Примечание. Источник: МВФ, собственные расчеты.

Беларусь в 2013 г. должна выплатить МВФ примерно USD 1,627 млрд., а в 2014 г. – USD 1,373 млрд. Однако для фактического запуска новой программы stand by необходимо, в первую очередь, нормализовать политические отношения между Беларусью и Евросоюзом и США.

Кроме того, Беларусь должна подтвердить приверженность реализации структурных реформ в экономике, включая приватизацию государственных активов. К сожалению, в текущем году поступления от приватизации государственной собственности являются незначительными (USD 1,83 млн. за январь-август 2012 г.). В данном случае гипотетически пополнить приватизационную копилку может продажа 50% акций МТС, а также некоторых объектов государственной недвижимости.

С другой стороны, правительство Беларуси может сделать ставку на размещение новых выпусков еврооблигаций и валютных облигаций, предназначенных для внутренних инвесторов. Это позволит правительству привлечь валютные ресурсы, выделение которых не сопровождается дополнительными условиями или политическими требованиями.

По данным Bloomberg, 23 октября 2012 г. еврооблигации Беларуси первого выпуска с погашением 3 августа 2015 г. торговались с доходностью 8,884% (покупка) и 8,166% (продажа), второго выпуска с погашением 26 января 2018 г. – 8,883% (покупка) и 8,613% (продажа).

26.10 Строительство нового здания посольства Ирана в Беларуси в центре Минска заморожено на неопределенный срок. Фото на сей счет активно обсуждается уже в интернете. Впрочем, долгострой наглядно иллюстрирует складывающиеся белорусско-иранские отношения. Завязавшись на авторитарной любви лидеров двух стран, они не получили должного экономического импульса. В некоторой степени и из-за санкций в отношении обеих стран со стороны Запада.
Фото: photo.bymedia.net


Особые отношения Беларуси и Ирана завязались в 2005-2007 годах, когда президенты поочередно побывали друг у друга в гостях, а также провели ряд двусторонних встреч на международных форумах.

Беларусь в первую очередь надеялась получить доступ к нефти в Иране. По запасам черного золота эта страна занимает 5-е место в мире. Помощь белорусов в освоении новых месторождений показалась иранским партнерам весьма кстати. Пилотным проектом в этом направлении совместных действий должна была стать разработка специалистами ПО "Белоруснефть" иранского месторождения Джофеир. Его запасы оцениваются в 2 млрд баррелей нефти. Контрактное соглашение на 500 млн долларов было заключено "Белоруснефтью" и Национальной иранской нефтяной компанией (НИНК) в сентябре 2007 года. Стратегия развития энергетического потенциала Беларуси на период до конца 2020 года предусматривала добычу в Иране более 9 миллионов тонн нефти. Однако в августе 2011 года гособъединение "Белоруснефть" официально объявило о выходе из проекта по добыче нефти в Иране.

В “Белоруснефти" сказали, что "в ходе работ были выявлены новые данные о геологическом строении месторождения, обусловившие изменение технических и финансово-экономических условий реализации проекта", что стало причиной выхода компании из проекта. Между тем, как сообщило иранское информагентство Mehr со ссылкой на источник в НИНК, причиной расторжения контракта стали разногласия сторон, касающиеся методов и технологий ведения работ, а также денежной компенсации иранской стороне за использование Беларусью ее месторождения. Белорусская сторона, по словам источника, не выполняла свои обязательства по контракту. Следует также отметить, что незадолго до этого правительство США ввело санкции в отношении "Белоруснефти". Основанием для этого стало сотрудничество белорусской компании с Ираном в нефтяной сфере.

Судя по всему, нефтяной разрыв отношений бумерангом отозвался на взаимоотношениях в других сферах.

В августе этого года Нацбанк Беларуси на 1 год приостановил действие лицензии ЗАО ”ТК Банк“ на осуществление некоторых банковских операций, в том числе с депозитами населения. Эксперты предположили, что регулятор отозвал лицензии ТК Банка из-за того, что его материнский Банк Теджарат (одно из крупнейших финансовых учреждений Исламской Республики Иран и стран Ближневосточного региона) находится под международными санкциями. В самом банке признали, что решение Нацбанка "не связано с финансовым состоянием банка".

