Внешнеэкономические связи (их установление и целесообразность, защита национальных интересов).

Отраслей экономики.

План.

Государство в рыночной экономике. Сущность

Государственного регулирования.

Государство- предприниматель.

Роль государства в планировании деятельности отраслей, организации НИОКР и инвестировании.

Государство- потребитель готовой продукции .

Антимонопольная политика государства.

1. Государство в рыночной экономике.

Сущность государственного регулирования.

Государство в качестве экономического субъекта представляет собой:

во-первых: совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе

· Президент РФ,

· Правительство РФ,

· Министерства и ведомства по отраслям народного хозяйства,

· Государственный комитет по имуществу РФ,

· Государственные Налоговые инспекции,

· Государственный Пенсионный фонд,

· Центробанк РФ,

· Казначейства,

· Областные Администрации, администрации городов и районов и другие государственные органы);

во- вторых:все виды экономических ресурсов (денежные средства, земля, трудовые ресурсы), находящиеся в ведении государственных органов власти.

Государство в современной экономике можно считать:

ü предпринимателем,

ü организатором научно-исследовательских работ ,

ü инвестором,

ü потребителем конечной продукции.

ü Наиболее важная роль государства в рыночной экономике – это регулирование рыночных процессов.

Государственное регулирование - это совокупность воздействий на экономические объекты и процессы, функционирующие в условиях рыночной экономики, направленных на то, чтобы придать им организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Объектами государственного регулирования являются:

Экономические циклы и его отдельные фазы (это периодические подъемы и спады в экономике);

Отраслевая, региональная и секторальная структура рынка (количество, размеры представленных на рынке фирм, контроль за монополией, контроль за легкостью вхождения на рынок, степень схожести товара, информация о рынке);

3. накопление капитала (важнейший объект государственного регулирования – производство, присвоение и капитализация прибыли. Накопление капитала всегда поощрялось, поэтому государство создает дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам);

Занятость населения (спрос и предложение рабочей силы);

5. денежное обращение (совокупность всех платежных средств в стране в определенный период, непрерывное движение денег в ходе их использования: оплата труда, услуг, покупка товаров, возврат долгов, выдача пособий);

Платежный баланс (баланс движения капитала, отражающий приток денег в страну и отток денег из страны);

Цены (контроль за уровнем цен на необходимые для жизни товары, субсидии для отраслей, производящих необходимые товары на восполнение затрат на их изготовление и др.);

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Социальные отношение (отношения между различными слоями населения, между работодателями и работающими по найму, социальное обеспечение(пенсии, пособия);

Подготовка и переподготовка кадров;

Окружающая среда;

внешнеэкономические связи (их установление и целесообразность, защита национальных интересов).

Государственное регулирование в широком смысле включает в себя:

· прогнозирование;

· планирование;

· финансирование;

· бюджетирование,

· налогообложение;

· кредитование,

· администрирование;

· учет, контроль.

Воздействия на интересы участников экономических отношений государство осуществляет при помощи административных и экономических инструментов.

2. Государство- предприниматель.

С 1990г. экономика нашей страны претерпевает изменения. Кроме государственной формы собственности появляется частная. В настоящее время существуют предприятия государственной и частной форм собственности.

В развитых странах доля предприятий частной формы собственности является подавляющей. Но удельный вес государственного сектора в рыночно развитых странах существенно различается : крайне мал он в США и Японии до 5% валового внутреннего продукта производится на предприятиях государственной формы собственности, от 10 % на предприятиях Германии, до 30% в Австрии.

До 4% рабочей силы занято в государственном секторе на предприятиях Великобритании, до 25% Австрии, Греции, Франции.

Доля государственных структур в валовых капиталовложениях в экономику составляет 1/6 часть в Германии, Великобритании, до 1/3 во Франции, 1/2 в Австрии.

В Российской экономике доля частного сектора составляет примерно 50%, (это грубый подсчет, в разных отраслях эта доля разная). В настоящее время наша экономика неустойчива и в стране соотношение частного и государственного капитала еще не определилось.

Функционирование на рынке предприятий различных форм собственности приводит к конкурентной борьбе на рынках арендных, акционерных, частных и государственных предприятий. В этой конкурентной борьбе государственные предприятия имеют ряд преимуществ и недостатков, по сравнению с частными.

Государственные предприятия, по сравнению с частными, имеют ряд преимуществ и ряд недостатков:

Преимущества:

- работают на заказ;

- сбыт продукции по государственным твердым ценам;

- им не грозит банкротство;

Недостатки:

- в большей степени зависимы от государственных структур;

- обладают меньшей конкурентоспособностью.

Навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом отношении, чем частные.

Рыночная экономика ограничивает деятельность государства и возникает необходимость разгосударствления и приватизации.

Наши рекомендации