Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница

SWOT – анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- использует ли предприятие внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если предприятие не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли слабости предприятия ее уязвимыми местами в конкуренции? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные обстоятельства дают предприятию реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

- какие угрозы должны беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

Состав ключевых факторов успеха

Наименование КФУ
1. Организационные КФУ
1.1. Организаторский талант топ-менеджеров
1.2. Хорошая репутация (имидж) предприятия
1.3. Эффективный процесс управления
1.4. Современная структура управления
1.5. Высокий уровень информационных систем
1.6. Опыт и ноу-хау в области менеджмента
1.7. Наличие эффективных стратегий
1.8. Доступ к ресурсам, на финансовые рынки
1.9. Государственный (муниципальный ) заказ
   
2. Технологические КФУ
2.1. Качество отраслевых прикладных НИР
2.2. Инновационность производственного процесса
2.3. Инновационность по новым товарам
2.4. Степень прогрессивности существующих технологий
2.5. Наличие патентов, использование лицензий
3. Производственные КФУ
3.1. Низкая себестоимость
3.2. Возможности создания и поддержания высокого качества продукции
3.3. Высокая загрузка производственных мощностей
3.4. Выгодное расположение (к рынкам сбыта, сырья и материалов)
3.5. Доступ к квалифицированной рабочей силе
3.6. Высокая производительность труда
3.7. Возможность расширить модельный ряд
3.8. Возможности выполнения индивидуализированных заказов потребителей
4. Маркетинговые КФУ
4.1. Широкая сеть оптовых дилеров
4.2. Доступность различной торговли
4.3. Собственная торговая сеть
4.4. Низкие сбытовые расходы
4.5. Быстрая доставка
4.6. Высокая квалификация маркетинговых специалистов
4.7. Доступность и качество сервисного обслуживания
4.8. Хорошая диспетчерская служба и служба доставки
4.9. Привлекательные товарные марки
4.10. Гарантии для покупателей
4.11. Хорошие соотношения цены и качества
5. КФУ по профессиональным навыкам
5.1. Привлечение талантливых специалистов
5.2. Ноу-хау в области контроля качества
5.3 Творческие достижения в области дизайна
5.4. Высокие умения в области рекламы
5.5. Эффективный комплекс НИОКР и рыночного освоения новой продукции
5.6. Коммуникативность работников
5.7. Развитие в области информационных технологий

На основе PEST, SWOT, КФУ выделяются внутренние проблемы предприятия по соответствующим элементам; ранжируются проблемы по степени важности, формируется банк внутренних проблем. На основании миссии, целей, стратегий разрабатывается концепция стратегии предприятия. В соответствии с этой концепцией разрабатываются долгосрочный стратегический план на 5-10 лет и среднесрочный стратегический план на 2-5 лет.

На основании долгосрочного и среднесрочного стратегических планов предприятия и соответствующих исходных данных разрабатывается бизнес-план на 1 год.

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru
Области использования бизнес-плана

Рис. 17- Области использования бизнес-плана.

Бизнес-план разрабатывается с целью обоснования экономической целесообразности направлений развития предприятия–стратегии, концепции, проектов, расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в том числе продаж, прибыли, доходов предприятия, определения источников финансирования реализации выбранной стратегии.

Основные черты бизнес-плана:

1) бизнес-планирование существенно отличается от технико-экономического планирования (ТЭП), а также от технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов;

2) имеет четко отчерченный временной период, по истечении которого цель и задачи, определенные бизнес-планом, должны быть выполнены;

3) предназначен для обоснования инновационного проекта с целью привлечения инвесторов;

4) разрабатывается под руководством и при личном участии руководителя предприятия;

5) в отличие от ТЭО проекта освещаются как технические и производственно-экономические аспекты, так и коммерческие и рыночные.

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru
Технология разработки бизнес-плана

Рис. 18 - Технология разработки бизнес-плана

Этапы подготовки и разработки бизнес-плана.

Сбор исходных данных о требованиях к бизнес-плану предприятия
Определение внутренних и внешних целей разработки бизнес-плана
Определение инвесторов предприятия
Определение структуры бизнес-плана
Сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела бизнес-плана
Разработка бизнес-плана, осуществляемая по руководством либо руководителя предприятия, либо ответственного за реализацию плана
Проведение предварительной экспертизы бизнес-плана, после чего бизнес-план может быть представлен инвесторам или кредиторам

Содержание бизнес-плана представлено в табл. 6.

