Норма прибыли и ее экономическая роль - норма прибыли

.

§ 2. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ - Норма прибыли.

Норма прибыли характеризует степень возрастания прибыли капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (К) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстает как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:

Нп= ПвДа=ПвК+Зп х 100.

Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу. В хозяйственной практике нашей страны в 70-80-х годах применялся аналогичный показатель уровня рентабельности производства - отношение прибыли и стоимости производственных основных фондов и материальных оборотных средств. Рентабельность промышленных предприятий в нашей стране была в 1980 г. 12,2% в 1990 г. - 19,9%.

Собственники капитала, естественно, кровно заинтересованы увеличивать свое богатство, повышая норму прибыли. Английский публицист XIX века T-Дж.Даннинг метко подметил: капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе головы, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.

Подтверждение этих слов мы видим на примере наркобизнеса, приносящего огромные барыши одним и гибель - другим. Норма прибыли наркодельцов на Западе ходит до 300%, в России -до 1000%.

Предприниматель стремится использовать все факторы, способствующие увеличению нормы прибыли. В первую очередь к ним относятся производственные факторы, подвластные бизнесмену (рис.11.5).

Факторы нормы прибыли
Масса прибыли Структура затрат капитала Скорость оборота капитала Экономия средств производства Масштабы средств производства

Рис.11.5. Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли.

Величина нормы определяется главным экономическим фактором - величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.

Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше средств на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше норма прибыли.

На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней общей величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается рентабельность.

Повышению нормы прибыли способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники, технологии и организации труда, путем увеличения количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается прибыль.

Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении объема производства затраты на любую производственную операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается на крупных заводах вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте нормы прибыли.

Нам уже известно, что величина прибыли во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция производственных фирм. На рис. 11.2 мы видели, что цены могут в разной степени способствовать реализации прибыли, заключенной в товаре. Однако ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дали ответа на вопрос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли?

Между тем из темы 6 о рыночной системе и темы 7 о конкуренции и монополии нам известна такая цепочка зависимости. Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция, в свою очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Стало быть, именно данные рыночные силы и в первую очередь, по-видимому, конкуренция влияет на колебания рыночных цен, по которым производственные фирмы сбывают свою продукцию и тем самым реализуют заключенную в ней прибыль.

Но в этом пункте нас ожидают не известные нам и, пожалуй, самые существенные вопросы: почему возникает конкурентная борьба между фирмами-изготовителями, ради чего она ведется и какие формы такое соперничество принимает? Начнем разбираться в этих вопросах с внутриотраслевой конкуренции.

8(3)

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике едино­личного производителя или продавца продукции1. Такое преоблада­ние обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополи­стам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возмож­ность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма

9 (1)

Наши рекомендации