Несовершенная, или монополистическая конкуренция

Характеристики:

(a) Большое количество компаний, производящих практически одинаковые виды продукции.

(б) Компании могут свободно вступать на рынок и покидать рынок. НО:

(в) Виды продукции различаются определенным образом, например, за счет различных товарных знаков или местного производства - то есть имеет место в основном неценовая конкуренция.

Влияние несовершенной конкуренции на поведение и прибыльность предприятия:

Этот рынок отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что на нем присутствует различные виды продукции. Поскольку продукция каждой компании отличается не только товарными знаками, а и по другим признакам, компании получают возможность пользоваться монопольной властью и получать сверхприбыли в течение короткого времени, однако, что касается долгосрочной перспективы, эти сверхприбыли привлекают со временем новые компании в данную отрасль промышленности, в результате чего, как правило, получение сверхприбылей прекращается вследствие конкуренции.

Существуют небольшие различия в цене, однако преобладает неценовая конкуренция.

Примеры

· Сети общественного питания `фаст фуд”` - McDonald's продает гамбургеры, которые, как утверждает реклама, совершенно отличаются от гамбургеров, продаваемых конкурентами. Компания McDonald's открыла свой филиал в Москве вскоре после падения Берлинской стены и испытывала повышенный спрос на свою продукцию. Однако, со временем другие компании, продающие гамбургеры, переместятся сюда, конкурируя в целях получения своей доли прибылей.

  • Автомобили с четырехколесным приводом- в 1970 голу компания Rover захватила монопольные позиции в новой нише, образовавшейся на мировом автомобильном рынке с помощью своего нового продукта Range Rover. Компания получала сверхприбыли, пока со временем производители-конкуренты Toyota, Mitsubishi и Vauxhall не предложили свои альтернативные транспортные средства с четырехколесным приводом.

Олигополия

Этот термин означает рынок, на котором господствует небольшое количество компаний, на долю которых приходится основной объем производства.

Характеристики:

(a) Несколько крупных компаний, зависимых друг от друга

(б) Похожая продукция, которая, однако, чем-то различается.

(в) Слабая ценовая конкуренция: в случае повышения цен одной из компаний в одностороннем порядке она рискует потерять свою долю рынка, если другие компании ее не поддержат; понижение компанией цен на свою продукцию, если остальные компании последуют этому примеру, может привести к войне цен.

(г) Преобладает неценовая конкуренция - реклама и т.д.

(д) Практика ограничения, направленная на достижение монопольной власти - то есть компании действуют сообща в целях ограничения конкуренции и получения сверхприбылей.

Влияние олигополии на поведение и прибыльность предприятия:

Олигополистические компании зависят друг от друга: ни одна компания не может действовать независимо, поскольку ее действия неизбежно отражаются на других компаниях, которые реагируют по-разному. Таким образом, олигополист должен всегда стараться предвидеть реакцию конкурентов прежде, чем предпринять какие-либо действия. Это помогает объяснить страх этих компаний перед ценовой конкуренцией; конкуренция почти всегда - неценовая.

Компании могут получать сверхприбыли, размер которых зависит от могущества конкурентов.

Войны цен возникают довольно редко - в случае если одна из компаний считает, что она может получить преимущество, снизив цены (например, компании, занимающиеся производством и продажей бензина в Великобритании). В другом случае может иметь место ценовое лидерство. Третий вариант - соглашение - представляет собой попытку достижения монопольной власти сообща. Правительства изыскивают пути для борьбы с подобными соглашениями с помощью законодательства, но практика показывает, что этого достичь непросто.

Примеры

  • Сигареты, Моющие вещества, Воздушные перевозки , Автомобили, Бензин
  • Хлопья из злаков, Химикаты, Фармацевтические препараты, Банки (например, в Великобритании и России)

