Антимонопольное регулирование и дерегулирование

Антимонопольное регулирование предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Антимонопольное регулирование опирается на ряд законов и направлено как против чистых монополий и крупных олигополий, так и против других форм монопольной власти (в том числе мелких фирм), любых форм монопольного поведения.

Основнымиметодами антимонопольного регулирования являются: контроль правительства за деятельностью фирм, обладающих монопольной властью (контроль за слиянием и принудительное разделение крупных фирм на более мелкие; фиксирование цен, которые сдерживают конкуренцию); ограничение деятельности монополий, злоупотребляющих своей рыночной властью; защита конкуренции и прав потребителей.

Особое место в антимонопольной политике занимает регулирование деятельности естественных монополий. Известно, что естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба, то есть одна фирма производит товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Поэтому государство защищает естественную монополию, одновременно контролируя и регулируя цены, устанавливаемые естественными монополиями. Есть три основных варианта государственного регулирования цен на продукцию, производимыми естественными монополиями: установление цены, равной предельным издержка (Р = МС); установление цены, равной средним издержкам (Р = АС); установление двухставочных тарифов (потолка цен).

Издержки антимонопольного регулирования; дерегулирование.В последнее время многие экономисты высказывают сомнения по поводу неизменно высокой эффективности антимонопольного регулирования. В пользу дерегулирования обычно приводятся следующие доводы: антимонопольное регулирование защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов (часто крупные фирмы инициируют внедрение государственного регулирования в нее конкурентных отраслях, обеспечивая себе тем самым надежную защиту конкурентов и потребителей); затраты на содержание многочисленных регулирующих органов велики, а выгоды от их деятельности незначительны. Учитывая силу конкуренции, особенно на мировом рынке, антимонопольное регулирование сегодня эффективно для немногих видов производства. Движение дерегулирования в 70 – 90-е годы принесло заметные положительные экономические результаты.

Выводы:

1. Фирма – институциональное образование, субъект рыночной экономики, осуществляющий деятельность по производству товаров с целью получения прибыли.

2. Основными признаками фирмы являются обособленный кругооборот и особая комбинация ресурсов; планомерная форма организации экономической деятельности; действие на пересечении трех зон риска.

3. Функции фирмы многообразны:

· потреблять ресурсы, превращая их в товары;

· осуществлять организацию производства;

· получать и распределять прибыль;

· инвестировать и т. д.

4. Выделяют фирму отрытую и закрытую.

5. К основным организационно-правовым формам бизнеса относятся:

· единоличное владение;

· товарищество;

· корпорация.

6. Центральной проблемой в экономическом управлении фирмой – управление издержками. Издержки – это затраты фирмы по производству продукции. Они бывают внутренними и внешними, явными и неявными, бухгалтерскими и экономическими.

7. Известны следующие типы различных структур фирмы:

· фирма – совершенный конкурент;

· фирма – несовершенный конкурент:

· монополия;

· олигополия;

· монополическая конкуренция.

8. Фирмы – несовершенные конкуренты обладают определенной экономической властью: определяют рыночную цену выше предельных издержек (Р > МС). Антимонопольное регулирование предотвращает избыточное накопление фирмами монопольной экономической власти.

Вопросы для повторения

1. Можно ли считать тождественными понятия “предприятие” и “фирма”?

2. Почему существует множество фирм разных размеров и форм собственности? Почему экономика не превращается в одну огромную фирму?

3. Назовите постоянные и переменные издержки по эксплуатации автомобиля.

4. Всегда ли максимальный объем продаж приносит максимальную прибыль?

5. Какова связь между динамикой объема производства и средними постоянными издержками?

6. “Жадность” создает картели и “жадность” их разрушает. Почему это утверждение верно?

7. Как поступит фирма, если цена будет равна средним переменным издержкам (в краткосрочном периоде)?

8. Имеет ли фирма-монополист абсолютную власть над рыночной ценой?

9. Какова главная цель антимонопольного регулирования?

Наши рекомендации