Каналы трансмиссионного механизма.

Импульс изменений, передаваемых экономике денежно-кредит­ной политикой, проходит три фазы развития. На первой фазе инструмент центрального банка оказывает эффект на рыночные про­центные ставки и валютный курс. Во второй фазе происходит кор­рекция цен на финансовые активы, которая сказывается на расходах домохозяйств и фирм.. Наконец, в течение третьей фазы наблюдается макроэкономическая адаптация: изменение темпов экономического роста и безработицы, что индуцирует пересчет цен изаработной платы. Национальное хозяйство переходит к новому эко­номическому равновесию. Можно выделить несколько схем, по ко­торым во второй фазе трансмиссии импульс денежно-кредитных из­менений влияет на совокупный спрос. Эти схемы и представляют собой каналы трансмиссионного механизма. Таких каналов в эконо­мической теории выделяется несколько.

Канал процентной ставки(interest rate channel) традиционно счи­тается главным каналом трансмиссионного механизма. Большинство Макроэкономических моделей денежно-кредитной политики опи­сывает влияние центрального банка на экономику через регулирова­ние процентных ставок. Канал процентной ставки характеризуется Классической IS-кривой в кейнсианской модели или «опережающей» 'S-кривой в неокейнсианской модели. Исходная идея канала про­центной ставки достаточно проста. При данном уровне жесткости цен увеличение номинальной процентной ставки ведет к росту единой ставки и издержек привлечения финансовых ресурсов. Удо­рожание ресурсов, в свою очередь, сказывается сокращением по­требления и инвестиций.

Канал благосостояниявпервые описывается в ги­потезе, разработанной Франко Модильяни и Альбертом Эндо. Благосостояние домохозяйств в гипотезе выступает главной детерминантой потребительских расходов. В связи с тем что изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых активов, в которых размещаются сбережения (акции, облигации, не­движимость, драгоценные металлы), ее рост ведет к снижению бла­госостояния и падению потребления.

В широком канале кредитования, или балан­совом канале, также присутствуют финансовые активы, но в отличие от предыдущего канала здесь они играют глав­ную роль. В модели, разработанной Бенждамином Бернэнком и Марком Гертлером, активы служат обеспечением кредитов, выдавае­мых как фирмам, так и домохозяйствам. Если кредитный рынок ли­шон недостатко, снижение ценности обеспечения никак не сказывается на инвестиционных решениях. Однако при на­личии информационных и агентских издержек падение цен на финансовые активы ведет к росту процентной премии, выплачиваемой заемщиками за внешнее финансирование, что, в свою очередь, провоцирует снижение объема потребления и инвестиций. Нередко бансовый канал называют каналом финансового акселератора.

В узком канале кредитован, или канале издержек привлечения капитала, основное место занимает банковское кредитование. Идея канала банковского кредитования впервые была выдвинута Робертом Руза в 1951 г., а за­тем подробно проанализирована Бенждамином Бернэнком и Аланом Блиндером в 1988 г. Ее суть заключается в том, что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении ком­мерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов фирмам и домохозяйствам, в значительной степени зави­сящим от банковских кредитов и не имеющим им альтернатив, ни­чего не остается, как урезать свои расходы.

Канал валютного курсаявляется ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики в открытой эконо­мике. В его работе задействован непокрытый паритет процентных ставок. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного ва­лютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит к сокращению чистого экспорта и совокупного спроса. В некоторых странах, где национальное хозяйство во многом является самодоста­точным и его модель близка к закрытой экономике, канал валютного курса зачастую не принимается во внимание

Монетаристский каналбыл предложен совре­менным апологетом монетаризма Аланом Мелтцером в 1995 г.. В монетаристском канале процентная ставка не играет особой роли, денежно-кредит­ный импульс изменений передается через денежную базу. Хотя мо­нетаристский канал на уровне макроэкономических моделей и не признан полноценным, его можно использовать в специфическом анализе, как, например, в случае нулевых процентных ставок в Японии конца 1990-х гг.

Канал замещения также существует во всех моделях. В моделях центрального банка Ирландии и Европейского центрального банка реальные краткосрочные процентные ставки влияют на текущее потребление. Почти такой же эффект процентных ставок на по­требление описывается в моделях Банка Португалии и Банка Гре­ции. В моделях немецкого Бундесбанка и Национального банка Бельгии на величину потребления на душу населения влияют не краткосрочные, а долгосрочные процентные ставки. В Италии, Ав­стрии и Финляндии потребительские расходы зависят от банков­ских кредитных ставок.

Кроме перечисленных каналов каждый центральный банк разработал свои собственные специфические каналы, учитывающие национальные особенности экономики.

Наши рекомендации