Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и

Государственной службы при Президенте РФ

Уральский институт – филиал

Основы управленческого консультирования

Рабочая учебная программа дисциплины

для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

Чевтаева Н.Г., проф.,д.с.н.

Ручкин А.В.,

Ст. препод.

Екатеринбург, 2011

Цель дисциплины

Сформировать у студентов теоретико-методологическое и методическое знание и основные практические навыки по оказанию консультационных услуг при управлении организацией, предприятием, учреждением, в том числе в сфере государственного и муниципального управления.

Задачи дисциплины:

- представить управленческое консультирование как сегрегацию современных рыночных характеристик общества, входящего в новые для него отношения глобального постиндустриального общества;

- сформировать системность мышления, учитывающей полиаспектность процесса управления, с целью решения проблем и дисфункций администрирования;

- предложить практикоориентированные научно-содержательные и организационно-методические пути и возможности управленческого консультирования как неотъемлемого элемента современного менеджмента в условиях стандартизации качества управления предприятием, организацией, учреждением.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих знаний, умений и навыков:

1. способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;

2. владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению ;

3. владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом ;

4. способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений

5. знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике;

6. способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации ;

7. знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования ;

8. способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом ;

9. знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике;

10. способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе, в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

Тематический план дисциплины (очная форма обучения)

Всего часов 84

Аудиторные часы 42 , Вт.ч. лекции-16 часов, семинары -26 часов.

Самостоятельная работа- 42 часа.

Наименование тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Раздел 1. Консультационная деятельность в управлении: сущность, характеристика, направления, специфика
Тема 1. Сущность и содержание консультационной деятельности    
Тема 2. Профессиональные консультанты. Причины и основания для обращения к консультантам      
Тема 3. Концепция глубокого консультирования      
Тема 4. Процесс консультирования и организация выполнения работ, контроль за ходом реализации консультационного проекта      
Тема 5. Консультационное сообщество в России      
Тема 6. Маркетинг консультационных услуг      
Раздел 2. Методы и технологии анализа и управленческого консультирования
Тема 7. Смысл и назначение организационной диагностики. Организационные патологии      
Тема 8. Методы анализа управленческих решений в рамках оказания консультационных услуг    
Тема 9. Структуризация проблемного поля организации. Диагностическое наблюдение: виды, концепция, отчетность по результатам проведения.      
Тема 10. Технологии в управленческом консультировании      
Тема 11. Методы управленческого консультирования      
Раздел 3. Управленческое консультирование в организации: содержание и особенности отдельных сфер
Тема 12. Методы консультирования при разработке стратегии организации      
Тема 13. Оценка персонала организации. Методы определения служебных функций      
Тема 14. Методы формирования управленческих команд      
Тема 15. Методы разрешения конфликтов в организации      
Тема 16. Консультирование развития организационных структур и культуры      
Тема 17. Инновация и норма    
Тема 18. Сопротивление нововведениям. Методы активизации нововведений    
Тема 19. Финансовое и налоговое консультирование как элемент      
Итого по дисциплине

Содержание курса

Тема 1. Сущность и содержание консультационной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Исторический обзор управленческого консультирования

2. Понятие консультационной деятельности

3. Особенности консультационной услуги

4. Типология и классификация консультационных услуг

Литература:

1. Быкова Г.Г. Чем полезны руководителю консультанты по управлению? [электронный ресурс] // Бизнес – образование в России и за рубежом. Федеральный экспертный канал. Режим доступа: URL: http://www.ubo.ru/articles/?cat=134&pub=3015

2. Демьяненко В.И. Инструменты эффективного советчика // Консультант по управлению. 2011. № 2. С. 26-30.

3. Мякушкин Д.Е. Управленческое консультирование. Методические рекомендации. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2005.

4. Перимова Э.М. Особенности управления корпоративными отношениями в российских компаниях [электронный ресурс] // Lex terra incognita. 2010. №1(6). Режим доступа: URL: http://www.mgimo.ru/study/faculty/miu/docs/12938/issues/n148362.phtml

5. Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.

6. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006.

7. Управленческое консультирование: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.

8. Цыцарова, Т. Е. Управленческое консультирование: текст лекций. − Ульяновск : УлГТУ, 2009.

Наши рекомендации