Инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации

В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая рефор­ма, направленная на упрощение налоговой системы, отмену части неэффектив­ных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на пред­приятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач яв­ляется формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков в результате уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в РФ оценивается в 200 млрд. руб. в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.

Однако изменения, происходившие в 2001—2002 гг. в российском на­логовом законодательстве, напротив, могут привести к снижению возможнос­тей инвестирования. С 1 января 2002 года в России вступила в силу глава «Налог на прибыль» II части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложе­ние прибыли (дохода) юридических лиц.

Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также от­менены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.

В общей первой части Налогового кодекса Российской Федерации действо­вал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного процесса (ст. 65—68). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по на­логу на свою прибыль на срок от 1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, под­лежащего уплате за этот налоговый период. В последние годы правительство Рос­сии рассматривало возможность снятия 50-процентного ограничения на примене­ние данной льготы для того, чтобы усилить заинтересованность предприятий в мо­дернизации и расширении производства и стимулировать их развитие. На практи­ке произошло обратное: во II части Налогового кодекса ликвидируются немного­численные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обес­печения нового качественного роста российской экономики.

Отмена в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется с современными тенденциями налогообложения развитых и успешно развивающихся стран. Можно приветствовать ликвидацию некоторых налоговых льгот отдельным организациям (ставшим коррумпированными и криминальными), но нельзя от льгот отказаться в принципе, что подтверждает вся мировая практика государственного регулирования. Льготное налогообложение (и даже освобож­дение от налогов) отраслей, в которые необходимо направить капитал, использует­ся во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестицион­ных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетель­ствует об исключительно пассивной роли налоговой системы в решении эконо­мических проблем.

Практически ни в одной стране мира не существует налоговой системы, в ко­торых не содержалась бы разветвленная система льгот, предоставляемых при на­логообложении прибыли для развития высокотехнологичных отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следу­ющие принципы: четко и конкретно сформулированный характер цели данных льгот; крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения; относительно небольшой срок (не более чем 2—3 года), на который предоставляются льготы; мониторинг результативности льгот, их вли­яния на экономику.

В условиях современной России не следует преувеличивать позитивные воз­можности воздействия на инвестиционный процесс и такой меры, как снижение общей налоговой ставки на прибыль (с 35 до 24%). Причина состоит в том, что на протяжении 90-х годов большая часть отечественных предприятий вообще не име­ет прибыли по результатам своей хозяйственной деятельности (около 40% пред­приятий являются убыточными) и не уплачивает налог на прибыль. Значительное число предприятий получает прибыль, недостаточную для инвестирования.

Для предприятий всех отраслей российской экономики основное налого­вое бремя формируют косвенные налоги (так называемые оборотные налоги): налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог с продаж, до­рожный налог и другие, устанавливаемые в процентах к выручке от реализации продукции или фонду оплаты труда. Именно посредством этих налогов изымается основная часть финансовых ресурсов реального сектора, и именно эти налоги со­здают непосильное налоговые бремя. Механизм их взимания не учитывает финан­совые результаты деятельности предприятий.

Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли, что при ухудшении экономической конъюнк­туры нередко становится прямым фактором убыточности предприятий.

Таким образом, России для восстановления инвестиционного процесса не­обходимо использовать мировой опыт налогового стимулирования инвестиций и внедрять механизмы, которые США и страны Западной Европы начали использо­вать для модернизации экономики еще в 60—70-е годы XX века.

Правительство России рассматривало в 2002 г. возможность восстановления инвестиционной льготы по налогообложению прибыли по получению налогового кредита, условия предоставления налоговых каникул на срок 3—5 лет предприя­тиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование.

Источники финансирования инвестиций

Инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации - student2.ru Основным источником финансирования капитальных вложений для российских предприятий являются их внутренние средства: прибыль и амортизационные отчисления, составляющие около 70% общего объема инвести­ций. Большинству российских предприятий собственных средств для инвестирования не хватает, так как объемы прибыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала. В 2000 г. доля прибыли в ВВП составила 15%, в то время как в 1992 г. она достигала 30%. Свы­ше 40% российских предприятий продолжают оставаться убы­точными, то есть не имеют прибыли для инвестирования.

Внешними источникамифинансирования инвестиций в ры­ночной экономике выступают средства бюджетов всех уровней, а также сбережения населения, которые через различные финансо­вые институты (банки, рынок ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.) направляются на инвестиции. Однако в России не удалось в полной мере задействовать эти источники инвестиций. Россий­ские предприятия в 1999—2000 годах привлекли через выпуск акций всего 1% необходимых инвестиций. Неразвитыми и несо­вершенными за годы реформ остаются также системы страхова­ния и гарантирования инвестиций.

Как восстановить связь «сбережения — инвестиции»?

Инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации - student2.ru Сбережения домашних хозяйств в стра­нах с рыночной экономикой выступают одним из значимых источников капиталообразующих инвестиций: до 70% ва­ловых сбережений сосредоточено в этом институциональном сек­торе. Однако в России, в отличие от многих стран мира, только не­большая их часть (менее 10% общих сбережений домашних хо­зяйств) хранится в организованных формах (на счетах в банках, в пенсионных фондах, страховых компаниях) и используется на це­ли накопления в основной капитал. Население не вкладывает деньги и в ценные бумаги в силу неразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохой информированности, ограни­ченности доступа и недоверия к существующим институциональ­ным посредникам (чековым и паевым инвестиционным фондам и др.). Важной задачей государства является восстановление дове­рияграждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валюте для вовлечения их в инвестиционную сферу.

Инвестиционные налоговые льготы или о противоречии между первой и второй частью Налогового кодекса Российской Федерации - student2.ru Важная роль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях

Лизингсложного положения в банковской сфере и недостаточной готовности

банков к расширению инвестиций в производство принадлежит лизингу, или аренде оборудования, особенно для поддержки ма­лых и средних предприятий. Лизинг в различных формах широ­ко распространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% их общего объема, в Чехии — 28%.

Принятие в 1998 г. Федерального закона «О лизинге» активи­зировало создание лизинговых компаний в России, число кото­рых с 1994 по 2000 г. выросло с 20 до 1500. Однако пока лизинг не приобрел значимой роли в российской экономике: в 2000 году объемы договоров по лизингу составили 1,4 млрд. долл., что со­ставляет 4,4% общего объема инвестиций. В целом мировой обо­рот лизинговых услуг в 2000 году составил более 500 млрд. долл. В ближайшие годы объемы лизинговых операций будут расшире­ны в таких ключевых отраслях, как агропромышленный ком­плекс, авиа- и судостроение, горнодобывающая промышлен­ность, металлургия, нефте- и газодобыча и переработка, телеком­муникации.

Наши рекомендации