Место в иерархии потребностей

Этот признак позволяет более точно ответить на вопрос о степени готовности потребителя платить деньги за удовлетворение своих потребностей.

2. Что влияет на потребность?

Данный признак позволяет учесть факторы, оказывающие влияние на потребность.

Историческое место потребности

Этот признак во многом определяет характер и возможные объемы потребления тов ара.

Уровень удовлетворения потребности

Это оценка прогнозируемого спроса. Здесь целесообразно использовать статистические данные по изучаемому рынку, в первую очередь информацию о насыщенности данным товаром потенциальных потребителей.

Степень сопряженности потребности

Сопряженность потребности - это влияние уже удовлетворенной потребности на возрождение новой, самостоятельной потребности. Например, к новому платью потребуются новые туфли, сумочка и тд.

Масштаб распространения

Это одна из важных характеристик возможностей рынка и в географическом, и в социальном плане.

Частота удовлетворения (т. е. временные параметры потребления)

Этот признак позволяет понять перспективу сбыта в плане повторных покупок.

Природа возникновения

Этот признак характеризует степень коммерческого риска фирмы с точки зрения «длины цепочки товаров», предшествующих ее собственному товару в удовлетворении данной потребности. То есть риск определяется не только положением данного товара на рынке, но и всех тех товаров, которые в «цепочке» перед ним.

Применяемость потребности, то есть широта ее проникновения в различные сферы жизни

Признак характеризует возможности работы фирмы на различных рынках однородной продукции.

Комплексность удовлетворения

Признак характеризует новые перспективы для развития фирмы (взаимодополняющие товары), степень своей будущей зависимости от взаимодополняющих товаров, если их реализацией занимаются другие фирмы, грозящие опасности (взаимозаменяющие товары, которые могут составить конкуренцию).

Отношение общества

В зависимости от того, как общественное мнение воспринимает потребность, на удовлетворение которой направлен товар фирмы, так оно будет относится и к самому товару. В ряде случаев производство такого товара может быть коммерчески очень выгодно, но при этом не принести популярности у общественности. Кроме того, необходимо оценить возможное влияние общественных организаций.

Степень эластичности потребности

Показатель характеризует, как изменяется потребление товара в зависимости от таких факторов, как цена, доходы, возраст покупателя и мода на товар.

Способ удовлетворения потребности

Показатель позволяет определить способ удовлетворения потребности (индивидуальный, групповой или общественный), а также личностные или групповые особенности потребителей.

Глубина проникновения в общественное сознание

Этот показатель определяет меру готовности рынка к восприятию товара, но при этом необходимо учитывать уровень доходов населения.

15. Состояние конкуренции товаров и услуг в сфере удовлетворения потребности

Анализ по этому показателю характеризует конъюнктуру рынка. Он дает представление о товарах и услугах, способных стать заменой, но имеющих иные принципы создания и использования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

       
  Место в иерархии потребностей - student2.ru
    Место в иерархии потребностей - student2.ru

ТРР

высокие «Дикие «Звезды»

кошки»

Место в иерархии потребностей - student2.ru 10%

«Собаки» «Дойные

низкие коровы»

Место в иерархии потребностей - student2.ru

0 низкая 1 высокая ОДР

Рис. Матрица БКГ

Для построения матрицы рассчитать темпы роста рынка по каждой товарной позиции за последние 3 года, вычислить долю рынка исследуемой бизнес-единицы относительно основного конкурента, а также ее долю в общем объеме реализации предприятия за последний год. Расчетные данные представить в табличном виде (таблица).

Таблица

Сводные расчетные данные

Показатель Бизнес- единица (товар)
9 и тд.
Темпы роста рынка (ТРР)                  
Относительная доля рынка (ОДР)                  
Доля позиции в общем объеме реализации                  

Для изображения на матрице бизнес-единицы диаметр круга выбирается пропорционально ее объема в общем объеме реализации предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец титульноголиста

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Наши рекомендации