Таблица 6. - Содержание бизнес-плана

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
Резюме 1.1. Направление развития предприятия, объем и цели получения инвестиций, предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиций. 1.2. Характеристика организационно-правовой формы предприятия. 1.3. Права потенциального инвестора (участие в управлении, владение контрольным пакетом акций, рядовой акционер). 1.4. Наличие спонсоров, инвесторов и их права
Меморандум конфиденциальности Ставится гриф секретности
Характеристика предприятия, отрасли и выпускаемой продукции 3.1. Общие сведения о предприятии 3.2. История и характеристика предприятия 3.3. Характеристика выпускаемой продукции
Анализ работы предприятия за прошлый год 4.1. Основные показатели работы за прошлый год 4.2. Показатели оборачиваемости оборотных средств
Основные мероприятия технического развития предприятия 5.1. Освоение новых изделий. 5.2. Техническое развитие. 5.3. Затраты на качество. 5.4. Разработка, освоение, внедрение и эксплуатация информационных технологий
Маркетинговый план 6.1. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия №1 6.2. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия № i 6.3. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия № n 6.4. Анализ состояния отраслей-потребителей продукции предприятия 6.5. Маркетинговый план по экспорту товаров и услуг. 6.6. Прогноз экспорта товаров и услуг 6.7. Структура продаж по центрам финансовой ответственности.
Ценообразование и методы стимулирования продаж 7.1. Ценовая политика при формировании цены на товары и услуги предприятия 7.2. Применяемые методы стимулирования продаж в планируемом периоде
Производственный план 8.1. Объем производства основных видов товаров и услуг 8.2. Себестоимость товарной продукции по элементам затрат 8.3. Общий свод затрат по предприятию.
Персонал и оплата труда 9.1. Численность персонала и оплата труда. 9.2. Сводный план по труду. 9.3. Лимиты численности и фонда заработной платы по центрам финансовой ответственности
Кадры предприятия 10.1. Качественный состав руководителей, специалистов и служащих. 10.2. Потребность в кадрах по профессиям. 10.3. Квалификационные требования. 10.4. Принципы отбора сотрудников. 10.5. Создание системы повышения квалификации кадров. 10.6. Выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников. 10.7. Система продвижения по службе.
Финансовый план 11.1. Плановые начисления в бюджет и внебюджетные фонды. 11.2. Погашение реструктуризированной задолженности. 11.3. Отчет о прибылях и убытках. 11.4. Бюджет движения денежных средств.
Приложения  

Приложение содержит документы, на которые даются ссылки в разделах бизнес-плана.

Информационная характеристика задачи по формированию производственной программы предприятия в натуральном и стоимостном выражении на квартал представлена на рис. 19.

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru
На основании контрольных цифр бизнес-плана, информации портфеля заказов формируется производственная программа.

Рис. 19 - Информационная характеристика задачи по формированию производственной программы на квартал

Портфель заказов формируется на основании заказов от покупателей ежемесячно отделом договоров поставок и сбыта, отделом внешних экономических связей и отделом маркетинга.

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru
Перед промышленными предприятиями ставится задача получения оптимальной производственной программы. Мнемосхема формирование такой программы представлена на рис. 20.

Рис. 20 - Мнемосхема формирования оптимальной производственной программы предприятия

Математическая модель оптимального планирования

По потребителям

Задача «Оптимального плана по потребителям» имеет следующую математическую модель.

Целевая функция задачи отражает требование: сформировать план по потребителям, обеспечивающий максимальную прибыль.

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru , (5.1)

где:

Pi - ожидаемая прибыль от реализации единицы i-го изделия.

i - индекс вида продукции; i =1...n;

n - количество видов продукции в портфеле заказов предприятия;

Xi- планируемое количество выпуска i-го изделия.

Ограничениями для решения задачи являются:

1) Ограничение по оборудованию:

n

 tij * xi Fj; (5.2)

i=1

где:

j – индекс вида оборудования, j=1,m;

m – число видов оборудования;

tij – нормы времени производства i-й детали на j-м оборудовании;

Fj – действительный фонд времени единицы j-го оборудования.

Данное ограничение отражает условие баланса между потребностью

в j – м оборудовании и его наличием.

