Етоды экономической науки.

Основными методами (от греч. methodos — путь, способ исследования, теория, учение) экономической теории явля­ются общенаучные дедуктивный и индуктивный методы (схема 3).

Дедукция(от лат. deductio — выведение), или логиче­ский метод,предполагает рассуждение на основе априор­ных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующую проверку данных теорий на практике. Ино­гда дедукцию именуют гипотетическим, или гипотетико-дедуктивным методом.

Истинность или ложность гипотезы можно проверить при помощи следующих приемов:

• сведения тезиса, противоречащего гипотезе, к противо­речию (так называемый сократический метод);

• фальсификации — процедуры, устанавливающей про­тиворечивость гипотезы при помощи эмпирической или теоретической проверки;

• верификации — процедуры доказательства истинности гипотезы при помощи эксперимента.

С дедукцией тесно связан аксиоматический метод:способ конструирования научной концепции в виде систе­мы аксиом (постулатов), на основе которых по определен­ным правилам доказываются теоремы.

Аксиоматический метод предполагает:

• перечисление исходных данных (терминов, предло­жений);

• осознание системы аксиом как суммы подразумевае­мых дефиниций исходных данных;

• постепенное введение остальных данных на основе оп­ределенных правил;

• отделение процесса построения системы аксиом от процесса ее интерпретации.

Индукция (от лат. inductio — наведение), или эмпири­ческий(от греч. empeiria — опыт) метод,напротив, основан­ный на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, наблюдении, экспери­менте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий.

Основные типы индукции:

1. Перечислительная (популярная) индукция — основана на построении индуктивной гипотезы: если А присуще некоторое свойство, то В, С и т. д. также имеет данное свойство.

2. Полная (совершенная) индукция: известно, что неко­торое свойство присуще всем известным субъектам или объектам в некоторой цепи.

3. Неполная индукция: число звеньев в цепи неизвестно, а потому неизвестно присуще ли некоторое свойство всем звеньям.

4. Научная индукция — это вид неполной индукции, в рамках которой, кроме формального, дается содержа­тельное обоснование наблюдаемой сходности свойств в анализируемой цепи.

Научные рассуждения невозможны без абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) — формы познания действи­тельности, основанной на отвлечении от несущественных свойств предмета и акцентировании внимания на сущест­венном. Процесс абстрагирования предполагает обобще­ние, классификацию исследуемых явлений по некоему критерию. Пример абстрактного высказывания: «Фирмы действуют на рынке с целью максимизации прибыли». Ес­тественно, на рынке действует ряд фирм, не преследующих данную цель (например, некоторые некоммерческие орга­низации), но для того, чтобы осознать закономерности поведения данных субъектов экономики в рамках рыноч­ного хозяйства, нам необходимо определить их некоторое общее важное свойство. Процесс абстрагирования присущ всем без исключения людям, даже с достаточно примитив­ным мышлением, ибо без него человек погряз бы в неверо­ятном количестве познаваемых фактов, не в силах класси­фицировать их по какому бы то ни было признаку. Основными типами абстракции являются:

• изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности;

• обобщающая абстракция — формулировка обобщенной картины явления;

• идеализация — замещение реально существующего эм­пирического явления идеальным явлением, его схемати­зированной моделью.

В результате процесса абстрагирования можно провести процесс классификации(от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) объектов, т. е. разбить множест­во на подмножество на основе определенного критерия.

Основные типы классификаций:

• естественная (основана на существенных признаках объектов);

• искусственная (основана на несущественных признаках);

• вспомогательные классификации (например, предметный и именной указатель в книге, каталог в библиотеке).
Кроме этого в экономической науке, как, впрочем, и в других разделах экономической науки, активно использует­ся инструментарий формальной логики: анализ исинтез, сравнение, аналогия.

Анализпредставляет собой мысленное разделение пред­мета на составные части с целью пристрастного изучения.

Синтезпротивоположен анализу — для него характерно соединение частей в единое целое.

Сравнениепредполагает выявление общего и особенно­го в анализируемом явлении или объекте.

Аналогияпозволяет переносить в процессе анализа свойств одного явления на другие.

