Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

общепрофессиональными компетенциями:

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

профессиональными компетенциями:

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

- способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

За время прохождения практики студент должен:

- знать:

- теоретико-методологические основы научного анализа системы экономических отношений на микро- и макроуровне; законы и закономерности, проявляющиеся в поведении отдельных экономических субъектов; основные положения и методы экономической науки и хозяйствования;

- правовые понятия и нормы российского законодательства в сфере бухгалтерского учета; иметь представление о системе норм российского законодательства;

- положение профессии бухгалтера в обществе, основные социально-психологические требования, предъявляемые к труду в сфере бухгалтерского учета;

- сущность информации, основные свойства информации и закономерности развития современного информационного общества; основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в экономической сфере; методы и средства поиска, систематизации и обработки информации;

- методические подходы к сбору, анализу и обработке данных, необходимых для решения профессиональных задач;

- основы принятия организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности;

- методические подходы к составлению экономических разделов планов расчеты, обоснования и представления результатов работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

- состав и методики анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

- совокупность социально-экономических показателей, отражаемых в отечественной и зарубежной статистике и тенденции их развития;

- критерии социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий и возможные варианты принятия управленческих решений;

- уметь:

- анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе; использовать экономические знания для анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

- анализировать и оценивать нормативно-правовую информацию; использовать нормативно-правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; находить и применять нужную статью в законе; самостоятельно анализировать правовую и научную литературу и делать обоснованные выводы;

- применять профессионально значимые качества личности в процессе управления и профессионального общения;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки информации, оформления документов и проведения статистического анализа информации;

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;

- находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности;

- выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности для принятия управленческих решений;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

- владеть:

- методологией самостоятельного анализа, и прогнозирования развития явлений, процессов, событий и фактов современной социально-экономической действительности; навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов;

- навыками работы с законодательными и другими нормативно-правовыми документами, относящимися к будущей профессиональной деятельности; письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- методикой различных видов профессионального общения и принятия решений в экономической деятельности;

- навыками решения стандартных задач на основе полученной информации;

- навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач;

- навыками принятия организационно-управленческих решений и осознания ответственности за их исполнение;

- методикой составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять полученные результаты работы;

- навыками анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности;

- навыками анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, определения тенденций изменения социально-экономических показателей;

- навыками разработки и обоснования предложений по совершенствованию предлагаемых вариантов управленческих решений с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость в (акад. часах) Формы текущего контроля
Лекции ПЗ СРС Всего  
Подготовительный Ознакомление с организацией (предприятием), правилами внутреннего трудового распорядка, производственный инструктаж в т.ч. и инструктаж по технике безопасности. Проверка записи в дневнике практики
Производственный Выполнение производственных заданий, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала.     Проверка записи в дневнике практики
Аналитический Анализ полученной информации, подготовка отчета по практике, получение отзыва-характеристики.     Проверка записи в дневнике практики, наличия отчета по практике
Отчетный Сдача отчета по практике и дневника на кафедру, устранение замечаний руководителя по практике   Защита отчета по практике
  Итого    

Производственная практика служит завершением системного процесса сбора, анализа и осмысления материала, полученного в ходе практики.

В период ее прохождения студент обязан:

- разработать тематический план практики, предусматривающий исследования общей характеристики организации; организационной структуры управления организацией; информационной системы

управления организацией; взаимодействия экономических служб и финансирование организации;

- вести постоянный анализ, обобщение, сопряжение ранее собранного материала, с получаемым в ходе настоящей практики;

- всемерно использовать представившиеся условиями практики возможности для приобретения опыта предполагаемой профессиональной деятельности;

- максимально использовать доступные возможности информационных технологий, последние разработки программного продукта информационной системы управления организации.

Каждым студентом должен быть составлен отчет, отражающий его производственную и научную деятельность и состоять из нескольких разделов: Отчет о производственной практике включает следующие структурные элементы:

Титульный лист отчета;

Дневник прохождения практики;

Содержание (с указанием номеров страниц);

Введение;

1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования;

2 Организация бухгалтерского учета на предприятии

2.1 Учетная политика организации

2.2 Документация и документооборот

2.3 Рабочий план счетов организации

2.4 Инвентаризация имущества и обязательств

2.5 Организация работы аппарата бухгалтерии

2.6 Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Заключение

Список использованных источников

Приложения.

Основная часть производственной практики бакалавра по направлению 38.03.01 Экономика профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» состоит из двух разделов:

1 раздел включает исследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

2 раздел предполагает изучение организации бухгалтерского учета на предприятии.

Введение отчета должно охватывать и обобщать материалы, собранные и проанализированные студентом во время прохождения практики, и раскрывать суть деятельности студента во время прохождения практики. Здесь формируются цель и задачи прохождения производственной практики.

