Управление социальными гарантиями

Работники отделов кадровых служб принимают непо­средственное участие в оформлении документов для назначения пособий по государственному страхованию и пенсий по государственному социальному обеспечению. Они принимают и оформляют на работу инвалидов труда и войны, направляют работников в медицинские учреждения для освидетельствования их здоровья и установления его соответствия сложившимся условиям труда. Работникам принимаемым на работу, обеспечивается охрана труда. Знание и правильное применение действующих нормативных и правовых актов работниками отделов кадров повышает стабильность трудовых коллективов, снижает расходы предприятий на лечебно - профилактические мероприятия и уменьшает потери рабочего времени из -за нетрудоспособности.

Для решения задач 31-32 необходимо изучить виды пособий по социальному страхованию, порядку их назначения и выплаты.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; санаторно-курортном лечении; карантине; болезни члена семьи, требующей ухода за ним; протезировании с помещением в стационар; временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием.

Основанием для назначения такого пособия является выданный в установленном порядке больничный листок. Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время работник был уволен. В последнем случае пособие выдается при восстановлении на работе.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляют из фактической заработной платы, не превышающей двойного должностного месячного оклада или двойной тарифной ставки. Исключения составляют пособия, назначаемые работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, в рабочее время, которое поддается точному учету.

При определении размера пособия учитываются все виды заработной платы работника, на которые начисляются взносы по социальному страхованию, включая доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, выполненных в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня. Не учитывается заработная плата за работу в сверхурочное время, по совместительству, разного рода выплаты единовременного порядка, доплата за работу, не входящую в обязанности работника по основной работе.

Задачу 33 следует решать после изучения требований действующих пенсионного законодательства в части, имеющей отношение к обязанностям работодателя.

Задача 31

Управление социальными гарантиями и социальная справедливость характеризуются системой показателей уровня жизни населения. Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей, но они могут быть рассчитаны только при хорошем знании их экономического содержания.

Используя данные таблицы 6.1., и номер вашего варианта, дайте на них ответы.

Таблица 6.1. Исходные данные

Номер варианта Вопрос
1. Как понимаете критерий уровня жизни? 2. Дайте оценку среднего размера пенсии, пособия, сти­пендии
1. Опишите реальные общие доходы населения. 2. Дайте оценку минимальной заработной плате
1. Как понимаете валовой национальный продукт? 2. Дайте оценку минимальной пенсии
1. Опишите реальные располагаемые доходы населения 2. Как понимаете прожиточный минимум?
1. Что такое совокупные доходы населения? 2. Раскройте денежные расходы населения
1. Как понимаете личные доходы населения? 2. Раскройте потребительские расходы населения
1. Опишите личные располагаемые дохода! населения 2. Покупательная способность средней заработной платы
1. Денежные доходы населения и их формирование 2. Покупательная способность средней пенсии
1. Потребительская корзина различных слоев населения 2. Структура потребительских расходов населения
1. Потребление населением основных продуктов питания 2. Средний доход семьи

Задача 32

Используя исходные данные, приведенные в таблице 6.2., и номер соответствующего варианта, определите размер пособия по временной нетрудоспособности.

Таблица 6.2. Исходные данные

№ варианта Стаж работы Сдельный заработок Премии по основной работе Доплата за работу в вечерние и ночные смены Доплата за условия труда Заработная плата за сверхурочную работу Доплата за совмещение функций Заработная плата по совместительству Количество дней рабочих
48Х 24Х 12Х 25Х 12Х 24Х 22Х
72Х 36Х 16Х 20Х 36Х 18Х 23Х
60Х 20Х 15Х 30Х 20Х 30Х 21Х
96Х 40Х 20Х 22Х 23Х 48Х 24Х 22Х
84Х 30Х 18Х 20Х 18Х 42Х 42Х 24Х
36Х 18Х 10Х 16Х 18Х 25Х
72Х 40Х 18Х 10Х 25Х 18Х 36Х 22Х
48Х 25Х 14Х 10Х 24Х 12Х 23Х
96Х 45Х 24Х 24Х 24Х 20Х 48Х 24Х
84Х 38Х 21Х 18Х 12Х 42Х 42Х 25Х

Задача 33

Используя исходные данные, приведенные в таблице 6.3., и номер соответствующего варианта, определите размер пенсии по старости.

Таблица 6.3. Исходные данные

Номер варианта Стаж работы, лет Пол пенсионера Среднемесячная заработная плата, руб.
Жен. Муж. Жен. Муж. Муж. Жен. Жен. Муж. Муж. Жен. 40Х 96Х 72Х 70Х 84Х 85Х 64Х 75Х 48Х 50Х

УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ

Занятость - одна из важнейших социально - экономических проблем рыночной экономики. Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ) - было проведено четыре международные конференции (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), где неоднократно поднимались вопросы по проблемам занятости и безработицы.

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характе­ристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обуславливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономи­ческой и социальной стабильности общества странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной зашиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1 - МП «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало- 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.

Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудо­устройстве и занятости населения». Однако не все нуждающееся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных, начиная с 1992 г., используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15 - 72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказывать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией «Российский экономический барометр» (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.

Поскольку размер безработицы широко используется в международной практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то естественно включение в программы данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда, позволяет прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Правительство Российской Федерации утвердило 22 марта 1995г. Положение о всероссийском мониторинге социально - трудовой сферы. Организация и ведение этого мониторинга возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России.

