Роль международных экон. организаций и форумов в развитии м/н торговли.

По мере усиления интернац-ции хоз.жизни услож-ся задачи многостороннего регул-ия мировых хоз.связей.

М/н экон. организации созданные на основе м/н договора или по решению уже сущес-ей м/н орг-ции с целью анализа,оюсуждения, и рарешения разл. вопросов м/н хоз.жизни.

Регулир.роль м/н экон орг-й:1).разрабатывают нормы поведения государств и хозяйствующих субъектов в МЭ и осущ.мониторинг за их исполнением.Нормы принимают форму м/н договоров, конвенций и стан-ся обяз-ми для его уч-ков.Важная роль-разработка м/н рекомендаций(не имеют юрид.силы)2).выступают в качестве центров исследования глоб.эконом.проблем и разрабат.меры по их решению.3).яв-ся важным каналом реализации м/н программ эконом.и технич, гуманит.помощи в МХ(на содействие развитию и глав.образом на фин-ние эконом и соц.программ помощи ООН ежегодно выд-ся 6 млрд.долл). 4)выступают в роли координаторов многостороннего сотр-ва по шир. спектру проблем развития мирового пром.производства,с/х,м/н торговли,м/н научно-техн.сотр-вам/нсистемы фин.расчетов.(ООН-по пром развити. яв-сь координатором программ сотр-ва в целях пром.развития Лат.Америки и Кариб. бассейна, прогр. индустриал. наименее развитых стран)5) дополняют деят-ть м/н банковской системы, учавствуют в развитии м/н кредит.отношений, при этом руков-ся целями укрепл.мир.фин.системы и обеспеч.стабил.валют 6)осущ.больш.информ.работу по разным эконои. и соц.направлениям.Аналит доклады и материалы их исслед.работ приним-ся во внимание при разработке макроэкон. полити во многих странах.-нередко яв-ся единс.достоверным ист-ом достоверной инфо. об экон.процессах в тех нац.хоз-вах,кот. не распалагают адекват.статис.службами.7) создают уник.усл.дляя развития двустороннего перегов. процесса по экон.и соц.проблематике.

ЕБРР (1991 г), когда в Цент. и Вост. Европе рушились коммунис.режимы, а бывшие страны советс.блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в усл. демократии.Сегодня инвестиц. инструменты ЕБРР исп-ся в целях становления рыночной экон. и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии-яв-ся крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает знач. объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами яв-ся 60 стран и две м/н организации. Однако, хотя его акционерами и яв-ся представители гос-ва, ЕБРР вкладывает капитал г. образом в частные предприятия, к.п , совместно со своими коммер. партнерами.Осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с гос. компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации

ВТО являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регул. торг.-полит.отн. участников Орг-ии на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы яв-ся прав. базисом совр. м/н торговли.Глав.цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мир.торговли и обеспечении справедливых усл. конкуренции.

М/н валютный фонд, МВФ — специальное агентство ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН(27.12.1945 г.), поcле подписания 28 гоc-ми соглашения, разработанного на Бреттон-Вудской конференции ООН по вал.-финансовым вопросам 1944 года. В 1947 году фонд начал свою деят-ть как органическая часть Бреттон-вудской валютной системы. На сегодня эта система яв-ся основой не только м/н расчётов, но и нац. КТ но-денежных систем большинства стран. Базовым эквивалентом при этом признаётся доллар США.МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные КТ ы при дефиците плат. баланса гос-ва. Предоставление КТ ов обычно сопровождается набором усл. и рекомендаций, направл. на улучшение ситуации.

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР) — основное КТ ное учреждение групп Всемирного банка, широко известное как Мировой банк. В отличие от МВФ Мировой банк предоставляет КТ ы для экономического развития. МБРР — самый крупный КТ ор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, к.п , на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Междунаро́дная фина́нсовая корпора́ция (МФК) — м/н финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.Президент группы организаций Всемирного банка (Пол Вулфовиц) одновременно яв-ся Президентом МФК.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (1989) - крупнейшее экон. объединение (форум), на кот. приходится свыше 60 % МВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

Банк международных расчётов (БМР)— финансовый институт, 1930 г.у, в f(x) кот. входит содействие сотр-тву м/у ЦБи облегчение м/н фин. расчётов; кроме того, это центр экон. и денежно-КТ ных исследований. ЦБ ведущих торговых государств яв-ся его учредителями.

№14 1.Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS).2.Экономический рост и факторы его формирования.3.Гос. регулирование внешней торговли.
1.Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS).