2)) Макроэкономика представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, который исследует не только национальные хозяйства отдельных стран, но и все мировое хозяйство. Рассмотрим экономику как единое целое в масштабах страны, как национальную экономику. Национальная экономика – исторически сформировавшаяся в определенных территориальных пределах система общественного воспроизводства.
Национальная экономика преследует следующие цели:
1) экономический рост;
2) стабильный уровень цен;
3) поддержание равновесного торгового баланса;
4) обеспечение определенного уровня занятости населения;
5) социальную поддержку уязвимых слоев населения.
Существует несколько классификаций макрорынка:
1) воспроизводственный аспект:
а) рынок материального производства, в который входят отрасли, связанные с производством материальных благ (промышленность, сельское хозяйство и т. д.);
б) рынок нематериального производства, в котором создаются духовные блага и услуги (искусство, наука, литература и т. д.);
в) непроизводственная сфера включает в себя юридические и другие общественные, религиозные организации и оборону страны;
2) социально-экономический аспект:
а) по группам предприятий;
б) по группам населения;
в) по видам труда и т. д.;
3) отраслевая структура:
а) отрасли;
б) подотрасли;
4) территориальная структура – деление макроэкономики на экономические районы.
Существует примерная структура национального богатства.
1. Основные производственные фонды. Чем больше основные производственные фонды и выше их производительность, тем больше может тратить население на текущие нужды.
2. Оборотные производственные фонды. Существует примерно та же зависимость между оборотными производственными фондами и уровнем жизни населения, как и сравнительно с основными производственными фондами.
3. Материальные резервы. К ним можно отнести запасы и резервы на предприятиях, организациях, страховые фонды, государственные резервы и т. д.
4. Природные ресурсы. Это открытые залежи полезных ископаемых, запасы пресной воды в озерах и других водохранилищах.
5. Информация. Это величайшее орудие производства и одновременно орудие развития человеческой личности.
Для измерения национальной экономики, состоящей из множества различных микрорынков, необходимо суммировать (агрегировать) сведения о рынках отдельных товаров и услуг. Агрегирование – статическое соединение множества индивидуальных микрорынков в один рынок для того, чтобы определить совокупное (общее) национальное производство и совокупный уровень цен. Таким образом, для осуществления макроэкономического учета была разработана так называемая система национальных счетов. Система национальных счетов, разработанная ООН, применяется на практике с 1953 г. и дает информацию о масштабах и динамике общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции, об изменениях экспорта-импорта страны и т. д.
Система национальных счетов состоит из следующих статистических показателей: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и национальный доход.
1. Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных страной за определенный период (год, месяц) при помощи факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами.
Существуют три способа расчета валового национального продукта:
1) расчет по доходам (по потоку доходов), при котором суммируются доходы отдельных лиц и предприятий, как сумма вознаграждений владельцев факторов производства:
а) заработная плата наемных работников;
б) процент на капитал;
в) прибыль предпринимателей;
г) рента землевладельцев;
д) косвенные налоги на предприятия;
е) амортизационные отчисления (накопления предприятий для восстановления изношенных основных фондов);
2) расчет по расходам (по потоку расходов), при котором суммируются все расходы на приобретение конечного продукта:
а) личные потребительские расходы населения (траты граждан страны на покупку питания, одежды, обуви и т. д.);
б) валовые частные инвестиции в национальную экономику (частные вложения в развитие бизнеса, покупку оборудования и т. д.);
в) государственные закупки товаров и услуг (расходы на содержание административного аппарата всех уровней);
г) чистый экспорт (разность между экспортом и импортом в данной стране);
3) расчет по производству, при котором происходит суммирование стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны.
Существует два вида продуктов:
1) промежуточный продукт – это товары и услуги, предназначенные либо для дальнейшей обработки, либо для перепродажи;
2) конечные продукты – это те продукты, которые идут непосредственно в личное потребление.
Различают понятия номинального, реального и потенциального ВНП:
1) номинальный ВНП – это валовой конечный продукт, подсчитанный в действующих текущих (фактических) ценах;
2) реальный ВНП – валовой продукт, рассчитанный в сопоставимых ценах конкретного года;
3) потенциальный ВНП – прогнозируемый ВНП при наиболее благоприятных условиях. Коэффициент пересчета стоимости ВНП в сопоставимые цены называется дефлятором.
Дефлятор – это показатель, помогающий учесть, на сколько увеличился валовой национальный продукт за счет роста цен; рассчитывается по формуле:

Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП) / (Реальный ВНП).

