Методические рекомендации для решения задач

Предисловие

Изучение дисциплины «Статистика» предполагает формирование у студентов теоретических основ и практических навыков в области познания социально-экономических явлений и процессов.

В результате изучения данной дисциплины слушатель должен усвоить систему обобщающих статистических показателей, овладеть методами обработки экономической информации, методологией комплексного анализа социально-экономических явлений на микро и макро уровнях.

Задания к контрольной работе составлены в восьми вариантах (1–4 задачи по разделу общей теории статистики, 5–8 - по социально-экономической статистике). Выбор варианта производится в зависимости от начальной буквы фамилии студента.

Начальная буква фамилии студента Номер выполняемого варианта
А, И, Х, Э первый
Б, Р, Ч второй
В, П, Ц третий
Г, О, Ф четвертый
Д, Н, У пятый
Е, М, С, Ш шестой
Ж, Л, Т, Ю седьмой
З, К, Щ, Я восьмой

Если в процессе выполнения контрольной работы возникнут трудности, то можно обратиться на кафедру экономики и управления за консультацией (устной). При обращении на кафедру за устной консультацией необходимо показать преподавателю, что сделано по той или иной задаче и какие вопросы вызвали затруднение (непонятно изложено в литературе или в условии задачи).

При выполнении контрольной работы и ее оформлении необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Контрольная работа должна быть выполнена в срок, установленный учебным планом.

2. В начале работы указывается номер выполняемого варианта.

3. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие.

4. Решение задач сопровождается описанием методологии расчета показателя или необходимыми формулами с пояснением условных обозначений в этих формулах. Задачи, по которым будет приведена только арифметика, без пояснений и кратких выводов, или использованы не общепринятые сокращения (без пояснений), будут считаться нерешенными. При решении задач необходимо проверять производимые расчеты, учитывая взаимосвязь вычисляемых показателей. Расчеты относительных показателей нужно производить с точностью до 0,001, а проценты - до 0,1 (с учетом округлений).

5. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, написана разборчиво (при плохом подчерке лучше отпечатать), страницы пронумерованы и иметь широкие поля для замечаний рецензента и исправлений (дополнений), вносимых студентом после рецензирования. Там, где решение задачи оформляется в табличной форме, таблицы должны быть построены и оформлены в соответствии с правилами, принятыми в статистике.

6. В конце работы приводится список использованной литературы

Методические рекомендации для решения задач

По общей тории статистики

Задача 1. Для решения этой задачи необходимо изучить темы общей теории статистики: ”Средние величины”, “Показатели вариации” и “Выборочное наблюдение”.

В условии задачи дается интервальный вариационный ряд распределения с открытыми интервалами. Чтобы определить среднее значение признака (пункт 1), нужно от интервального ряда перейти к дискретному, т.е. найти середину каждого интервала как полусумму нижней и верхней границ. При этом величина открытого интервала первой группы приравнивается к величине интервала второй группы, а величина открытого интервала последней группы- к величине интервала предпоследней группы.

Разновидностью средней являются мода и медиана (пункт 2). Эти величины также используются в качестве характеристик вариационного ряда.

Мода (Мо) – варианта, встречающаяся в ряду распределения чаще всего, т.е. варианта, которой соответствует наибольшая частота.

Для дискретного ряда распределения мода определяется наиболее просто: варианта, против которой расположена наибольшая частота, и будет модой.

В интервальном ряду наибольшая частота указывает не на модальную варианту, а на содержащий моду интервал. Вычисление моды производится по следующей формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

где Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - начало (нижняя граница) модального интервала; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - величина интервала; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - частота модального интервала; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - частота интервала, предшествующего модальному; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - частота интервала, следующего за модальным.

Медиана Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – варианта, находящаяся в середине ранжированного ряда распределения. Для ее определения достаточно расположить в порядке возрастания или убывания все варианты. Серединная варианта и будет являться медианой. Расчет медианы для интервального ряда производится по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – начало (нижняя граница) медианного интервала; iMe – величина интервала; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – сумма всех частот ряда; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – сумма накопленных частот вариантов до медианного; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru –частота медианного интервала.

Для характеристики размеров колеблемости признаков в статистике используют ряд показателей (см. тему “ Показатели вариации”). В задаче 1 нужно исчислить дисперсию Методические рекомендации для решения задач - student2.ru , среднее квадратическое отклонение Методические рекомендации для решения задач - student2.ru и коэффициент вариации Методические рекомендации для решения задач - student2.ru (пункт 3):

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ; Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Чтобы рассчитать ошибки выборки ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) и возможные границы генеральной средней ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) и генеральной доли признака ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) нужно изучить тему “Выборочное наблюдение”.

Рассчитанная в пункте 1 данной задачи средняя является по условию задачи выборочной средней ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ). Возможная граница генеральной средней (пункт 4) определяется по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ,

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

где Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - предельная ошибка выборочной средней (для бесповторного отбора).

Возможная граница генеральной доли определяется по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

где w – выборочная доля (удельный вес единиц в выборке, обладающих исследуемым признаком; w = m/n)

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – предельная ошибка выборочной доли (для бесповторного отбора).

Задача 2. Эта задача составлена на расчет и усвоение аналитических показателей динамических рядов. В условии задачи дан интервальный динамический ряд, поэтому средний уровень ряда может быть исчислен только по формуле средней арифметической простой:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

т.е. средний уровень ряда равен сумме уровней ряда, деленной на их число.

