Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятель­ности животных и человека.

Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.

В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Не его влек­ла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хи­рургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные исследовании! Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.

В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в ла­бораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущест­венно изучением сердца и кровеносных сосудов.

Наряду с работой в области физиологии сердечнососудистой си­стемы Павлов занимался изучением процессов пищеварения. Им были проделаны многочисленные опыты.

В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За это ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России прони­зывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...»

Тема: Органы чувств

Цель:познакомить с органами чувств человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Оборудование: распечатки текстов про органы чувств (см. до­полнительный материал к уроку).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальное задание

— Наместе пропусков вставьте нужные слова.

• ...: головной и спинной мозг, нервы. (Нервная система.)

• Кровеносная система:..., кровеносные сосуды. (Сердце.)

• Пищеварительная система — ...,...,.... (Желудок, кишечник, печень.)

• ...:.... (Дыхательная система, легкие.)

Фронтальный опрос

— Какие органы человека вы знаете?

— Какую работу они выполняют?

— Что такое системы органов? Приведите примеры.

— Какая система управляет деятельностью организма?

— Что изучают анатомия, физиология, гигиена?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Один говорит, двое глядят,

Да двое слушают. (Язык, глаза, уши.)

— Как называются эти органы? (Органы чувств.) Сегодня на уроке мы будем говорить об органах чувств.

IV. Работа по теме урока

Работа в группах

(Учащиеся делятся на 5 групп.)

— Прочитайте в учебнике на с. 126 план работы.

— Расскажите, в какой последовательности вы будете выпол­нять работу.

(Ответ. 1. Изучим материал учебника об органе чувств.

2. Приготовим рассказ о нем по плану:

• название органа чувств;

• его значение в нашей жизни;

• гигиена органа чувств.

3. Придумаем и нарисуем условные знаки к правилам гигиены органа чувств.)

(Дети вспоминают правила работы в группах, распределяют роли (кто подбирает информацию, готовит сообщение, рисует условные знаки) и выполняют задание.

Учитель раздает ученикам распечатки текстов для использова­ния при подготовке сообщений. (См. дополнительный материал.). Затем учащиеся выступают со своими сообщениями. Учитель подводит итоги.)

— Выступление какой группы вам понравилось? Почему?

— Сформулируйте вывод. Для чего нам нужны органы чувств? (Для восприятия окружающего мира.)

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись.

И немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Наши рекомендации