Основная часть отчета по производственной практики должна отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:

1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования;

Студент должен изучить:

- экономическую характеристику организации;

-учетную политику организации;

-документацию и документооборот;

- рабочий план счетов организации;

- инвентаризацию (порядок проведения и отражения ее результатов)4

- организацию работы аппарата бухгалтерии;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации.

При изучении характеристики организациистудент должен выяснить:

- полное и сокращенное наименование организации;

- дату ее регистрации;

- наименование органа, зарегистрировавшего организацию;

- вышестоящий орган управления;

- организационно-правовую форму и форму собственности (государственное, муниципальное, совместное предприятие, акционерное общество и т.д.);

- историю создания (предпосылки и условия, способствовавшие созданию предприятия) и развития (факторы, способствовавшие развитию организации на этапе ее становления и в настоящее время) организации;

- специфику организации, сферу, виды и масштабы деятельности;

- миссию и основные цели организации;

- отраслевую принадлежность предприятия, формы отраслевой организации производства;

- организационную структуру управления.

Данные, изложенные в этом разделе должны быть конкретными, отличаться целенаправленностью в отборе показателей и факторов, влияющих на организационно-экономическую характеристику предприятия. Не следует ограничиваться простой перепиской данных из годовых отчетов без какой-либо дополнительной их обработки. Изложение материала должно быть выполнено самостоятельно, без сплошного копирования текста учебников, пособий, инструкций и других источников. Пункт «Организационно-экономическая характеристика организации» не должен содержать теоретического материала. При написании пункта следует соблюдать логическую последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, доказательность выводов. Также рекомендуется использование схем, диаграмм и различного рода таблиц. Все анализируемые показатели должны подтверждаться источниками информации, которые следует приложить к работе в разделе «Приложения». Основное внимание должно быть обращено на анализ производственных и экономических показателей, которые взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Необходимо выявить причины изменения в уровне показателей и правильно объяснить, сделать краткие и обоснованные выводы. Между таблицами должны быть логические переходы - от одной таблицы к другой.

Для характеристики экономической деятельности предприятия необходимо представить следующие данные:

Таблица 1 – Экономические показатели деятельности организации

Показатель 20..г. 20..г. 20..г. В среднем за 20..- 20.. гг. 20.. к 20.., (+), ( -)
Валовая продукция, тыс. руб.          
Товарная продукция, тыс. руб.          
Денежная выручка, тыс. руб.          
Финансовый результат от продажи, тыс. руб.          
Площадь с.-х. угодий, га.          
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.          
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.          
Среднегодовое количество работников, чел.          

Выводы (по показателям): проанализировать изменение каждого показателя в динамике (по годам), представить обобщенный вывод по данным таблицы. Указать факторы, повлиявшие на изменение показателей.

Таблица 2 – Динамика численности трудовых ресурсов, чел.

Категории работников 20..г. 20..г. 20..г. 20..г. к 20..г. (+),(-) В среднем за 20.. – 20..гг.
чел. к итогу, %
Всего по предприятию            
в том числе работники, занятые в с.-х. производстве            
из них: рабочие постоянные            
в том числе: трактористы - машинисты            
работники птицеводства            
Рабочие сезонные и временные            
Служащие            
из них: руководители            
специалисты            
Прочие работники            

Вывод по таблице: проанализировать динамику каждого показателя, подготовить обобщенный вывод по таблице.

Далее необходимо проанализировать состав и структуру денежной выручки от продаж.

Таблица 3– Структура денежной выручки от продаж

Вид продукции, работ, услуг 20..г. 20..г. 20..г. В среднем за 20.. – 20..гг.
        тыс. руб. к итогу, %
           
           
           
           
           
           
           
Всего          

Вывод по таблице: проанализировать динамику каждого показателя, подготовить обобщенный вывод по специализации организации.

Таблица 4 – Структура основных средств по видам, %

Виды основных средств 20..г. 20..г. 20..г. 20..г. к 20..г. (+),(-)
Здания        
Сооружения и передаточные устройства        
Машины и оборудования        
Производственный и хозяйственный инвентарь        
Транспортные средства        
Другие виды основных средств        
Земельные участки и объекты природопользования        
Итого 100,00 100,00 100,00 -

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и рентабельностью.

Таблица 5– Финансовые результаты предприятия и отдельных его отраслей

Показатель 20..г. 20..г. 20..г. 20..г. к 20..г. (+),(-)
Прибыль (+), убыток (-), полученные от продаж продукции всего, тыс.руб.        
в т.ч.        
         
         
Полная себестоимость проданной продукции, всего, тыс. руб.        
в т.ч.        
         
         
Рентабельность (+), убыточность (-), %        
в т.ч.        
         