Для решения задач 34 - 40 необходимо изучить такие теоретические вопросы, как рынок труда и служба занятости населения; взаимосвязь работы отдела кадров и службы занятости населения. При этом особое внимание следует уделить структуре рынка труда и службы занятости на­селения и квотированию рабочих мест на предприятиях.

Задача 34

Проанализировать нижеприведённые таблицы о распределении населения по среднедушевому совокупному доходу за 1991 и 2000 годы

Таблица 7.1. Распределение населения по среднедушевому совокупному доходу в 1991 году

Среднедушевой совокупный доход в месяц, руб. Численность населения
Млн. %
до 150,0 0,6 0,5
150,1 - 200,0 5,0 3,4
200,1 - 250,0 14,1 9,5
250,1 - 300,0 22,4 15,0
300,1 - 350,0 25,4 17,0
350,1 - 400,0 23,3 15,7
400,1 - 450,0 18,7 12,5
450,1 - 500,0 13,6 9,2
500,1 - 550,0 9,3 6,3
550,1 - 600,0 6,1 4,1
600,1 - 650,0 3,9 2,6
650,1 и выше 6,3 4,2
Итого 148,7 100,0

Таблица 7.2. Распределение населения по среднедушевому денежному доходу в 2000 г.

Среднедушевой совокупный доход в месяц, тыс руб. Численность населения
Млн. %
До 2,0 0,7 0,5
2,1- 4,0 6,1 3,4
4,1- 6,0 11,3 7,6
6,1 - 12,0 40,1 27,0
12,1-18,0 30,6 . j 20,6
18,1- 24,0 20,0 13,5
24,1- 30,0 12,8 8,6
30,1- 36,0 8,3 5,6
36,1 - 42,0 5,5 __, 3,7
42,1- 48,0 3,7 2,6
48,1- 54,0 2,6 1,8
свыше 54,0 6,7 4,4
Итого 148,4 100,0

Задача 35

Используя исходные данные, приведенные в таблице 7.3, и номер соответствующего варианта, рассчитать рынок труда отдельного административно - территориального района.

Таблица 7.3. Исходные данные

Номер варианта
Официальная часть открытого рынка труда, тыс.чел.
1,0 1,5 0,8 1,2 0,6 0,7 1,3 0,9 1,1 1,4
Неофициальная часть открытого рынка, тыс.чел.
1,4 2,0 1,5 1,8 1,6 1,3 1,7 1,4 1,9 2,5
Скрытый рынок труда, тыс.чел.
2,0 1,4 1,9 2,2 2,5 3,0 3,1 3,6 4,3 2,7

Задача 36

Дайте анализ нижеприведенной таблицы, где дана численность экономического занятого населения и безработных в крае.

Таблица 7.4. Исходные данные

Показатели 1995 год 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Трудовые ресурсы, тыс. чел. 2687,7 2879,6
Экономически активное население 2201,2 2218,5 2286,6
Численность занятых в экономике 2007,2 1965,9 1925,8 1882,9 1932,9
Общая численность безработных 205,8 235,3 356,2 355,6 353,7
в том числе:            
численность безработных по данным краевой службы занятости 58,3 44,3 28,7 16,2
Уровень безработицы в %            
По методологии МОТ 9,3 10,7 15,6 15,1 15,5 14,6
По данным краевой службы занятости 1,8 2,6 1,9 1,3 0,7 0,6

Задача 37

Дайте анализ нижеприведенной таблицы, где отражено распределение численности занятого населения по секторам экономики края (%).

Таблица 7.5. Исходные данные

Показатели 1995 год 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Всего занято в экономике
в том числе:            
На предприятиях государственного сектора 36,8 36,3 34,4 34,5 33,9
В частном секторе 43,8 42,2 47,3 51,5 52,5 53,8
На предприятиях и в организациях смешанной формы собственности 18,2 14,4 12,4 11,1 10,3
На совместных предприятиях с иностранным капиталом 0,5 0,7 0,6 0,6 0,7 0,8
В общественных организациях 0,9 0,9 1,4 1,1 1,2 1,2

Задача 38

Дайте анализ нижеприведенной таблицы, где отражено распределение численности безработных по возрасту в крае (тыс. человек)

Таблица 7.6. Исходные данные

Годы Всего по краю В том числе
до 18 лет 18 - 24 лет 25 - 29 лет Предпенсионный возраст Других возрастов
2,4 6,1 4,9 3,1 23,5
16,2 0,1 2,1 1,4 2,9 9,7
14,5 0,2 2,2 2,9 2,4 8,3

Задача 39

Используя исходные данные приведенные в таблице 7.7, и номер соответствующего варианта, вычертите схему структуры служб занятости.

Таблица 7.7. Исходные данные

Номер варианта
Городских служб занятости, подчиняющихся краевому центру, единиц
Районных служб занятости, подчиняющихся городским службам, единиц
Районных служб занятости, подчиняющихся краевому центру, единиц
Заводские службы занятости, подчиняющиеся районным и городским, единиц
Таблица 7.8. Исходные данные
Номер варианта
Среднесписочная численность работников, чел.
Квота на рабочие места %

Задача 40

Используя исходные данные, приведенные в таблице 7.88, и номер соответствующего варианта, определите численность безработных, которую можно трудоустроить на данном предприятии.

Наши рекомендации