Требования к оформлению курсовой работы. Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В. Г. Жуков

МАРКЕТИНГ

Методическое руководство по выполнению

курсовой работы дисциплины «Маркетинг»

для студентов специальностей

080502 "Экономика и управление на предприятии",

080507 "Менеджмент организации"

ЕКАТЕРИНБУРГ

2008
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОДОБРЕНО:

Методической комиссией

инженерно-экономического

факультета

«____»____________2008 г.

Председатель комиссии

_____________ И.А. Тяботов

В. Г. Жуков

МАРКЕТИНГ

Методическое руководство по выполнению

курсовой работы дисциплины «Маркетинг»

для студентов специальностей

080502 "Экономика и управление на предприятии

(горной промышленности)" (ЭУП),

080507 "Менеджмент организации" (МОГ)

________________________________________________________________

Издание УГГГА Екатеринбург, 2008

Маркетинг: Методическое руководство по выполнению курсовой работы дисциплины «Маркетинг» для студентов специальностей 080502 "Экономика и управление на предприятии (горной промышленности)", 080507 "Менеджмент организации" / В.Г. Жуков; Уральский государственный горный университет. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2008. – 17 с.

В методических указаниях предложены темы, структура и состав курсовой работы, даны методические рекомендации по описанию отдельных вопросов маркетинга и решению задач, сформулированы основные требования к оформлению.

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры экономики и менеджмента "____" ___________ 2008 г. (протокол № __ ) и рекомендованы для издания в УГГУ.

Р е ц е н з е н т – Макарова С.В., доцент, к.э.н.

ã Уральский государственнаый

горный университет, 2008

Цели и задачи курсового проектирования

Курсовая работа по курсу «Маркетинг" является самостоятельной работой студентов и выполняется под руководством преподавателя. Она является завершающей стадией изучения выше названной дисциплины и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение полученных теоретических знаний, а так же приобретение практических навыков по решению отдельных вопросов маркетинга на предприятии.

Основными задачами курсовой работы являются:

* практическое применение полученных студентами теоретических знаний к решению реальных маркетинговых задач на предприятии;

* получение навыков по обобщению маркетинговой информации и формулированию на их основе выводов и рекомендаций;

* получение навыков логического изложения маркетинговых проблем предприятия и путей их решения;

* повышение уровня теоретических знаний в процессе работы со специальной литературой по теме курсовой работы.

Курсовая работа выполняется на основе материалов, собранных студентами на предприятии при прохождении 1-ой производственной практики.

Структура курсовой работы

В структурном плане курсовая работа включает в себя следующие основные разделы:

Введение (до 5 %).

1. Описательная часть (до 35 % ).

2. Разработочная часть.

2.1. Теоретические вопросы по избранной теме курсовой работы (до 25 %.).

2.2. Практические выкладки и рекомендации по избранной теме (до30 %).

Заключение (до 5 %.).

Список литературы.

Приложения.

Содержание курсовой работы

Введение

Во введении приводится общая краткая характеристика предприятия и обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи выполняемой работы.

Описательная часть

В описательной части выполняется анализ состояния маркетинговой деятельности на предприятии, т.е. приводятся данные по предприятию, где проведена практика, по следующей схеме:

1. Организация маркетинга на предприятии:

· положение маркетинговой службы в общей структуре управления предприятием (взаимосвязь с другими службами);

· состав, структура и функции маркетинговой службы на предприятии;

· разрабатываемые планы маркетинга;

· существующие маркетинговые информационные системы, их характеристика.

2. Продукция предприятия:

· существующие виды выпускаемых товаров и услуг предприятием, их ассортимент;

· товарные марки и упаковка;

· перспективные (планируемые) товары и услуги, возможности их производства;

· наличие сервисных услуг, их виды.

3. Характеристика рынка сбыта предприятия и потребителей продукции:

· размер существующего рынка сбыта (количество организаций потребителей и их

· расположение);

· характеристика основных организаций-потребителей;

· перспективные потребители.

4. Конкурентная среда предприятия:

· перечень имеющихся на рынке конкурентов, их рыночная доля;

· наиболее важные конкуренты, их сильные и слабые позиции.

5. Политика ценообразования на предприятии:

· задачи ценообразования на предприятии;

· методы установления исходной цены и факторы, ее определяющие;

· существующие системы скидок и надбавок.

6. Процесс товародвижения и сбыта:

· характеристика каналов товародвижения и посредников;

· применяемые системы транспортировки и складирования готовой продукции;

· условия продажи продукции.

7. Продвижение продукции:

· характеристика применяемых видов продвижения продукции (реклама, использование средств массовой информации, персональные продажи, выставки, ярмарки и т.д.);

· характеристика бюджета на продвижение продукции;

· планирование стимулирования сбыта.

В результате анализа состояния маркетинговой деятельности на предприятии обосновывается тема для разработочной части.