Не получил должного импульса и проект по сборке легковых автомобилей "Саманд" на базе совместного предприятия "Юнисон" в поселке Обчак под Минском. Ранее широко афишировались планы крупнейшего в Иране производителя автотехники компании Iran Khodro наладить производство своих автомобилей в Беларуси до 25 тысяч единиц в год. Однако в этом году было произведено 400 автомобилей, до конца года планируется собрать 560 единиц. На предприятии "Юнисон" уверяют, что сборка "Самандов" будет продолжена и в следующем году. С другой стороны, известно о желании белорусских акционеров "Юнисона" наладить производство других марок автомобилей.

Довольно метко свое разочарование в проекте выразил однажды первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко: "За пять лет работы только около тысячи автомобилей было произведено и продано, и то под моим нажимом — в МВД, еще куда-то, в госструктуры. Потому что не покупают. И цена слишком высокая для такого класса автомобилей, и модель устаревшая [модель второй половины прошлого века "Пежо-405"]".

Более успешно иранская компания "Кейсон" реализует ряд девелоперских проектов в Минске. На выезде из Минска вблизи Могилевского шоссе строится логистический центр "Прилесье". В компании "Кейсон" признали, что немного отстают от ранее взятых планов, но обещают первую очередь сдать в эксплуатацию в 2013 году. Примерно такой же ответ мы получили и по поводу реализации "Кейсоном" инвестпроекта "Магнит Минска" (строительство многофункционального гостинично-делового комплекса ведется на пересечении пр. Независимости и ул. Калиновского).

Весной прошлого года в районе Комсомольского озера по соседству с Минским дворцом детей и молодежи началось строительство нового здания посольства Ирана. Планировалось, что объект будет сдан в течение года. Однако спустя полтора года объект напоминает заброшенный долгострой. Возводить объект взялась компания "Кейсон", в которой TUT.BY пояснили, почему прекратилась стройка. "У нас истекли договорные отношения с МИДом Ирана. Все, что мы обещали, то и сделали", - сказали там. В самом посольстве Ирана в Беларуси отказались от комментариев на сей счет.

Похоже, что заброшенная стройка стала символом белорусско-иранских отношений. Перезагрузить отношения могла бы встреча президентов Беларуси и Ирана, которая постоянно откладывается на неопределенный срок. Последний раз Ахмадинежад приглашал Лукашенко принять участие в саммите Движения неприсоединения, который прошел в конце августа этого года в Тегеране, но в итоге Беларусь представлял министр иностранных дел Макей.

Справедливости ради стоит сказать, что иранский бизнес пытается найти счастье в Беларуси. На 1 ноября в Минске намечен Экономический форум Ирана и Беларуси. Представители белорусских предприятий получат возможность провести двусторонние переговоры с иранскими бизнесменами