2) Ограничение по материалам:

n

 hir * xi ≤ Mr; (5.3)

i=1

где:

r – вид материала для i–й продукции, r=1,m;

hir – расход r – го материала для i–й продукции;

Mr – фактический объем r–го материала.

3) Ограничение по численности работников, занятых в производстве:

n

 gik * xi ≤ Vk; (5.4)

i=1

где:

k – индекс работников, занятых над производством i–й продукции, k=1,m;

gik – численность k–х работников для производства i–й продукции;

Vk – фактическая численность k–х работников.

4) Ограничения по заказам:

Раздел 2. Подготовка и организация высокотехнологичного 4 страница - student2.ru , (5.5)

где:

Ai – число изделий i–й продукции по важнейшей номенклатуре (обязательной для исполнения);

Bi – число изделий, включенных в портфель заказов с учетом ограничений по емкости рынка. Для среднего машиностроительного предприятия, номенклатура заказов обычно не превышает 100, задача может быть решена путем последовательного перебора вариантов.

Учитывается также ограничение на начальные оборотные средства. В общем виде это:

Собнач << D, (5.6)

где:

Собнач - начальные оборотные средства;

D – доходы предприятия.

Собнач = Собпред + Соботгр + Собкред, (5.7)

где:

Собпред – предварительная оплата заказов;

Соботгр – средства, полученные за ранее отгруженную продукцию;

Собкред – кредиты банков.

Подсистема технико-экономического планирования выполняет следующие функции:
- определение потребности в трудовых ресурсах и оборудовании для выполнения планов;
- планирование себестоимости выпуска продукции по периодам;
- калькулирование себестоимости единицы продукции и расчет цен;
- анализ объемов и номенклатуры фактического выпуска.
Для составленных плановопределяются потребности в трудовых ресурсах и оборудованиипо предприятию в целом и по каждому подразделению. Расчеты потребностей выполняются на основании трудовых нормативов и норм использования оборудования, после чего формируется бизнес-план предприятии на планируемый год.

Основными участниками ТЭП являются: планово-экономический отдел, производственный отдел, отдел сбыта, отдел материально-технического обеспечения, бухгалтерия предприятия, экономические службы цехов и других подразделений предприятия. Центральное место занимает планово-экономический отдел предприятия.

Существуют различные методы оперативно-календарного планирования (ОКП) и управления производством:

- Новочеркасская система, ее модернизация–системы “Р-Г”, “Ритм;”

- системы прямого счета ДСЕ, применяемые в системах “БААН”, “R3”, “Галактика” и другие.

Прежде всего, разрабатываются на основании производственной программы изготовления изделий – диспетчерский график (подетальная производственная программа). Производится разузлования изделий, затем в соответствии с расцеховкой формируется номенклатура, закрепления ДСЕ за цехами. В соответствии с календарно-плановыми нормативами (КПН), учитывающими размеры партий, производственные циклы детали формируется диспетчерский график для каждого цеха на месяц. ПРБ цехов формируют сменные задания на участки и рабочие места.

Существуют автоматизированные системы планирования и учета выполнения сменных заданий.

Для рациональной организации работы в цехах основного производства внедряются системы планово-предупредительного обслуживания рабочих мест. Работа по этой системе заключается в следующем:

1) на основании диспетчерских графиков на месяц производят расчет потребностей в:

- материалах;

- технологической оснастке;

- оборудовании;

- основных производственных рабочих;

2) под каждое сменное задание ведется комплектация по рабочим местам:

- технологическим процессом;

- материалом;

- технологической оснасткой.

Для машиностроительного предприятия содержанием управления производством является управление ресурсами предприятия с учетом применения ERP систем и CALS – технологий.

Руководители машиностроительных предприятий в современных рыночных условиях, когда на них возлагаются дополнительные информационные нагрузки, ищут пути создания эффективных информационных технологий в кратчайшие сроки при минимальных затратах. Это, возможно достигнуть при условии системного подхода, выполнении основных принципов создания АСУ и наличии четких представлений о том, что они хотят получить от этой автоматизированной системы. Для этого необходимо организовать проведение следующих работ:

1) создать координационный Совет по информационным технологиям;

2) создать концепцию интегрированной АСУ;

3) определить основные принципы создания и эксплуатации автоматизированной системы и строго соблюдать их выполнение.