Разработочная часть

В данной части разрабатываются на выбор следующие вопросы, которые определяют общую тему курсовой работы:

1. Разработка стратегии развития предприятия.

2. Разработка плана (программы) маркетинга предприятия.

3. Разработка бюджета маркетинга предприятия.

4. Разработка организационной структуры управления службы маркетинга на предприятии.

5. Анализ рынка сбыта продукции предприятия и его сегментация.

6. Анализ конкурентной среды предприятия, оценка и пути повышения его конкурентоспособности.

7. Анализ и формирование товарной политики предприятия.

8. Разработка концепции нового товара и программы вывода его на рынок.

9. Разработка производственно-сбытовой программы предприятия.

10.Анализ товародвижения на предприятии и разработка возможных путей его оптимизации.

11.Разработка ценовой политики предприятия.

12.Разработка комплекса стимулирования (программы продвижения) товара на предприятии.

13.Разработка комплексного бюджета стимулирования на предприятии.

14.Разработка программы маркетингового исследования по конкретному направлению маркетинговой деятельности предприятия.

15.Ситуационный анализ предприятия как средство контроля маркетинговой деятельности.

По согласованию с руководителем возможен выбор для разработки и других вопросов маркетинговой деятельности предприятия.

В теоретическом разделе данной части необходимо сделать обзор соответствующих методик (подходов) решения поставленных задач (если есть несколько методик или подходов), обосновать выбор и изложить методику решения задач, определенных темой курсовой работы.

В практическом разделе необходимо подробно рассмотреть выбранный вопрос на примере предприятия и предложить практические рекомендации по его решению.

Заключение

В заключении кратко формулируются цели, задачи работы и достигнутые результаты.

Список литературы

В список включается только та литература, на которую имеются ссылки в работе.

Приложения

В приложения по необходимости помещаются собранные материалы и исходная информация по различным аспектам маркетинговой деятельности предприятия.

В исключительных случаях, при отсутствии исходных материалов по предприятию и в обязательном порядке по согласованию с руководителем, возможно написание курсовой работы реферативного содержания.

Примерные темы курсовых работ реферативного содержания приведены ниже:

1. Особенности маркетинговой деятельности в международной фирме.

2. Особенности маркетинга в банковской деятельности.

3. Маркетинг на рынках интеллектуального продукта.

4. Особенности маркетинга в страховой деятельности.

5. Некоммерческий маркетинг.

6. Особенности маркетинга в области информационных технологий.

7. Маркетинг на рынке ценных бумаг.

8. Маркетинг биржевой деятельности.

9. Особенности маркетинга объектов капитального строительства.

10.Особенности маркетинга высших учебных заведений и на рынке образовательных услуг.

11.Маркетинг на рынке минерально-сырьевых ресурсов.

12.Реклама в системе маркетинга.

13.Стимулирование сбыта в системе маркетинга.

14.Личные продажи в системе маркетинга.

15.Пропаганда в системе маркетинга.

Требования к оформлению курсовой работы

Общие требования

Курсовая работа выполняется на белой бумаге стандартного формата А4 (210 х 297 мм) объемом 20 - 30 страниц рукописного текста (отпечатанного на принтере ЭВМ).

Иллюстрации, графики, таблицы могут быть выполнены на бумаге иных стандартных форматов (A3). В этом случае они должны быть сложены под формат А4. При написании текста обязательно оставляются следующие поля:

левое - 25 мм,

правое - 22 мм,

верхнее - 25 мм,

нижнее - 30 мм.

Рубрикация курсовой работы должна быть по возможности простой. В большинстве случаев она двухступенчатая, деление производится на главы и параграфы. Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы.

Нумерация параграфов внутри каждого раздела - самостоятельная. Нумерация разделов и параграфов осуществляется арабскими цифрами с точкой в конце. Номер подраздела (параграфа) состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера также ставится точка. Например, второй параграф первой главы обозначается "1.2."

Введение, заключение, а также список используемой литературы не нумеруются.

Заголовки разделов (глав) вписываются прописными буквами симметрично тексту. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки не подчеркиваются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 15-17 мм (3-4 межстрочных интервала).

Нумерация страниц курсовой работы включает титульный лист, но номера страниц на нем не ставятся. На всех последующих страницах номер ставится в верхнем правом углу. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики, диаграммы), занимающие отдельные страницы и приложения, включаются в общую нумерацию страниц. Оглавление помещается сразу же после титульного листа.

Текстовая часть

Основной текст необходимо излагать четко, ясным выразительным языком, просто, сжато.

Фразы, формулировки, выводы должны быть законченными и ясными. Следует избегать длинных фраз, повторений, длинных слов и словосочетаний, которые затрудняют чтение и восприятие текста. На протяжении всего изложения следует соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов. Не допускается применять одинаковые термины и обозначения для различных понятий без расшифровки их смыслового значения.

В тексте желательно избегать близкого соседства нескольких слов, образованных из одного корня. Часто повторяющиеся слова следует заменять словами-синонимами.

