Предпринимательская деятельность в Беларуси

В Республике Беларусь предпринимательская деятельность появилась лишь после обретения ею независимости в декабре 1991 года.

Предприниматель– человек, предпринявший какое-либо собственное дело.

Предпринимательство оказывает существенное влияние на жизнь любой страны в нем можно выделить три роли: социальную, экономическую и международную. Кроме того, есть особая роль у отдельной части предпринимательства – малого и среднего бизнеса.

Социальная рольпредпринимательства очень важна. Основные ее аспекты сводятся к следующему:

1 удовлетворение спроса населения на товары и услуги;

2 создание новых рабочих мест;

3 деловое творчество и самореализация граждан.

Кроме социальной, предпринимательство играет не менее важную экономическую роль.Ее основные положения заключаются в следующем:

1 преодоление инерционности экономической системы. Хозяйствующие субъекты часто не хотят рисковать. А предприниматели готовы это делать, если найдена экономическая ниша, сулящая высокую прибыль;

2 нарушение равновесия рынка вследствие появления новых подходов, реализация неожиданных идей. Предприниматели – народ думающий и ищущий, поэтому они нередко выдвигают и реализуют новинки, бурно отражающиеся на рыночной ситуации;

3 внедрение инноваций. Предприятия работают обычно в стабильной среде, озабоченные выполнением плановых показателей. Им сложно решиться на ломку отлаженного производства, чтобы внедрить новое. А между тем, именно инновации являются двигателем экономики, и предприниматели объективно являются новаторами.

Предпринимательство играет и важную международную роль. Она проявляется в следующем:

1 распространение по миру передовых идей и технологий. Предприниматели моментально подхватывают удачные экономические решения и передовой управленческий опыт не только в своей стране, но и за рубежом;

2 реализация "предпринимательской дипломатии" – то есть экономических контактов, которые улучшают деловые, а следом политические и культурные отношения между странами. Вступая в деловые взаимодействия, предприниматели влияют на государственные органы своих стран в части стабильных добрососедских отношений. Следом неизбежно идет изучение особенностей национальной культуры друг друга.

Особая роль во всем мире принадлежит малому и среднему предпринимательству (МСП).Эта роль связана как с внутренней спецификой МСП, так и особенности внешней среды. Имеется два основных элемента этой роли: экономическая гибкость и массовость.

Экономическая гибкость связана с малыми формами МСП и их способностью быстро реагировать на новое. Крупные предприятия неизбежно консервативны. Они подвержены значительной инерции (определенного движения либо покоя). Малые и средние предприятия могут быстро перестраивать свои структуры и производственно-экономические цепочки. Особенно эффективно в мировой практике малые предприятия в деловом симбиозе с крупными.

Так, в Японии вокруг каждого крупного предприятия действуют сотни малых. Они заключают контракты на производство отдельных деталей либо запчастей, которые невыгодно производить в рамках крупного производства.

Массовость малых и средних предприятий связана с тем, что их создание и деятельность обычно не требуют больших вложений, поэтому они могут быть открыты в самых необычных местах.

В Республике Беларусь начало развития предпринимательства относится к 1992 году, сразу после обретения государственной независимости. Впервые в истории страны решением правительства была принята первая государственная Программа поддержки предпринимательства. Тогда же был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП). Последний был призван стать ведущим источником внутреннего финансирования бизнеса.

Первое время в белорусском предпринимательстве наиболее активно стал развиваться малый бизнес. И это естественно. В отличие от среднего и крупного, малый бизнес не требовал больших капиталовложений. Тем более, что их у начинающих бизнесменов просто не было.

К сожалению, внешние источники финансирования малого бизнеса в Беларуси оказались практически закрыты.

Так, межправительственные кредитные линии из Германии, Австрии, Швейцарии и др. обслуживали государственные предприятия либо АО с контрольным пакетом акций у государства. Процедура получения кредитов была установлена настолько сложной, что пройти ее малые предприятия просто не могли.

В 1994 году Белоруссией был подписан договор с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредитной линии для малого и среднего бизнеса. Однако эта линия оказалась малоэффективной. Планировалось ежегодно выделять примерно по 11 миллионов долларов кредитов. Реально осваивалась лишь половина. Причинами неэффективности кредитования стали: высокие проценты; жесткие гарантии по ссуде; отрицательное валютное регулирование государства; вмешательство правительства в ценообразование и др.

Белорусскому малому бизнесу пришлось рассчитывать, прежде всего, на собственные средства и внутренние источники финансирования.

Так, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства, указанный выше, успел за первые 5 лет своего существования прокредитовать около 200 проектов. Однако фонд столкнулся с проблемой невозвращения кредитов. Были резко усилены требования по материальным гарантиям. Для начинающих предприятий это оказалось нереальным.