Планировка рабочих мест

Под планировкой рабочего места понимают целесообразное пространственное расположение в горизонтальной и вертикальной плоскостях всех элементов оснащения, необходимых для осуществления трудового процесса, и самого рабочего (или группы рабочих).

Рациональная планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений рабочего и движений предметов труда, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно переходит в другой. При этом размещение средств оснащения и предметов труда должно подчиняться основным требованиям, нарушение которых ведет к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, преждевременному утомлению и снижению производительности труда, нерациональному использованию производственных площадей. К этим требованиям относятся:

· обеспечение свободы всех трудовых действий работника и удобства рабочей позы в зависимости от содержания труда;

· досягаемость предметов труда, органов управления и инструмента, не вызывающая излишних движений, наклонов, хождения и перемещения предметов труда, оснастки и готовой продукции;

· обеспечение свободного доступа для профилактических ремонтов и осмотров, аварийного обслуживания и возможности свободного ухода с рабочего места в аварийных и экстремальных ситуациях;

· рациональное размещение всех средств производства по общему правилу - то, чем рабочий пользуется чаще, должно быть ближе, чем все то, что в трудовом процессе используется реже;

· правильное размещение рабочей поверхности по отношению к источнику освещения, который должен находиться слева;

· планировка рабочего места должна учитывать технологические маршруты, маршруты работы, возможность применения наиболее целесообразных в данных условиях транспортных средств.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест.

Внешняя, или общая, планировка заключается в пространственном размещении рабочих мест на производственных площадях относительно других рабочих мест участка, цеха, грузопотоков, стен, колонн, а также в размещении оборудования, рабочей мебели, оснастки и предметов труда на самих рабочих местах. Основными требованиями к рациональной внешней планировке, касающимися размещения рабочих мест и оборудования, являются:

· расположение рабочих мест по ходу производственного (технологического) процесса;

· перемещение предметов труда по принципу прямоточности грузопотоков, исключающему возвратно-поступательное движение сырья, заготовок и полуфабрикатов;

· экономное использование рабочей площади в соответствии с санитарными нормами. В машиностроении на один станок вместе с проходами приходится: для мелких станков — до 10—12 м2; для средних — 15—25 м2; для крупных — 30—45 м2. Расстояние между оборудованием в пределах рабочей зоны должно быть не менее 800 мм, а между боковыми и задними плоскостями — не менее 500 мм;

· соблюдение необходимой для конкретного производства ширины и размещения транспортных проходов и проездов, которые должны быть сквозными и без тупиков. Ширину главных проездов рекомендуется устанавливать не менее 3 м, а ширину проездов между оборудованием — равной ширине тележки с грузом плюс 800 мм с обеих сторон;

· обеспечение минимального расстояния перемещений рабочего в течение смены;

· недопущение пересечений маршрутов обходов рабочих-многостаночников с транспортными потоками.

Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте с целью создания условий, обеспечивающих снижение затрат жизненной энергии на выполнение трудовых действий, уменьшение утомляемости и возможности одновременного выполнения трудовых движений обеими руками.

С этой целью проектируется рабочая зона, которая представляет собой часть рабочего места или его участок в трехмерном пространстве, в котором совершаются основные трудовые действия и объем которого ограничивается возможными траекториями движения рук рабочего. Наилучшим решением может считаться такое, когда предметы труда и органы управления машиной расположены в оптимальной, или нормальной, зоне, т. е. удалены от туловища на расстояние, примерно равное длине локтевого сустава. Максимальной зоной считается полусфера, радиус которой равен длине руки. Зоны досягаемости определяют исходя из антропометрических данных предполагаемых работников и рабочей позы работника на его рабочем месте.

Под рабочей позой понимается положение тела работника во время выполнения трудовых действий. От рабочей позы в значительной мере зависит расход энергии рабочего. Так, расход энергии при работе стоя примерно в полтора раза больше, чем при выполнении такой же работы, в положении сидя, а стоя в неудобной наклонной позе — увеличивается в несколько раз. Поэтому физиологией труда выработаны рекомендации по выбору рабочей позы для разного рода работ:

· при физических нагрузках до 5 кг предпочтительнее поза сидя;

· при физических нагрузках свыше 5 и до 10 кг рекомендуется переменная рабочая поза сидя-стоя;

· при физических нагрузках свыше 10 кг следует предусматривать рабочую позу стоя.