Необходимо правильно делить текст на абзацы. Ими следует выделять обособленные по смыслу части.

Не допускаются сокращения слов втексте. Исключение составляют общепринятые сокращения.

Таблицы

При составлении и оформлении таблиц необходимо соблюдать следующие требования:

- таблица обязательно снабжается текстовым заголовком, который располагается над таблицей посередине полосы и пишется прописными буквами без точки;

- слово таблица иее номер пишется один раз в правом верхнем углу над заголовком, а при переносе части таблицы на другую страницу перед ней в правом верхнем углу пишется слово "Продолжение";

- таблицы нумеруются арабскими цифрами, а размещаются после первой ссылки на нее;

- нумерация таблиц осуществляется в каждом разделе самостоятельно, при этом вначале ставится номер раздела, а затем через точку номер таблицы, после которого также ставится точка;

- заменять кавычками повторяющиеся цифры, знаки и пр. не допускается;

- при отсутствии в таблице каких-либо значений в соответствующей графе ставится прочерк (тире);

- числа в графах таблицы должны проставляться так,чтобы одноименные разряды чисел располагались один под другим;

- если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в таблице, их следует обозначать надстрочными знаками сноски в виде арабских цифр со скобкой.

Графики

Графический материал располагается непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые или на следующей странице.

Сверху над графическим материалом помещается его название, а под графическим материалом по центру слово "Рис." и номер из арабских цифр.

Нумерация графиков в каждом разделе (главе) самостоятельная. Вначале указывается номер раздела, а затем через точку номер графического материала.

Ссылки

При ссылке на формулы - указывается порядковый номер формулы
в скобках.

При ссылке на графический материал - указывается его номер. При ссылке на таблицу - пишется слово "Таблица ". Если таблица имеет номер, то пишут слово "Табл." и номер таблицы в скобках.

При ссылке на литературный источник указывается его порядковый номер в библиографии, заключенный между двумя косыми чертами, например, / 4 /.

Формулы

Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими
цифрами в скобках справа от формул.

Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу должны быть приведены, как правило, непосредственно под формулой.

Рекомендуемая литература

1. Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга. Минск, 1999.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник. М. Экономика, 1999.

3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций – М.: Инфра-М, 2000. – 219 с.

4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

5. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2000. – 412 с.

6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 3-изд. М.: Финпресс, 2003.

7. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 688 с.

8. Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.

10. Дэй Д. Стратегический маркетинг – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с.

11. Ж. «Маркетинг в России и за рубежом». Финпресс. 1997 – 2003.

12. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. -М.: Международные отношения, 1991 - 416 с.

13. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 176 с.: ил.

14. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 1998.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1996 - 736 с.

16. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. - М.: АО "Финстатинформ",1994.-181 с.

17. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Науку, 1996.

18. Маркетинг: Пособие для практиков/Сост. Г.Лайс: Пер. с нем. - М.: Машиностроение, 1992. - 88 с.

19. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2000. – 568 с.

20. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 560 с.: ил.

21. Маркетинг : Учебное пособие / А.П. Мищенко, А.И. Банников, М.Х.Биктемирова и др.; под общ. Ред. А.П. Мищенко. – М, ; КНОРУС, 2006. – 288 с.

22. Маркова В.Д. Маркетинг услуг – М.: Финансы и статистика, 1996. – 128 с.

23. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике: Учеб. пособие для вузов/ Музыкант В.Л. – М.: Армада-пресс, 2002. – 688 с.

24. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч. 1 и 2 – М.: Евразийский регион, 1998.

25. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 272 с.

26. Перцовский Н.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. Спец. И напр. – М.: Высшая школа, 2001. – 239 с.

27. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе: Пер. с англ./ Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 256 с. - (Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу).

28. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/И.К. Беляевский, Г.Д.Кулагина, А.В. Коротков и др..; Под. Ред. И. К. Беляевского.-М.: Финансы и статистика, 1995.- 432 с.: ил.

29. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России – СПб,: Питер, 2001. – 415 с.

30. Траут Д. Новое позиционирование – СПб.; Харьков; Минск: Питер, 2002. – 192 с.

31. Федько В.П. Основы маркетинга: Учеб. пособие для вузов - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.

32. Федько Н.Г. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов/ Н.Г. Федько, В.П. Федько. – Ростов н/Д, Феникс, 2002. – 384 с.

33. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха = Marketing: Учеб. для вузов/ Х. Хершген – М.: ИНФРА-М, 2000. – 334 с.

34. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг. М. Финансы и статистика, 2000.

35. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг. М. Экономика, 1996.-350 с.

Виктор Глебович Жуков

Маркетинг

Методическое руководство по выполнению

курсовой работы дисциплины «Маркетинг»

для студентов специальностей

080502 "Экономика и управление на предприятии",

080507 "Менеджмент организации"

Наши рекомендации