Конкурентное преимущество и его характ.
Мир. практика показала, что самые благопр. условия для торговли производитель получает в том случае если присутствуют обстоятельства:
1) эффект масштаба его производства
2) передовые технологии
3) дифференциация продукции
Почему одна страна добивается успеха в межд. конк.-ции, а другая теряет свои позиции. Ответ на этот вопрос даёт понятие конкурентн. преимущество. В мир. практике сложилось правило: конкур. преим.-во созд-ся по всей цепочке производства от разработки изделий до послепродажн. сервиса. Успех страны в межд. конк-ции это сочетание двух начал: уникальнасть производимой продукции и наличие конкур. преимуществ. Гл. условия конк. преим-в обеспечивают: высококвалифицир. персонал, нац-научн потенциал и опыт, развитие рын. и отрасл. инфраструктуры. В зависимости от наличия или отсутствия этих условий различают конкур. преим-ва низк. или высок. порядка. Низк. это использование иностр. техн-гий, иностр. оборуд-я, дешёв. раб. сила. Эти конкур преим-ва поссивны, воспроизводятся путём простого подражания. Высок – прогрессивн. специализ. факторы пр-ва, т.е. высоко квалифиц. персонал, хорошо развит отраслев. инфр-ра, стаб. сеть обслуж-я, верность клиентуры.
Понятие конкур. преим-ва страны органически увязано с понятием конкур. способность страны. В лит-е сущ. понятие:
Конкур. спос-ть страны есть явление макроэконом., а потому 1) определяется такими фактороми как курс валюты ,%ставки,
бюдж. дефицит. Но многие страны укрепили свою конкур. способность на мир. рынках, подняли уровень жизни не взирая на бюдж.деффицит( Япония), подение курса нац. валюты( Германия).
2) Коскур. способность страны обеспечена наличием больш. кол-ва дешев. раб силы, но Герм. Швеция процвитают не взирая на диффицит раб. силы и очень увеличивают зарплату, а Япония начала лидировать после того упала как потребность в раб. силе, автоматизируя своё производство.
3) Конкур. способность страны как наличие обширн. прир. рес-сов, но Германия, Япония, Швеция вынуждены больш. часть рес-сов страны завозить, а между тем они лидеры конк-ции по многим видам продукции.
4) Уровень конкур. СП-сти страны определяется практикой управления производством.
Главная цель гос-ва обеспечить своему народу уровень жизни отвечающий требованиям цивилизации страны.
Валютный курс.
Валюта-ден.ед. страны,использ. для измерен. величины ст-ти товара.
Классиф. валют:
1.По принципу принадлежности: нац-ая, иностр-ая, междунар-ая(регион-я)исп-ся при расчетах среди членов междунар. союзов.В наст. момент в кач-ве междунар. вал. исп-ся СДР и евро., резервная-иностр-я вал. в кот.центр. банки др. гос-в накапливают и хранят резервы для междунар. расчетов по внешне-торговым операциям.
По сфере и режиму применения
*свободно КВ-ден.ед.свободно и неогранич.обменив. на др. иностр.вал. и междунар.плат.ср-ва в любой форме и по всем видам операций.
*частично КВ-нац.вал.стран,конвертир-ть кот.ограниченадля опред-ых держателей,а также и по видам операций.
*неконвертир.вал.-вал. функционир-ая в пределах одной страны и не подлеж-ая обмену на др.иностр.вал.
Осн-ые причины валютныхых огранич-й:
*нехватка вал.
*давление внешн.задолж-ти
*тяжелое состояние плат-ых балансов.
3.По функциональной роли:
*валюта цены-согласов-ся м/д экспортером и импор-ом,и фиксир-ся во внешне-торговом контракте
*вал.платяжа-происх-ит фактич.оплата товара во внешне-торговой сделке или погашение межд-го кредита
*вал.кредита-указ-ет ден.ед.кот.предост-ся экспортные кредиты
*вал.клиринга-исп-ся при осущ-ии межпровит-ых соглаш-й об обяз-ом зачете встречных требований обяз-тв,вытек-ихиз стоимосного равенства товарных поставок и оказыв-ых услуг
*вал.векселя-ден.ед.в кот выставлен вексель.
Положение валюты на рынке
*сильная
*слабая
2-е противоположные сис-мы вал.
1.свободноплавающих вал-ых курсов-центр.банк не вмешив-ся в деят-ть вал-го рынка и вал.курс уст-ся на основе спроса и предлож.вал.по экспорту и импорту товаров или по паритету покуп-ой способности
2.фиксиров-ых вал-ых курсов-центр.банк фиксир-ет вал.курс и берет на себя обяз-ва поддерживать неизменный его ур-нь.
Виды вал.курсов
*номио-й-относит-ый ур-нь цен на товары и услуги стран(соотнош-ие цен в данной стране)
*реальный-соотнош-ие в кот.товары одной страны могут быть проданы в обмен на товары др.страны.