Методы государственного управления

Деятельность органов управления, осуществление механизма органов государственной власти.

Функция - методы – набор инструментов

Классификация методов государственного управления

По содержанию управляющего воздействия

· Административные (нормирование, лицензирование, государственный контроль и надзор и др) – осуществляется органами исполнительной власти

· Экономические (налогооблажение, страхование, аудит, льготное кредитование и др) – осуществляется рынком

Административные методы не являются административными барьерами, рыночная экономика возможна тогда, когда преобладают экономические методы

· Социальные (управление за счет развитых социальных институтов) – профессиональные ассоциации, само-регулируемые организации (СРО)

· Психологические методы

По способу управляющего воздействия:

· Прямые (за счет принятия НПА)

· Косвенные (за счет создания условий)

По юридической значимости:

· Правовые

· Неправовые

По юридическим свойствам:

· Нормативные (НПА)

· Индивидуальные (индивидуальные правоприменительный акт)

По методы регламентации:

· Обязывающие

· Управомачивающие

· Поощряющие

· Запрещающие

· Принуждающие (связано с административной ответственностью)

· Предупреждающие

· Убеждающие

АП методы управления

· Административно – правовое принуждение

· АП нормирование

· Государственная экспертиза

· Административная оценка

· Техническое регулирование

Административно-правовое принуждение

Характеристики:

1) Осуществляется в связи с неправомерными, вредными для общества деяниями, в качестве реакции на них

2) Применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим юридические нормы

3) Осуществляется посредством юрисдикционных правоприменительных актов

4) Основная задача принудительных актов – охрана правопорядка

a. Три группы мер

i. Пресечение

ii. Наказание (взыскание)

iii. Восстановление

b. Особую группе мер составляют предупредительные меры

5) Принуждение применяется на основе права (закрепление признаков правонарушения), регламентация порядка их применения

a. Принудительные средства

6) Закрепление круга субъектов принуждения и их компетенция

7) Наличие государственной монополии на правовое принуждение

Административные методы управления

1) Административное нормирование

a. Нормирование – научная, правовая, административная и иная деятельность, направленная на установление предельно допустимых характеристик, нормативов, норм воздействия и тд

b. ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устанавливает следующие нормативы:

i. Качество воды

ii. Атмосферного воздуха

iii. Характеристики санитарно-эпидемиологическая обстановка

iv. Осуществляется через СанПиНы (санитарные правила и нормы)

2) Характеристики нормирования:

a. Уровни

i. Региональный –кластерный

ii. Уровень отрасли – хозяйства

iii. Уровень хозяйствующего субъекта (нормирование потребления ресурсов)

iv. Уровень стадии хозяйственного процесса (планирование)

b. Стадии нормирования

i. Методическая (на практике связана с принятием ОИВами (органами исполнительной власти) методик, инструкций, положения и тд

ii. Расчетная (субъекты деятельности применяют методики)

c. Формы нормирования

i. Натуральная (в физических единицах измерения)

ii. Стоимостная

iii. Новая форма – нормирование риска

Технический регламент о пожарной безопасности

Лицензирование (2 вида)

Мандат, разрешение, право, лицензия

1 смысл – предоставление права пользования объектом

2 смысл – лицензирование отдельных видов деятельности

128-ФЗ 2001 год «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Положение о регулировании отдельного вида деятельности

Лицензия – специальное разрешение на осуществление отдельного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий

1) Лицензия выдается специальным органом (РосАлкоголь)

2) Для ИП вводятся Патенты – облеченная лицензия

3) Лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль

4) Существует единый реестр лицензий

5) Существуют принципы и критерии определения лицензируемых видов деятельности

Государственная экспертиза

Существуют специальные виды экспертиз – ФЗ №174 1995 года («Об экологической экспертизы»)

ФЗ «Об экологической экспертиза»

1) Экспертиза осуществляется в проектном цикле и определяет возможность реализации объекта экспертизы

2) Как правило экспертиза осуществляется внештатными для ФОИВов экспертами

Административная оценка

Для реализации объектов различного уровня государство на возмездной основе используют различные оценочные процедуры (функциональный анализ)

Используются на различных этапах

Техническое регулирование

2002 год 27 декабря 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Структура:

1) Техническое регулирование (для соответствия Соглашения ВТО «О технических барьерах в торговле»)

a. В РФ начали появляться технические регламенты на продукцию и услуги

b. Отменяется действие технических нормативных актов (ГОСТов, СНИПоа (Строительные нормы и правила), частично САНПиНов (санитарных правил и норм) и других)

c. Сотрудничество на территории бывшего СССР

d. Ранее принятые в форме ФЗ технические регламенты регламентами таможенного союза

2) Стандартизация (ранее действовавшие обязательные стандарты заменяются на национальные добровольные стандарты)

3) Подтверждение соответствия (ранее действовавшая обязательная сертификация заменяется на декларирование и сертификацию

Наши рекомендации