В зависимости от задачи исследования абсолютные приросты (снижения, Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ), темпы роста (снижения, Т) и темпы прироста (снижения, Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) могут быть рассчитаны с переменной базой сравнения (цепные) и постоянной базой сравнения (базисные).

Абсолютные приросты:

цепные ........................................ Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

базисные...................................... Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Средний абсолютный прирост исчисляется двумя способами:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru или Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

где Методические рекомендации для решения задач - student2.ru – цепные абсолютные приросты; m – число цепных абсолютных приростов.

Темпы роста:

цепные........................................... Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

базисные.......................................... Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Среднегодовой темп роста исчисляется по формуле средней геометрической двумя способами:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru или Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

где Методические рекомендации для решения задач - student2.ru - цепные коэффициенты роста; m - число этих коэффициентов.

Темпы прироста:

цепные................................... Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

базисные.................................. Методические рекомендации для решения задач - student2.ru Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

или Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Среднегодовой темп прироста равен:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Абсолютное значение одного процента прироста (снижения) – это отношение абсолютного цепного прироста к соответствующему цепному темпу прироста, выраженному в процентах. Оно определяется по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Задачи 3 и 4.Составлены по теме «Индексы».

Индексом в статистике называется относительный показатель, характеризующий соотношение по времени, по сравнению с планом или в пространстве уровней социально-экономических явлений.

При построении индексов рекомендуется придерживаться следующей символики: количество единиц данного вида произведенной или реализованной продукции обозначается – q; цена единицы изделия – p; себестоимость единицы изделия – z; трудоемкость единицы изделия – t; выработка продукции на одного работающего – w; удельный расход материалов (топлива) – m и т. д. Подстрочный значок 0 означает базисный, а 1 – отчетный периоды. Индивидуальный индекс обозначается латинской буквой i, а общий – I .

В первой части задачи 3 нужно рассчитать агрегатные индексы и сделать анализ влияния факторов по системе взаимосвязанных индексов.

Например, общие индексы необходимо исчислить по формулам:

1) общий индекс затрат на производство продукции:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ,

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru 2) общий агрегатный индекс себестоимости продукции:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

3) общий агрегатный индекс физического объема производства продукции: Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Эти индексы взаимосвязаны между собой:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Чтобы найти абсолютное изменение показателей, нужно от числителя соответствующего индекса вычесть его знаменатель. Так, абсолютный прирост (снижение) затрат на производство продукции равен:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ,

в том числе: за счет изменения себестоимости продукции:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

физического объема продукции:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Вторая часть задачи 3 составлена на расчет индекса переменного состава, индекса постоянного состава и индекса, измеряющего влияние изменения структуры на динамику среднего показателя (индекс структурных сдвигов).

Индекс переменного состава равен соотношению средних уровней изучаемого признака. Если, например, изучается динамика средней себестоимости одноименной продукции на двух и более заводах, то индекс себестоимости переменного состава исчисляется по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Изменение средней себестоимости единицы продукции может быть обусловлено изменением себестоимости единицы продукции на каждом заводе и изменением удельного веса производства продукции на каждом из анализируемых заводов.

Выявление влияния каждого из этих факторов на динамику средней себестоимости продукции можно осуществить при помощи расчета индекса себестоимости постоянного состава и индекса структурных сдвигов.

Индекс себестоимости постоянного (фиксированного) состава или индекс себестоимости в постоянной структуре, исчисляется по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Этот индекс характеризует изменение средней себестоимости единицы продукции за счет изменения только уровней себестоимости на каждом из заводов.

Индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru стр.сдв.= Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Этот индекс характеризует изменение средней себестоимости единицы продукции за счет изменения только удельного веса количества произведенной продукции на отдельных заводах.

Индекс структурных сдвигов можно исчислить, используя взаимосвязи индексов, то есть:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru стр..сдв Методические рекомендации для решения задач - student2.ru .

Используя индексы средних величин, можно найти не только относительное влияние факторов, но и определить абсолютное изменение уровня среднего показателя в целом ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) и за счет каждого из факторов: за счет непосредственного изменения уровней осредняемого признака ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru ) и за счет изменения структуры ( Методические рекомендации для решения задач - student2.ru (стр. сдв.).). Для этого необходимо из числителя соответствующего индекса приведенной системы индексов вычесть его знаменатель.

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

в том числе:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Задача 4. Составлена на расчет среднеарифметического илисреднегармонического индексов. Практическое их применение зависит от исходной статистической информации. Агрегатный индекс может быть преобразован в среднеарифметический или среднегармонический индекс, при этом должно быть соблюдено тождество между индексами.

Если у исходного агрегатного индекса реальная величина в числителе, то преобразуем его в среднегармоническую форму, если же реальная величина его у исходного агрегатного индекса в знаменателе, то преобразуем его в среднеарифметическую форму. Например, индекс цен:

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

В числителе индекса реальная величина - фактический товарооборот отчетного периода. Заменив po значением из индивидуального индекса: Методические рекомендации для решения задач - student2.ru , получим Методические рекомендации для решения задач - student2.ru Это и есть среднегармонический индекс цен.

Агрегатный индекс физического объема товарооборота Методические рекомендации для решения задач - student2.ru , исходя из правила, может быть будет преобразован в среднеарифметический индекс, т.е.

Методические рекомендации для решения задач - student2.ru

Методические рекомендации для решения задач

Наши рекомендации