Понятия доказательства и опровержения. Аналогия и гипотеза.

Практические задания:

1. Перечислить основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности.

2. Определить, какие семантические категории используются для логической характеристики форм мышления?

3. Сформулировать предмет формальной логики и назвать основные этапы ее развития.

4. Дать определение понятию и каковы его разновидности?

5. Объяснить смысл закона обратного соотношения содержания и объема понятия.

6. Определить, в каких отношениях находятся совместимые и несовместимые понятия?

7. Охарактеризовать способы явного и неявного определения понятий.

8. Раскрыть смысл способов, сходных с определением понятий.

Тесты:

1.Умозаключение «Эта птица – страус, следовательно, эта птица не летает» является

1. простым категорическим силлогизмом;

2. энтимемой;

3. соритом;

4. условно-категорическим заключением.

2. Силлогизм Все металлы электропроводны.

Железо – это металл.________________

Железо – электропроводно.

построен по

1. первой фигуре;

2. второй фигуре;

3. третьей фигуре;

4. четвертой фигуре.

3.«Преступление могли совершить или Петров, или Иванов, или Сидоров, но точно известно, что ни Иванов, ни Сидоров его не совершали, следовательно, преступление совершил Петров».

Данное умозаключение представляет собой

1. простой категорический силлогизм;

2. условно-категорическое умозаключение;

3. разделительно-категорическое умозаключение;

4. дилемму.

4. Умозаключение «Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний. В треугольнике АВС каждый угол равен 60°. Треугольник АВС – равносторонний».

является

1. простым категорическим силлогизмом;

2. разделительно-категорическим умозаключением;

3. условно-категорическим умозаключением;

4. дилеммой.

5. В простом категорическом силлогизме

Законы придумывают люди.

Всемирное тяготение – это закон.

Всемирное тяготение придумали люди.

допущена ошибка

1. учетверение терминов;

2. поспешное обобщение;

3. вывод сделан из двух частных посылок;

4. вывод сделан из двух отрицательных посылок.

6. В простом категорическом силлогизме

Все герои заслуживают награды.

Некоторые военнослужащие – герои.

Все военнослужащие заслуживают награды.

допущена ошибка

1. учетверение терминов;

2. вывод сделан из двух частных посылок;

3. при одной отрицательной посылке, вывод должен быть отрицательным;

4. при одной частной посылке, вывод должен быть частным.

7. Колобок в своем рассуждении

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел

Я от зайца ушел.

Я от волка ушел.

Я от медведя ушел.

Я смогу уйти от любого живого существа.

Лиса – живое существо.

Я смогу уйти от лисы.

допустил ошибку:

1. поспешное обобщение;

2. после этого, значит, по причине этого;

3. учетверение термина;

4. подмена условного безусловным.

8. «Некогда в Англии был особый способ лечения, состоящий в том, что так называемую «мазь чести» прикладывали не к ране, а к тому мечу, которым она была нанесена, и на нем делали перевязки с правильными промежутками; но в то же время перевязывали и рану, оставляя ее в таком положении на семь дней. Было замечено, что многие излечивались таким способом, считая, что излечение зависело от перевязки меча». В данном рассуждении допущена ошибка

1. поспешное обобщение;

2. после этого, значит, по причине этого;

3. подмена условного безусловным;

4. подмена тезиса.

9. «Ассистент, присутствовавший на экзамене, был удовлетворен ответами трех первых студентов. Он высказал свое мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет». В данном рассуждении допущена ошибка

1. поспешное обобщение;

2. после этого, значит, по причине этого;

3. подмена условного безусловным;

4. подмена тезиса.

10. Определите, в каком из умозаключений вывод достоверен:

1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела. Значит, он не участвовал в данном деле в качестве эксперта.

2. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде. Значит, М. не достиг совершеннолетия.

3. Все студенты педагогических вузов изучают логику. Соколов не студент педагогического вуза. Значит, он не изучает логику.

4. Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному языку не получил. Значит, он не студент нашей группы.

Тема 9. Доказательство

Контрольная работа

Вариант № 1

1. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументаций.

2. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования.

3. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров.

4. Доказательство формул логики методом натурального вывода.

Дайте развернутый ответ, с приведением примеров и логико-математических формул

Вариант №2

1. Научный спор как форма познавательной деятельности. Эпистемически-эвристическое значение научных споров.

2. Уловки споров и способы их нейтрализации.

3. Рационализация споров: понятие о тактике и стратегии спора.

4.Виды непрямых (косвенных) доказательств. Ошибка в доказательстве. Правила и ошибки при доказательстве.

Дайте развернутый ответ, с приведением примеров и логико-математических формул

Наши рекомендации