Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и
Государственной службы при Президенте РФ
Уральский институт – филиал
Основы управленческого консультирования
Рабочая учебная программа дисциплины
для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Составитель:
Чевтаева Н.Г., проф.,д.с.н.
Ручкин А.В.,
Ст. препод.
Екатеринбург, 2011
Цель дисциплины
Сформировать у студентов теоретико-методологическое и методическое знание и основные практические навыки по оказанию консультационных услуг при управлении организацией, предприятием, учреждением, в том числе в сфере государственного и муниципального управления.
Задачи дисциплины:
- представить управленческое консультирование как сегрегацию современных рыночных характеристик общества, входящего в новые для него отношения глобального постиндустриального общества;
- сформировать системность мышления, учитывающей полиаспектность процесса управления, с целью решения проблем и дисфункций администрирования;
- предложить практикоориентированные научно-содержательные и организационно-методические пути и возможности управленческого консультирования как неотъемлемого элемента современного менеджмента в условиях стандартизации качества управления предприятием, организацией, учреждением.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих знаний, умений и навыков:
1. способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;
2. владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению ;
3. владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом ;
4. способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений
5. знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике;
6. способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации ;
7. знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования ;
8. способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом ;
9. знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике;
10. способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе, в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.
Тематический план дисциплины (очная форма обучения)
Всего часов 84
Аудиторные часы 42 , Вт.ч. лекции-16 часов, семинары -26 часов.
Самостоятельная работа- 42 часа.
Наименование тем | Количество часов | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | |
Лекции | Практические занятия | |||
Раздел 1. Консультационная деятельность в управлении: сущность, характеристика, направления, специфика | ||||
Тема 1. Сущность и содержание консультационной деятельности | ||||
Тема 2. Профессиональные консультанты. Причины и основания для обращения к консультантам | ||||
Тема 3. Концепция глубокого консультирования | ||||
Тема 4. Процесс консультирования и организация выполнения работ, контроль за ходом реализации консультационного проекта | ||||
Тема 5. Консультационное сообщество в России | ||||
Тема 6. Маркетинг консультационных услуг | ||||
Раздел 2. Методы и технологии анализа и управленческого консультирования | ||||
Тема 7. Смысл и назначение организационной диагностики. Организационные патологии | ||||
Тема 8. Методы анализа управленческих решений в рамках оказания консультационных услуг | ||||
Тема 9. Структуризация проблемного поля организации. Диагностическое наблюдение: виды, концепция, отчетность по результатам проведения. | ||||
Тема 10. Технологии в управленческом консультировании | ||||
Тема 11. Методы управленческого консультирования | ||||
Раздел 3. Управленческое консультирование в организации: содержание и особенности отдельных сфер | ||||
Тема 12. Методы консультирования при разработке стратегии организации | ||||
Тема 13. Оценка персонала организации. Методы определения служебных функций | ||||
Тема 14. Методы формирования управленческих команд | ||||
Тема 15. Методы разрешения конфликтов в организации | ||||
Тема 16. Консультирование развития организационных структур и культуры | ||||
Тема 17. Инновация и норма | ||||
Тема 18. Сопротивление нововведениям. Методы активизации нововведений | ||||
Тема 19. Финансовое и налоговое консультирование как элемент | ||||
Итого по дисциплине |
Содержание курса
Тема 1. Сущность и содержание консультационной деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Исторический обзор управленческого консультирования
2. Понятие консультационной деятельности
3. Особенности консультационной услуги
4. Типология и классификация консультационных услуг
Литература:
1. Быкова Г.Г. Чем полезны руководителю консультанты по управлению? [электронный ресурс] // Бизнес – образование в России и за рубежом. Федеральный экспертный канал. Режим доступа: URL: http://www.ubo.ru/articles/?cat=134&pub=3015
2. Демьяненко В.И. Инструменты эффективного советчика // Консультант по управлению. 2011. № 2. С. 26-30.
3. Мякушкин Д.Е. Управленческое консультирование. Методические рекомендации. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2005.
4. Перимова Э.М. Особенности управления корпоративными отношениями в российских компаниях [электронный ресурс] // Lex terra incognita. 2010. №1(6). Режим доступа: URL: http://www.mgimo.ru/study/faculty/miu/docs/12938/issues/n148362.phtml
5. Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.
6. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006.
7. Управленческое консультирование: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.
8. Цыцарова, Т. Е. Управленческое консультирование: текст лекций. − Ульяновск : УлГТУ, 2009.