В 2002 году численность малых предприятий в Беларуси стала падать. Причинами этого стали: сложность и дороговизна регистрации МП; дорогой и рискованный выход на рынок в условиях недостаточных гарантий защиты прав собственности; высокий налоговый пресс; сложная система бухгалтерского учета и другие.

В целом за 15 лет (1992-2006гг.) развитие малого предпринимательства в Беларуси проявилось в следующих тенденциях и особенностях:

1 ориентация на торгово-посредническую, а не производственную деятельность;

2 сохранение незначительной доли (7%) малого предпринимательства в ВВП страны;

3 рост убыточности и банкротства малых предприятий;

4 нехватка квалифицированных менеджеров в сфере предпринимательства;

5 неравномерность территориального развития, то есть сосредоточение малого предпринимательства в столице и областных центрах.

Правительство Беларуси приняло Концепцию государственной поддержки развития малого предпринимательства на 2002-2005 годы. Концепция предусматривала рост доли малого и среднего предпринимательства до 25% в общем объеме выручки страны. Эти планы оказались невыполненными.

Проблемы бюджета страны привели к тому, что на поддержку малого и среднего предпринимательства выделяются мизерные суммы, которые, к тому же, постоянно уменьшаются. Государство своей политикой показывает недопонимание и недооценку роли сектора МСП в развитии экономики страны и социальной стабилизации общества.

Для существенного улучшения условий для развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси государству следует строить свою экономическую политику на следующих принципах:

1 обеспечение сектору МСП равных возможностей с государственным сектором;

2 существенное увеличение реального финансирования;

3 делегирование значительной части функций по поддержке МСП на местный уровень;

4 открытость, гласность, пропаганда реальных шагов по реализации государственной поддержки МСП.

Пока же можно констатировать, что в Республике Беларусь сектор МСП вносит скромный вклад в развитие экономики страны и социальную стабилизацию общества. Реально же сектор МСП может влиять на формирование конкурентной среды, развитие инициативы населения, обеспечение его занятости, повышение уровня жизни, рост экономической культуры общества.

Выводы по главе 5.

1. Республика Беларусь провозгласила своей целью построение социально-ориентированной рыночной инновационной экономики и эффективного государства.

2. На мировом рынке Республика Беларусь выстраивает прямые двухсторонние экономические отношения со многими странами. Страна также участвует в пяти еврорегионах.

3. Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь развивается медленно, особенно в регионах. Пока она составляет лишь 7% ВВП.

Контрольные вопросы

1. Что означает "социально ориентированная рыночная экономика"?

2. Какова эффективность проводимых в Беларуси реформ?

3. Каковы инвестиционные климат и политика в Республике Беларусь?

4. В чем заключаются экономические санкции ЕС против Беларуси?

5. Назовите ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси.

6. Каковы структуры белорусского экспорта и импорта, а также внешнеторговое сальдо?

7. Что такое ответственное добрососедство?

8. В чем заключается государственная поддержка экспортеров в странах ЕС?

9. Что такое товаропроводящие сети?

10. В чем заключается интернационализация экономики?

11. Назовите роли предпринимательства в стране.

12. Какова доля сектора МСП в ВВП Беларуси?

Литература

1. Володько В.Ф. Республика Беларусь в европейском измерении // Матер. междунар. н.-практ. конфер. Зелена Гура, Польша, 2006.-Зелена Гура, 2006.

2. Володько В.Ф., Володько О.М. Развитие международного сотрудничества через Еврорегионы // Матер. межд. н.-пр. конфер. Минск, май 2007.- Мн., 2007.

3. Вербицкая Е.Н. Предпринимательство и устойчивое развитие: Беларусь. Евросоюз, Польша/ под науч. ред. В.Ф.Володько.- Мн., 2004.

4. Германович Г., Пятинкин С. Анализ развития малого предпринимательства в РБ // Белорусский банковский бюллетень. -2003. №15. с. 38-43.

5. Литвинец В.И., Тур А.Н. Экономическая модель корпоративного государства.- Мн., 2004.

6. Мальгина И. Малое предпринимательство и инфраструктура его поддержки в РБ // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. №24. с. 49-55.

7. Мировая экономика и международные отношения. 2003-2006гг.

8. Мясникович М.В., Никитенко П.Г. К вопросу об устойчивом развитии Беларуси в конспекте цивилизационного процесса. – Мн., 2002.

9. Петровская Л.М., Данильченко А.В. Стимулирование экспорта и экспортные барьеры: теоретические и практические аспекты. – Мн., 2007.

10. Расширение Европейского Союза и Республика Беларусь на новой границе: Матер. межд. н.-пр. конфер. Минск, 18-19 мая 2004г. В 2-х ч. – Мн., 2004.

11. Улахович В. Беларусь и Европейский союз: Шаг за шагом // Бел. думка. – 2003. - № 10.- с. 139-148.

Наши рекомендации