В последнее столетие в экономических исследованиях очень активное применение нашли многие математиче­ские методы: графический метод; табличный метод; функ­циональный и корреляционный анализ; матричный ана­лиз; предельный анализ; экономико-математическое моде­лирование; регулярно используются дифференциальное и интегральное исчисление, логарифмирование, теория гра­фов, теория вероятностей, тригонометрия.

Использование экспериментального методав эконо­мической науке затруднено, поскольку в хозяйственной практике трудно создать условия, необходимые для полно­ценного эксперимента, а именно искусственные, воспроиз­водимые условия. Тем не менее экономическое эксперимен­тирование все же имеет место, особенно в рамках микро­экономики, поскольку на отдельном предприятии можно создать контролируемую ситуацию, необходимую для чис­тоты опыта. В данном случае можно подвергнуть экспери­ментальной проверке, например, новую систему оплаты труда, организационную структуру управления.

Примером применения лабораторного эксперимента в микроэкономике может служить опыт, проведенный аме­риканскими исследователями на белых крысах1. Крысы были помещены в клетки с двумя рычажками, нажимая ко­торые, они могли получать пиво и питательную смесь. Два участвовавших в эксперименте животных явно предпочли пиво. Затем условия были изменены: для того чтобы полу­чить пенный напиток, крысы должны были нажимать на соответствующий рычаг большее, чем прежде, количество раз, при неизменном общем количестве нажатий (т. е. фак­тически увеличилась «цена» пива, а «доход» остался преж­ним). Грызуны повели себя как настоящие экономисты: они сократили потребление хмельной субстанции и сосредото­чились на питательной смеси.

Любопытным методом, достаточно часто используе­мым вэкономической теории, является контрафактическое утверждение— «мысленный эксперимент, опираю­щийся на условные предположения «что, если бы»1. Амери­канский экономист Р. Фогель в работе «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории» (1964) даже провел фундаментальное исследова­ние на тему: чтобыло бы с транспортной системой Соеди­ненных Штатов, если быжелезные дороги не были бы изо­бретены?

Вполне может быть использован в экономической нау­ке диалектический метод,основанный на использовании законов: единства и борьбы противоположностей; отрица­ния отрицания; перехода количества в качество.

Например, закон перехода из количества в качество можно проиллюстрировать следующим образом: медлен­ное накопление количественных изменений в экономиче­ской системе (эволюция экономики) приводит к резкому переходу системы в новое качество (революционным изме­нениям в экономике).

В микроэкономических исследованиях в последние годы активно применяются методы смежных дисциплин:

• социологические методы опроса и анкетирования;

• статистический анализ;

• психологическое тестирование.

Перечень основных понятий по лекции

- экономия

- политическая экономия

- экономикс

- микроэкономика

- макроэкономика

- кейнсианство

- монетаризм

- новая политическая экономия

- институционализм

- меркантилизм

- классическая политэкономия

- марксистская политэкономия

- маржинализм

- метод

- понятие

- суждение

- умозаключение

- анализ

- синтез

- индукция

- дедукция

- сравнение

- аналогия

- апория

Задание для самостоятельной работы ( в письменной форме):

1. Советский период истории России (1917—1991 гг.) иногда называют "великим экономическим экспериментом", который до­казал ошибочность социалистической идеи. Согласны ли вы с этой точкой зрения или нет и почему?

2. Перечислите основные экономические реформы в России от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.

3. Изложите историю Нобелевской премии по экономике.

а) Чем она отличается от других Нобелевских премий и почему?

б) Перечислите не менее 5 выдающихся экономистов XX века, которые по объективным причинам не стали лауреатами Нобелев­ской премии, и сформулируйте, за какие заслуги они могли бы на нее претендовать.

4. Однажды Герцен беседовал с известным социалистом Луи Бланом. "Жизнь человека — великий социальный долг. Человек дол­жен приносить себя в жертву обществу!" — утверждал Блан. "За­чем?" — спросил Герцен. "Как зачем? Главная цель жизни челове­ка — благосостояние общества". Какую логическую ошибку совершил Луи Блан? Догадайтесь, как Герцен эффектно опроверг оппонента.

Наши рекомендации