Модель AD-AS, яв-ся базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зав-ти от уровня цен в эк-ке в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью м.б.описаны разл. варианты экон. поли­тики гос-ва.Равенство между AD-AS, обычно называют со­стоянием общего макроэкономического равновесия экон. . Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что кол-во товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с кол-вом товара, кот. продавцы хотят предложить.

Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния связано с инфляцией и безработицей. Выс. безработица уменьшает сов.спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увел. сов. спрос, подталкивая к росту уровня цен.На рис.5 в точке Е устан-ся д/с устойчивое равновесие, кот.соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и уст. сов. показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенц. объем выпуска Y* опред-ся сложившейся стр-рой нац. экон. . Фактически Y* - потенциал роста экон. без угрозы быстрого раскручивания инфляц. спирали.

Роль международных экон. организаций и форумов в развитии м/н торговли. - student2.ru

Так, в эк-ке, близкой к полной занятости (точке Е на рис.5), рост сов. спроса, вызванный, например, увел. предложения де­нег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некот. время объем выпуска до Y2, но при опред. обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в усл. х почти полного исп-ия имеющихся ре­сурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вы­зовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спро­са на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воз­действия на совокупный спрос приведет к аналогичному ре­зультату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.

Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1),то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увел. совок. спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага гос. экон. политики: снижение налогов, увел. денежной (в первую очередь КТ ной) массы, рост гос. расходов. Политика гос-ва, направленная на увел. сов. спроса наз-ся политикой экспансии.

«Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального нац. дохода больше сокращения гос. расходов.Чем сильнее отклонения от параметров состояния общ. экон.равно­весия, тем меньше соответствующие возм-ти.

2.Экономический рост и его факторы.

Экон.рост опред-ся и изм-ся двумя взаимосвязанными способами: как увел.реального ВНП за некоторый период времени или как увел. за некоторый период времени реального ВНП на д.н. Исп-ся могут оба определения. Если в центре внимания находятся проблемы военно-полит. потенциала, более подходящим предст-ся первое опред.. Но при сравнении жизн.уровня населения в отд. странах и регионах явно более предпочтительным яв-ся второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по ур.жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. Обычно, исходя из любого из этих определений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста составят (210 млрд. дол. - 200 млрд. дол.) /200 млрд. дол. = 5%.

Способность экон. к росту зависит от ряда факторов, под кот. подра-ся явления и процессы, опред-е темпы и масштабы д/с увел. реального объема производства, возможности повыш. эффективности и кач-ва роста.

По способу воздействия на экон.рост разл. прямые и косв.факторы. Прямыми счит-ся факторы, кот. делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:кол-во и кач-во труд. ресурсов;кол-во и кач-во прир. ресурсов;объем осн. капитала;технология и орг-ия производства;ур. развития предприн.способностей в общ-ве.

Косв.факторы — это усл. , позволяющие реализовать имеющиеся у общ-ва возм-ти к экон. росту. (снижением степени монополизации рынка;налоговым климатом в экономике;эффективностью КТ но-банковской системы;ростом потребительских, инвестиционных и гос. расходов;расширением экспортных поставок;возможностями перераспр. производ. ресурсов в экономике;действующей системой распределения доходов)

Типы экон.Роста:По степени воздействия факторов на эк-ку : экстенсивный тип харак-ся колич. увел.экон. ресурсов (факторов производства): стр-вом новых предприятий, электростанций, дорог, вовлечением в хозяйственный оборот новых земель, трудовых и природных ресурсов и т. п. При данном типе рост ВВП достигается путем расширения сферы применения живого и общ. труда при усл., что средняя производительность труда в общ-ве не меняется.Более простой, наиболее легкий путь.Интенсивный- рост ВВП опережает рост кол-ва занятых экон. ресурсов, яв-ся основой роста благосостояния общества.

Дэнис разделил факторы, объясняющие экономический рост на две категории: 1.физические факторы производства (труд и капитал), 2. факторы роста производительности труда.Для измерения влияния челов.фактора автор учитывал не только численность раб.силы, но и такие показатели, как зав-ть отдачи труда от возраста и пола, уровня образования и проф.подготовки. Для изм-я фактора капитала он также внес некоторые качест.поправки: жилье, оборудование, пром.строения, товар.запасы, иност.инвестиции. С учетом этого он затем уже определял вклад каждого из данных элементов в экон.рост.