Особенно неудобны рабочие позы на корточках, на цыпочках, лежа и лежа на боку в стесненном пространстве. Такие рабочие позы могут иметь место в практике как редкое исключение и на непродолжительное время (при ликвидации аварий или оказании помощи при несчастных случаях).

Конкретные размеры рабочей зоны определяются, с одной стороны, рабочей позой (работа сидя или стоя), а с другой — характером обрабатываемого материала или выполняемой работы.

Так, при работе сидя (за столом, верстаком, конвейером) рекомендуется исходить из предела досягаемости рук влево и вправо до 760 мм (наиболее удобно для работы — 500 мм). Максимальное отдаление от груди рабочего в горизонтальной плоскости — 508 мм (наиболее удобно — 228 мм), в вертикальной плоскости — 1200 мм. При работе стоя (за станком) наиболее удобная зона расположена в пределах 1000—1600 мм от уровня пола. Нижняя (менее удобная) зона находится на высоте 600—1000 мм. Расположение органов управления оборудованием на высоте от 0 до 500 мм, а также выше 1800 мм нежелательно, так как появляется необходимость или нагибаться, или тянуться вверх. При проектировании внутренней планировки рабочего места необходимо обеспечивать удобную зону обзора, в пределах которой рабочий должен отчетливо видеть все предметы, находящиеся на его рабочем месте. Для восприятия средств отображения информации в горизонтальной плоскости рекомендуется нормальный наклон головы в пределах 30—40°. В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора составляет по 15° вверх и вниз по отношению к горизонтальной.

При проектировании внутренней планировки рабочего места пользуются рядом выработанных практических правил:

· необходимо обеспечить кратчайший путь прохождения детали по горизонтали и вертикали при ее обработке;

· в каждый момент на рабочем месте должно находиться все необходимое для непрерывной работы, вместе с тем на нем не должно быть ничего лишнего;

· каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место, чтобы рабочий всегда мог взять его без затраты лишних сил и времени на поиски (не теряя ни секунды);

· расположение предметов в рабочей зоне должно осуществляться по принципу: все, что работник берет правой рукой, располагается справа от него, а все, что он берет левой рукой, — слева;

· предметы наиболее частого пользования должны лежать ближе к рабочему и желательно под правой рукой и на уровне рабочей зоны, а реже употребляемые предметы могут располагаться у границ рабочей зоны и даже за ее пределами.

Перемещение предметов на рабочем месте и в рабочей зоне должно быть организовано с учетом следующих рекомендаций:

· спуск и передвижение по горизонтали и в одном направлении предпочтительнее передвижения на подъем с поворотами;

· движение «к себе» лучше, чем движение «от себя»;

· нежелательно сочетать мускульные усилия с наклонами и поворотами туловища, с неудобной позой;

органы управления оборудованием должны располагаться в поле зрения рабочего и в зоне досягаемости обеих рук.

Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить буду­щие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статисти­ческих данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа ря­дов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенден­ций на будущее).

В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хро­нологических ряда следующих показателей: индекс банков­ских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, где исполь­зовались так называемые «гарвардские кривые А, В, С». Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бир­же, кривая В — величину депозитов в байках, кривая С — норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в ок­рестностях поворотных точек никла данные показатели дол­жны были фиксировать прежде всего изменение экономичес­кой конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планиро­вания за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым эле­ментом системы регулирования экономики Прогнозы состав­лялись с помощью модели «затраты—выпуск», линейного про­граммирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансо­во-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от го­сударственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 г. К. Ландауэр опубликовал книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Сис­тема планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна как «Индикативное планиро­вание», в рамках которого правительство воздействует на эко­номическое развитие скорее посредством координации и обес­печения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне стано­вится предметом широких дискуссий с целью не только избе­жания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государ­ственного сектора в экономике дали возможность правительс­твам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, це­нами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составле­ния национальных планов в форме бюджетов. Сформирова­лись два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе — с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составля­лись в Министерстве финансов, то в начале 60-х годов создают­ся специальные плановые органы: во Франции — Генеральный комиссариат по планированию; в Японии — Экономический консультативный совет, Управление экономического планиро­вания; в Нидерландах — Центральное плановое бюро; в Канаде — Экономический совет.

Наши рекомендации