Бюджет и бюджетное устройство 3 страница
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
' Государственный долг это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долп РФ юзначает долговое обязательств» Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты,! полученные Правительством РФ, (государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства^ гарантированные Правительством РФ.
i Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. >
1 Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства! РФ i погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.'
) Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции
осуществляет Центральный банк\РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета \ РФ. \ В 1997 г. на обслуживание государственного долга было выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств л
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях\ РФ i может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.!
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату,РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению^
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Например, известное акционерное общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.
При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг. Среди . звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид
финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного проду-кта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
\ Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном^субъ-ектов федерации)! и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями,
а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.'
\ Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.1
v Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть оюджетным устройством, i
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система\РФ'состоит из трех звеньев:
• федерального бюджетам РФ;
• бюджетов национально-государственных и администра
тивно-территориальных образований, называемых бюджета
ми субъектов! Федерации, или региональными бюджетами.
К ним относятся: республиканские бюджеты! республик* в со
ставе РФ, \ бюджеты краевые, областные, автономных обра
зований, а также городские бюджеты! Москвы и Санкт-Пе
тербурга;
• местных бюджетов.»
^ Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой." При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из спроса на них и их предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произо-
шли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
* Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, у
>Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.»
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
"* Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась.\ Дел о в том что
роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, их функции существенно расширились. В условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного
воздействия.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функции государства. Это четко просматривается на перечне расходов федерального бюджета, приведенном в табл. 2.1.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета в 1997 г. был образован Бюджет развития. В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 1997 год» (статья 84) Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Средства Бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах. Средства Бюджета развития формируются из связанных иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, а также средств из источников внутреннего заимствования. Общая
3-
Таблица 2.1 Расходы федерального бюджета на 1998 г.
(по разделам функциональной классификации)
сумма источников формирования Бюджета развития на 1998 г. составляет 16380,4 млн руб.
\ Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджетам Поэтому перечисленные в табл. 2.1 расходы федерального бюджета на 1997 г. конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям в приложениях к федеральному бюджету.
\ Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расхо-довл С этой целью в декабре 1994 г. Минфин РФ направил финансовым органам, казначействам, министерствам и ведомствам «Указания по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации». Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т. е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату различных субсидий и т. д.).
Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ. Так, в федеральном бюджете на 1998 г. предусмотрены значительные затраты на конверсию оборонной промышленности.
Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.
Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.
v Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.'
В приложениях к федеральному бюджету на 1998 г. некоторые его разделы конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям, приводится перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 г. В приложении 3 представлена Федеральная адресная инвестиционная программа на 1998 г.
3* 35
Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения с сентября 1995 г. поступили в обращение облигации государственного сберегательного займа. Срок обращения каждой серии займа составляет один год. Процентный доход, начисляемый к номинальной стоимости облигаций сберегательного займа, превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг.
\В составе доходов и расходов федерального бюджета 1998 глв соответствии с законом о нем выделены следующие целевые бюджетные фонды: а
Федеральный дорожный фонд\ Российской Федерации;
Фонд развития таможенной системы! РФ;
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;!
Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;
Фонд^Министерства\РФ\по атомной энергии;
Федеральный фонд Государственной налоговой службы | РФ\ и Федеральной службы налоговой полиции[РФ.
Федеральный экологический фонд\РФ;
Государственный фонд борьбы с преступностью.? 1 Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.\
С переходом на рыночные отношения меняется не только система бюджетного финансирования и расходная часть бюджета, но и его доходная часть (табл. 2.2).
При переходе к рыночным отношениям доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.
Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
1998 г. |
Таблица 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета на
Виды налоговых расходов | Сумма, млн руб. |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Платежи за пользование природными ресурсами Таможенные пошлины Лицензионные сборы Прочие налоги, пошлины и сборы | 48140,6 141270,2 78700,4 1924,6 8448,4 27091,5 400,0 1000,0 |
Всего 374649,5 |
Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих
товаров и услуг.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает две трети налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов федерального бюджета на 1998 г, главными являются доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, от реализации государственных запасов и доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе прибыль Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Налогового кодекса, который определяет концепцию налоговой политики государства. Им предусматривается разделение полномочий в системе налогообложения федеральных, региональных и местных органов власти. При этом существенно сокращается без ущерба для казны общее количество налогов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов
шх
дополнительные средства в различных формах. Они называ-ются регулирующими доходами.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации. В 1998 г. этот фонд формируется за счет 14% общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Данный фонд предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке». Если же и с учетом предоставляемого трансферта не хватает средств для покрытия предстоящих расходов (без капитальных вложений), то таким регионам устанавливается статус «особо нуждающихся в поддержке». В этом случае регионам предусматривается дополнительная помощь.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы про-изводятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
Решение проблемы налогового федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов РФ, регионального и местного уровней. Поэтому принципы формирования межбюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами следует распространить и на взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.
Созданию правовых гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований способствует Федеральный закон, принятый Государственной Думой 10 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»^. Закон, в частности, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
• нормативные отчисления от регулирующих доходов;
• дотации и субвенции местным бюджетам;
• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки
муниципальных образований;
• средства, поступающие по взаимным расчетам из федераль
ного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджетах субъектов Российской Федерации и распределяется по формуле, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.
К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных
бюджетов.
Что касается дефицита федерального бюджета на 1998 г., то на его покрытие направляются источники внутреннего и внешнего финансирования. Среди них — кредит Централь-
1 Российская газета. — 1997. — 30 сент. — С. 7.
ного банка РФ на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета, доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, государственные внешние заимствования РФ.
В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления РФ. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, министерства финансов республик, финансовые управления и другие территориальные органы управления финансами, органы федерального казначейства.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации согласно Положению о нем1 являются:
• совершенствование бюджетной системы Российской Фе
дерации, развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджет
ной, налоговой и валютной политики в РФ;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на
правлениях социально-экономического развития РФ;
• разработка проекта федерального бюджета и обеспече
ние исполнения в установленном порядке федерального бюд
жета; составление отчета об исполнении федерального бюд
жета и консолидированного бюджета РФ;
• разработка программ государственных заимствований
и их реализация в установленном порядке от имени РФ; упра
вление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
• разработка и реализация единой политики в сфере раз
вития финансовых рынков в РФ;
• участие в разработке и проведении единой политики
в сфере формирования и использования государственных ресу
рсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
• разработка единой методологии составления бюджетов
всех уровней и отчетов об их исполнении;
• осуществление в пределах своей компетенции государст
венного финансового контроля;
• обеспечение методологического руководства бухгалтерс
ким учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и от
четности в Центральном банке РФ и кредитных организациях),
1 См.: Российская газета. — 1998. — 19 марта.
а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе).
В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ наряду с другими функциями организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект федерального бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания.
Консолидированный бюджет никем не утверждается. Контроль за бюджетами субъектов федерации со стороны центральных органов ограничивается только общими параметрами их бюджетов.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, на который был составлен бюджет, он составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина РФ. Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья.
В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета.
28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета»К Этим постановлением предусматривается Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ; эти счета открывать в установлен-