Улучшения размещ.физ.факторов производства и исп-я их в тех отраслях и регионах, где достиг-ся наиб.их отдача. Когда реальное размещ.факторов прибл. к оптимуму, производительность растет. Возможности оптимизации: а) поглощение избыт.раб.силы, образующейся в результате интенсификации с/х производства, что позволяет лучше исп-ть накопленный капитал;б) сокр.сектора мелких независ.производителей (занятых вне с/х) в) устранение ограничений в мировой торговле, кот.улучшает МРТ.Усиление гос.рег-ия повсеместно оказывало негат.воздействие на экон.рост. (необходимо правильно интерпретировать)

Особенности экономического роста МЭ в 1970 – 2000гг.

Если в 60е-70е гг. преобладали позит.тенденции эк. роста, наблюдался реальный рост производства и ВВП с ВНП в целом увел., то кризис 1972-1973 гг. привел к изм-ию тенденций, понижению ВНП, отриц.темпам роста. Причиной всему явился топливно-энергетический кризис. Этот кризис продолжался до конца 70х и привел к н/ти внедрения нов. технологий и вместе с тем к изм-ю структуры потребления Е-ресурсов.

В 80е и особенно в 90е гг. МЭ выходит из кризиса, обеспечивая позит.тенденции эк. роста (увеличение V ВНП). Этому способствовали внедрение нов. технологий, сберегающих Э/э и топливо, общие изменения технологич. базы и резкое повышение производит. труда на основе совершенство-вания организации производства и производственных технологий. Все эти процессы сопровождали переход ряда развитых стран в постинд.стадию развития (США, Яп., Евр. ,Корея, Китай). Страны выходили из кризиса на протяжении 10-15 лет. Процесс выхода сопровождался ускоренной либерал.экономик ряда стран.90е и нач.2000х гг. – период уст. эк. роста, основа кот. была заложена реформами 80х. Вместе с тем, темпы прироста ВНП в 80е-90е гг. были намного ниже, чем в 50е-60е гг. и нач. 70х. Итак, к к. 90х г. по сравнению с 70ми темпы прироста сократ. в 1,5 раза, по сравн.с 60 ми в 2,2 раза. В 60х темп прироста ВВП – 5,3%, а в 90х и нач. 2000х – 2,4%. В развит.странах в 90х и нач. 2000х темпы роста и того меньше – 2,1%-2,2%, а в развивающихся в 2 раза больше – 4,4% (Китай, Корея, Индия). В постсоц.странах наблюд. отриц. темпы роста, идет их сокращение на 3%-4%. В 2008 г. в связи с кризисом сент.-октяб. для экономик большинства развитых стран, за редким исключение, характерны отриц. темпы (месячное снижение на 0,4%-1%). Исключение стала экономика РФ. У нас не наблюдается рецессии, только спад производства.

3.Гос. регулирование внешней торговли.

Рег-ие внешней торговли(РВТ) - меры гос. регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса.РВТ выр-ся в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п. В процессе осущ-ия ГРВТ исп-ся совокупность средств ВТполитики. Протекционистский вариант предполагает защиту отеч. производства, что связано с некоторым сокр-ем ВТ операций. Все многообразие средств протекц. политики принято разделять на две группы: тарифные и нетарифные (административные) меры гос.регулирования. Различие м/у этими группами в том, что инструменты первой группы воздействуют на объекты ВТ политики только косвенно-ч/з стоимостной фактор, а посредством админ. мер гос-во осуществляет прямое вмешательство в процессы ВТ обмена

Перваявкл. тамож. пошлину, тамож. номенклатуру, порядок оформления тамож. стоимости, система тарифных льгот и другие инструменты. Тамож.пошлина – обяз. Взнос, взимаемый тамож.органами при ввозе товара на там.территорию страны или вывозе товара с этой территорию. Там.пошлины выполняют три f(x): фискальная, балансирующая, протекционистская. Существуют ввозные(импортные) и вывозные(экспортные) там. пошлины. Наибольший перечень товаров подлежит обложению ввозными там. пошлинами. Импортный тариф несет в себе внутр.противоречие, к-е прояв-ся в несовпадении местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней м/н конкуренции, а с другой- те же производители, к-е во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования тарифной квоты (квоты, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются тамож. пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин)

Экспортный тариф накладывается на товары традиционного экспорта (нефть в РФ, кофе в Бразилии).

3 вида ставок там. пошлины:Адвалорная (стоимостная) –там. пошлина устанавливается в % к там. стоимости (импортная пошлина: мотоциклы – 20%, нефть-5%)Специфическая – в ден. Выражении за определенную единицу облагаемых товаров (2 евро за 1 л ликероводочных изделий )Комбинированная (пальто 20 %, но не менее 3 евро за 1 кг )Паратарифные платежи: сборы за таможенное оформление, хранение и там. сопровождение товаров, НДС, акцизы

Ко второй группе относят адм. меры: квотирование, лицензирование, предписания санит. и ветер.контроля, технические требования и стандарты.

