НИКОН

Седьмой патриарх Московский и Всея Руси, известный под монашеским именем Никон, родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово (Княгининский район) под Нижним Новгородом в семье мордовских крестьян. Имя его в миру было Никита Минов (Минич, Минин). Мать его рано умерла, и отец женился снова. Мачеха Никиту невзлюбила. Пасынку всегда доставался последний кусок со стола, он постоянно был голоден. Однажды она даже столкнула его в погреб, надеясь, что ребенок сломает себе шею. Однако он уцелел. А когда Никита зимним утром залез погреться в остывающую печь и заснул, мачеха заложила его дровами и затопила, закрыв печь заслонкой... Спасибо бабушке, которая раскидала занявшиеся поленья и вытащила внука.

В 20 лет стал священником в своем селе, а в 30 постригся в монахи.

Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру и в 1652 года стал патриархом Русской церкви.

По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру.

Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол.

Никон, решивший провести свои задумки в виде реформы исправления в Русской Церкви погрешностей и ересей, не получил никакого школьного образования, не отличался даже начитанностью или какими-либо талантами; он выучился лишь читать и писать, и то не совсем грамотно.

Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники.

Войдя во вкус власти, Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно.

Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха.

Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь.

В дороге в 1681 году он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

Никон скончался, не примиренным ни с царем, ни с архиереями, ни с Церковью.

ПИТИРИМ, ЕПИСКОП НИЖЕГОРОДСКИЙ

Архиепи́скоп Питири́м (в миру Петр; 1665, Горицы — 8 (19) мая 1738) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Нижегородский и Алатырский.

Первоначально был старообрядцем («расколоучителем»), проповедовавшим «древлее благочестие» по скитам и лесам, затем вернулся в лоно государственной церкви, стал гонителем «раскольников».

В начале XVIII века, Петр 1 обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима.

Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания.

Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов, изданные, по повелению Петра I, под заглавием: "Пращица противо вопросов раскольнических" По словам А. Опоцкого , "Пращица" опираясь на свидетельствах, возбуждавших сомнения, должна была сильнее укрепить раскольников в той мысли, что раскольническое учение истинное и утверждается на непоколебимых основаниях.

Видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Его влиянию и советам следует приписать те жестокие меры, которые стали тогда применяться к раскольникам. В 1715 г. Петр I издал указ на имя Питирима, в котором угрожал смертной казнью всем, кто будет препятствовать ему в деле обращения раскольников.

В 1718 г. Питирим предложил Петру целую систему действий против раскольников. В своем "доношении" Питирим выставлял на вид, что раскольники - вредные люди не только с религиозной, но и с государственной точки зрения, как противники гражданского и церковного порядка. Этих врагов церкви и государства много, до 200 тысяч. Тех из них, которые так или иначе содействуют распространению раскола, следует лишать свободы и наказывать, но при этом действовать негласно: "не худо расколоучителей не явным промыслом смирять". Простых раскольников Питирим не считал нужным наказывать, но только настаивал на том, чтобы с них "двойной оклад ежегодно был правим". Попов, укрывающих раскольников, Питирим советовал разыскивать и строго наказывать; раскольников в старосты и бурмистры по городам и селам не выбирать, на том основании, что они притесняют православных. Предложения Питирима скоро получили практическую силу.

В помощь ему Петр назначил капитана гвардии Ржевского; командированы были светские чиновники и к другим духовным лицам, занимавшимся борьбой с расколом. Инструкция, данная Ржевскому, являлась не чем иным, как повторением "доношения" Питирима. С приездом Ржевского, который должен был действовать по совещаниям с Питиримом, начались преследования раскольников; многие из них бежали; Питирим изыскивал меры, чтобы предупредить эти побеги.

С 1718 по 1725 гг. - «ПИТИРИМОВО ЗОРЕНИЕ» :

· в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек;

· из них до 9 тысяч приняли православие;

· часть записалась в двойной оклад,

· так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей;

· упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу.

Имя Питирима произносилось раскольниками с омерзением; После смерти Петра I деятельность Питирима значительно ослабела; он уже не встречал прежнего сочувствия и поддержки в высших правительственных сферах. В царствование Анны Иоанновны Питирим был назначен непременным членом Синода, но скоро в 1738 году умер.

Наши рекомендации