Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические рекомендации по внеаудиторной работе обучающихся
для бакалавров направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Самара 2015
УДК 330(07)
ББК 65.01
Э-40
Экономическая теория. Методические рекомендации по внеаудиторной работе обучающихся для бакалавров направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / Составитель С.И. Нестерова. - Самара: МИР, 2015. - 27 с.
Рекомендации предназначены для бакалавров Международного института рынка, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» заочной, очно-заочной и очной форм обучения.
Составитель: Нестерова С.И., к.э.н., доцент
Рецензент: Кравченко О.В., к.э.н., доцент
Печатается по решению
Учебно-методического совета
Международного института рынка
© Международный институт рынка, 2015
© Составление Нестерова С.И., 2015
Содержание
Введение. 4
1.Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся. 4
2.Виды внеаудиторной работы.. 5
3.Методические рекомендации для обучающихся по отдельным формам внеаудиторной работы 6
3.1.Самостоятельная работа обучающегося на лекции. 6
3.2.Самостоятельная работа обучающегося в процессе подготовки к семинарам и практическим занятиям 7
3.3.Подготовка докладов и рефератов. 8
3.4.Общие правила оформления письменных работ. 9
3.5.Роль консультаций в внеаудиторной работе обучающихся. 13
3.6.Рекомендации по подготовке к экзамену. 14
4.Структура и содержание внеаудиторной работы.. 15
5.Задания для внеаудиторной работы обучающихся. 20
5.1.Темы рефератов по курсу. 20
(для студентов очной и очно-заочной форм обучения) 20
5.2.Задания для контрольной работы.. 21
(для студентов заочной формы обучения) 21
6. Вопросы к зачету. 23
7. Вопросы к экзамену. 24
Рекомендуемая литература. 25
Заключение. 26
Введение
Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.
Цель курса - формирование основ экономического мышления, навыков в области системного подхода к решению общеэкономических задач микроуровнего и макромасштабного характера.
Задачи курса:
– ознакомить с инструментарием и категориями, помогающими овладеть элементами рыночной экономики;
– создать целостное представление о предмете экономической науки, ее законах, методах экономического анализа;
– научить обучающихся использовать полученные знания в практической деятельности.
Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы внеаудиторной работы обучающихся (ВРО) разнообразны. Они включают в себя в том числе:
изучение нормативной, учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Ведущая цель организации и осуществления ВРО должна совпадать с целью обучения обучающегося – подготовкой специалиста с высшим образованием. При организации ВРО важным и необходимым условием становятся формирование умения внеаудиторной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью внеаудиторной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. ВРО способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами ВРО являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды внеаудиторной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида внеаудиторной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.).
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами внеаудиторной работы обучающихся без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов, докладов и эссе;
подготовку ко всем видам практических занятий и выполнение предусмотренных ими заданий;
участие в научных, научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и т.д.;
подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;
подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Основными видами внеаудиторной работы обучающихся с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины;
прием и разбор домашних заданий;
прием и защита лабораторных работ;
выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ);
прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.