27.10 Руководитель движения "За Свободу" Александр Милинкевич 24 октября встретился в Праге с министром иностранных дел Чехии Карелом Шварценбергом и одним из лидеров российской оппозиции Григорием Явлинским. Как сообщает пресс-служба движения "За Свободу", на встрече со Шварценбергом речь шла о поддержке экспертной работы в рамках "Народной программы" (программа модернизационных реформ для Беларуси) с использованием опыта чешских, словацких и польских реформ, а также о развитии программы повышения квалификации для молодых белорусских специалистов. С Григорием Явлинским была достигнута договоренность о задействовании российских экспертов при оценке "Народной программы". Ранее готовность принять участие в разработке "дорожных карт" в рамках "Народной программы" вместе с белорусскими экспертами высказал автор польских экономических реформ профессор Яцек Бальцерович. Движение "За Свободу" планирует в ближайшее время провести также переговоры со специалистами (практиками и теоретиками), авторами реформ в Эстонии, Словакии, Литве и других государствах Евросоюза с целью их присоединения к сотрудничеству по созданию программ трансформации нашей страны. "Беларусь будет осуществлять рыночные преобразования последней среди стран нашего региона. Опоздание вредит нашей конкурентоспособности. Но из этого можно получить и плюсы — мы должны делать то, что у наших соседей хорошо получилось, и не повторять их ошибок. Белорусы хотят перемен и боятся их. Надо показать им, что есть программы, есть специалисты, мы учитываем опыт других. У них получилось — и мы сможем. Для реформ нужны не только знания политиков, но и воля, и вера граждан. Наша обязанность способствовать их формированию", — считает Милинкевич. 28.10 Сегодня в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ делегация Беларуси обратила внимание государств - участников Организации на серьезные недостатки в процессе организации выборов в США, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве иностранных дел Беларуси. "В ходе дискуссии Постоянная делегация Республики Беларусь обратила внимание государств - участников ОБСЕ на серьезные недостатки в процессе организации выборов в США, что ставит под сомнение возможность их проведения в полном соответствии с обязательствами ОБСЕ и международными стандартами", - сообщили в МИД. Белорусские дипломаты затронули ситуацию вокруг возможного уголовного преследования наблюдателей ОБСЕ, работающих в настоящее время в США, и потребовали от американской делегации соответствующих пояснений. "Делегация Беларуси напомнила, что американская сторона оставила без реакции ранее озвученные озабоченности по проблемным аспектам избирательного законодательства Соединенных Штатов", - добавили в МИД. Во внешнеполитическом ведомстве также пояснили, что за всеобщими выборами в США 2012 года наблюдает ограниченная миссия БДИПЧ ОБСЕ, которая состоит из 13 экспертов штабной группы и 44 долгосрочных наблюдателей. Такое количество наблюдателей БДИПЧ было направлено в США впервые. 19 октября миссия БДИПЧ опубликовала промежуточный отчет, в котором вскрыт ряд системных недостатков существующего в США порядка проведения выборов президента, сенаторов и конгрессменов. Сорок шесть штатов США из пятидесяти не предусматривают участие в наблюдении за выборами международных наблюдателей, что является нарушением Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года. Существующая избирательная система допускает ситуацию, когда президентом может быть избран кандидат, получивший меньшее число голосов избирателей, чем его соперник. Из отчета следует, что в США на федеральном уровне отсутствует централизованная система организации и проведения выборов. Практически каждый четвертый избиратель страны не зарегистрирован и фактически лишен права голоса. Десять миллионов проживающих на заморских территориях граждан США и бывших осужденных вообще не могут голосовать. Шестьсот тысяч жителей американской столицы по-прежнему не имеют права избирать своих представителей в Сенат и Палату представителей Конгресса США. 24 октября директор БДИПЧ Янез Ленарчич в письме госсекретарю США Хиллари Клинтон выразил крайнюю озабоченность в связи с угрозами со стороны официальных лиц штата Техас применить уголовное преследование в отношении наблюдателей ОБСЕ в случае, если они попытаются присутствовать на избирательных участках, расположенных в данном штате, или даже приблизиться к ним ближе чем на 100 футов. Директор БДИПЧ также отверг выдвинутые техасскими властями обвинения в том, что наблюдатели ОБСЕ пытаются оказать влияние или вмешаться в ход избирательного процесса в Техасе. 29.10 Международный валютный фонд ожидает от руководства Беларуси план глубоких структурных реформ, чтобы начать переговоры о новой программе stand-by.   "Мы продолжаем дискуссии с властями о проводимой экономической политике и перспективах новой программы", - сказал в понедельник глава миссии МВФ по Беларуси Дэвид Хофман на брифинге в Минске, передает "Интерфакс". "Для переговоров по программе потребуется четкое согласие всех ключевых госорганов, включая самый высший уровень, по пакету мер экономической политики, которая получит поддержку со стороны всех стран-членов МВФ", - пояснил он. По его словам, белорусские власти пока не сформулировали соответствующую программу реформ, но "власти продолжают работать над своей политикой". Хофман также сообщил, что правительство Беларуси пока не определило необходимую ему сумму в рамках возможной новой программы stand-by. Также, по его словам, белорусские власти не обращались к МВФ с просьбой об отсрочке или реструктуризации обязательства Беларуси по кредиту, выданному в 2009-2010 годах. Комментируя необходимые Беларуси структурные реформы, Хофман подчеркнул, что острая необходимость в их проведении "быстро нарастает и в связи с недавним вступлением России во Всемирную торговую организацию, что повышает международную конкуренцию для белорусских предприятий". Он также указал на усиление миграции квалифицированной рабочей силы за пределы Беларуси. Хофман напомнил, что рекомендуемые фондом ключевые структурные реформы включают либерализацию цен, укрепление права частной собственности, разработку стратегии реструктуризации и приватизации госпредприятий, а также введение адресных социальных пособий для защиты наиболее уязвимых слоев населения. "Крайне важным является также реформирование финансового сектора. В этой связи Банку развития следует сосредоточиться на создании прозрачного, сдерживающего механизма для финансирования госпрограмм. Это позволит коммерческим банкам работать на рыночных условиях и направлять кредитные ресурсы наиболее жизнеспособным и эффективным предприятиям, способствуя модернизации и общему экономическому росту", - сказал глава миссии МВФ по Беларуси   30.10

Наши рекомендации