         

Данный параграф должен заканчиваться общим выводом, сформулированным на основе данных таблиц 1,2,3,4,5 (дать оценку произошедшим изменениям в общем, их влияние на объект исследования).

2 Организация бухгалтерского учета на предприятии

При изучении данного раздела необходимо рассмотреть:

- учетную политику организации;

- документацию и документооборот;

- рабочий план счетов организации;

- инвентаризацию имущества и обязательств;

- организацию работы аппарата бухгалтерии;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации.

Учетная политика. Изучая учетную политику организации необходимо обратить внимание на то, кто разрабатывает учетную политику в организации, кто ее утверждает. Когда был издан приказ об утверждении учетной политики. Оценку учетной политики следует производить на соответствие требованиям законодательства и специфики деятельности организации. В процессе изучения учетной политики организации должны быть раскрыты вопросы формирования учетной политики организации, способы ведения бухгалтерского учета, подлежащие раскрытию в составе учетной политики: способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг), порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за выполнением хозяйственных операций. В качестве приложений к данному разделу необходимо приложить ксерокопию приказа по учетной политике организации

Документация и документооборот. Изучается своевременно ли оформляются первичные учетные документы, порядок передачи документов для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных. Составлен ли в организации график документооборота. Соблюдается ли порядок предоставления документов. При анализе графика документооборота необходимо провести обследование рабочих мест бухгалтерской службы, а также сотрудников других подразделений предприятия, которые принимают участие в обработке бухгалтерских документов. В первую очередь необходимо определить основные функции работников бухгалтерии, перечень отражаемых им в учете хозяйственных операций, документов и заполняемых регистров учета. При этом нужно определить, кто проверяет и визирует соответствующие документы. При обследовании необходимо иметь в виду, что все обрабатываемые первичные документы бухгалтерского учета должны найти свое отражение в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому целесообразно на этапе обследования выявить порядок формирования бухгалтерских регистров. В качестве приложения является ксерокопия графика документооборота.

Рабочий план счетов. Изучается кто разрабатывает рабочий план счетов в организации, из скольких разделов он состоит, перечень синтетических счетов открытых на предприятии, открыты ли дополнительные счета. Какая бухгалтерская информация отражается организацией на дополнительно открытых синтетических счетах. Далее следует изучить какие счета не используются организацией согласно типового плана счетов. Рассмотреть дополнительно открытые субсчета к синтетическим счетам и счета второго порядка. Имеются ли особенности учета на забалансовых счетах. Приложением к отчету служит ксерокопия рабочего плана счетов.

Инвентаризация имущества и обязательств. При изучении данного параграфа необходимо дать понятие инвентаризации, охарактеризовать виды проводимых инвентаризаций на предприятии и ее цели. В каких случаях проводятся обязательные инвентаризации. Кто устанавливает количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них. Создается ли для проведения инвентаризации в организации постоянно действующая инвентаризационная комиссия и рабочие комиссии. Состав инвентаризационной комиссии. Рассмотреть сроки проведения инвентаризации, порядок ее проведения и документального оформления ее результатов. В качестве приложения следует приложить к отчету ксерокопию приказа о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи и сличительные ведомости.

Организация работы аппарата бухгалтерии.Следует изучить правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией; функции бухгалтерской службы; положение о бухгалтерии организации, состав бухгалтерского аппарата, распределение служебных обязанностей внутри бухгалтерии, какие факторы учитываются при распределении обязанностей. Где размещена бухгалтерия, каково фактическое обеспечение работников бухгалтерии служебными помещениями, где расположено помещение кассы, какие требования предъявляются в организации к оборудованию помещения кассы. По какой форме ведется бухгалтерский учет (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и т. д.). Выясняя форму бухгалтерского учета, студент должен разобраться с содержанием и структурой учетных регистров. В качестве приложения следует приложить ксерокопии должностных инструкций бухгалтеров, кассира, главного бухгалтера и положение о бухгалтерии.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Изучая практические вопросы этой темы, нужно обратить внимание на основные нормативные документы, регулирующие состав и содержание бухгалтерской отчетности, виды отчетности и сроки ее предоставления, состав, содержание и порядок составления периодической и годовой отчетности. В качестве приложения используется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 3 последние года.

Заключение

Заключение отражает итог проделанной студентом работы. В данном разделе содержится сжатое описание выполненной работы, краткая характеристика полученных результатов, раскрывают основные выводы теоретического и предложения практического характера, даются рекомендации для внедрения в данном предприятии.

Приложения

Обязательным является копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, приказ об учетной политике организации, график документооборота, должностные инструкции бухгалтеров, кассира, главного бухгалтера.
8.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В процессе прохождения производственной практики студент использует современные компьютерные системы, Интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА и программное обеспечение Министерства финансов РФ.

Наши рекомендации