2. В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП) охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны как отечественными, так и иностранными производителями.
3. Чистый национальный продукт (ЧНП) – показатель экономического развития, который определяется путем вычитания из ВНП отчислений на восстановление изношенного физического капитала (амортизационных отчислений). Таким образом, ЧНП показывает объем конечных товаров и услуг, которые страна может использовать без ущерба для собственного производственного капитала.
4. Национальный доход (НД) – показатель, представляющий собой разницу ЧНП и суммы косвенных налогов и образующийся как сумма заработной платы, процента на капитал, ренты и прибыли. Национальный доход – доход заработанный, но не полученный. С одной стороны, государство облагает все виды доходов налогами, с другой – возвращает часть средств в виде трансфертных платежей пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, безработным и т. д.
5. Личные доходы (ЛД) представляют собой показатель, образующийся из национального дохода за вычетом взносов на социальное страхование, налогов на прибыль фирм и прибавлением трансфертов. Личные доходы также подлежат налогообложению.
6. Располагаемый личный доход – денежная сумма, которую домашние хозяйства могут свободно расходовать на потребление и сбережение. Он образуется из личных доходов за вычетом личных налогов (подоходного налога, налога на недвижимость и т. д.). Вопрос о формировании располагаемого личного дохода касается каждого гражданина.

3)Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

Значение и функции рынка товаров и услуг:

  1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств;
  2. Получение дохода предпринимательским сектором;
  3. Создание общественных благ;
  4. На нем потребляется основная часть валового национального продукта.

Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.

Рынок делится на:

  • рынок потребительских товаров и услуг;
  • рынок средств производства;
  • рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционн

4) Финансы и финансовая система

Финансы - это денежные ресурсы, находящиеся в обороте страны. В хозяйстве любой страны одновременно с движением товаров осуществляется относительно самостоятельное движение денег. На предприятиях, в домохозяйствах и в государственных организациях образуются денежные ресурсы, функционирующие как финансы.

Финансы, как экономическая категория, выражают отношения между субъектами хозяйства по поводу образования, распределения и использования денежных ресурсов в стране. Финансы охватывают четыре уровня отношений: отношения между государственными финансовыми органами и отдельными предпринимателями, как юридическими лицами, по поводу платежей в государственный бюджет; отношения между различными предпринимателями по поводу взаимных денежных расчетов за товары и услуги; отношения между предпринимателями и наемными работниками по поводу заработной платы и других денежных выплат; отношения между государством и отдельными семьями по поводу налоговых, страховых и иных платежей и по поводу получения от государства трансфертов (пенсий, пособий и пр.).

Финансы выполняют следующие функции.

Воспроизводственная функция - это обеспечение и обслуживание кругооборота производственного капитала, как обязательного условия устойчивости, динамичности, пропорциональности и сбалансированности расширенного воспроизводства.

Распределительная функция - это государственные мероприятия по аккумулированию, распределению и перераспределению денежных потоков.

Стимулирующая функция - это воздействие государственных органов с помощью использования денежных потоков на эффективность производства и его конечные результаты.

Контрольная функция - это контроль государственных финансовых органов за соблюдением финансовой дисциплины. Финансовая система страны - это совокупность структурных звеньев, включающая в себя финансы предприятий и отраслей, финансы регионов и общегосударственные финансы. Наиболее распространенный принцип построения финансовой системы - это принцип фискального федерализма. Этот принцип означает четкое разграничение функций между отдельными звеньями системы. Так, правительство полностью независимо в вопросах финансирования общенациональных расходов: расходы на оборону, космос, внешние отношения и др. Местные органы финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и др.

Определяющую роль в финансовой политике играют общегосударственные финансы, где основным звеном выступает государственный бюджет.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства[2][3].

Содержание [убрать] · 1 Основные цели фискальной политики · 2 Влияние фискальной политики o 2.1 На совокупный спрос o 2.2 На совокупное предложение · 3 Фискальная политика и состояние экономики страны o 3.1 Бизнес-циклы в макроэкономике o 3.2 Стимулирующая политика o 3.3 Сдерживающая политика o 3.4 Автоматическая или дискреционная · 4 Недостатки фискальной политики o 4.1 Эффект «Crowding-out» o 4.2 Другие недостатки · 5 Примечания

[править]Основные цели фискальной политики

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[3]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение[4].

[править]Влияние фискальной политики

[править]На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD)[5]:

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

, где

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

[править]На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов[5].

[править]Фискальная политика и состояние экономики страны

[править]Бизнес-циклы в макроэкономике

Основная статья: Экономические циклы

Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называютдепрессией[6]. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов[6][7]. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства[6]. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу[6]. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт[7].

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране[8].

[править]Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев[9].

[править]Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума[9].

[править]Автоматическая или дискреционная

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились[1].

[править]Недостатки фискальной политики

[править]Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают своюпроцентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов[10][1].

[править]Другие недостатки

§ Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства[11].

§ Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьезно сказаться на экономике[12].

Наши рекомендации