Квотирование – ограничение в стоимостном или колич. выражении, к-е вводится на экс.и имп.конкретного товара на опред. период времени. Например, в РФ в начале 90-х годов в усл. х больших различий внутренних и мировых цен на сырье активно исп-сь экс. квоты. Имп. квоты практически не исп-сь, поскольку внутр. рынок испытывал нехватку товаров. В 1992г применялись эксп. квоты для гос.нужд, квоты предприятий, регион. квоты, квоты для аукционной продажи. В рамках устан-х квот осущ-ся экспорт нефти, газа, металла, серы, древесины и др. с 94-го года квотирование поставок товаров на экспорт было отменено. С 95-го были ликвидированы квоты для гос. Нужд.

Лицензирование – регул. компетентными гос.органами ввоза и вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц.

Лицензирование во внешней торговле - форма гос. контроля за ВЭД, рациональном исп-ем экс. ресурсов и сбалансированностью импорта. В РФ лицензирование широко использовалось в 90-е годы. Лицензированию подлежал экспорт квотируемых товаров до тех пор, пока экспортные квоты не были отменены. С 2002г. лицензируются экспорт и импорт вооружений, пороха, ядерных металлов, драгоценных материалов.

К методам скрытого протекционизма относятся барьеры нетаможенного характера (технические барьеры): стандарты, сертификаты, санитарные и ветеринарные нормы.

№161.Гос. бюджет и его структура. Дефицит гос. бюджета и механизм его финансирования.2.Темпы развития и структурные сдвиги современной МЭ. 3.Транспортное обеспечение внешнеэкон. дея-ти.

1.Гос. бюджет и его структура. Дефицит гос. бюджета и механизм его финансирования

Гос. бюджет - это экон. отн. м/у гос-вом и субъектами всех форм собс-ти и отд.гражданами по поводу формир-я централ.фонда денеж. средств, направляемых на вып-ние общегос. задач и f(x).

ГБ- глав.звено фин.системы,находящийся в распоряжении пра­в-ва. БС-сов-сть орган. стр-р кот.входят в ГБ.БС форм-ся с учетом совок-и соц-экон, прав., админ. особенностей.Ч/з БС реал-ся распределитель­ная и контрольная f(x) бюджета.Распред. f(x) предполагает концепцию форм-ия денеж. средств в гос-ве ч/з разл. каналы поступления и их исп-е для вып. гос. целей и f(x). В неко­т.странах эту f(x) выполняет гос. казначейство ч/з свои регион. органы.

Контрольная f(x) прояв-ся в проведении кон­трол. мер за процессом форм-ия и ис­п-ия денеж.средств в разл. стр-ных звеньях экон. . Осущ-т ее налог. инспек­ции и налог. полиция, гос. казначейства, ЦБ и др. органы.

Воздействие гос. на экон. происходит путем фин-ия, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. за счет ГБ.

С помощью бюджета гос. осущ-т сочета­ние централ иместных интересов регионов ч/з распред-е налогов, бюджет. дотаций, трансфертов; бюджет как экон. документ отражает полит. и соц. динамику общ-ва.

Структура гос. бюджета в каждой стра­не имеет свои особенности. Они обусл. нац. традициями, орган-ей образ. и здравоох., и г.о. характером ад­мин. системы, струк-ми особенностями экон., развитием оборонных отраслей и др.

Расходная часть бюджетахарак-ет направление и цели бюджет. ассигнований для развития и регул-ия экон. процессов. Они носят целевой и, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление гос. средств из бюджета на целевое развитие наз-ся бюджетным финансированием. Бюджетные расходы на:общегос. вопросы,нац.оборону, нац. безопасность и правохран.деят-ть, нац.экономику(ТЭК, Т/П, дорож.хоз-во,ресурсы), ЖКХ,охрану окр. среды, образование, культура,здравоохранение, соц.политика,межбюджетные трансферты.

Доходы гос. бюджета на 85% фор-ся за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром-ти, поступлений от приватизации собс-ти и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структу­ре, образуется бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит по установившимся м/н стандартам не должен превышать 5% ВВП. Пок­рывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда).

В идеальной ситуации БД равен величине гос. закупок товаров и услуг минус чистые налоги(выплач налоги насел-трансферт платежи от гос-ва).

Существует два способа финансирования бюджетного дефицита:1)выпуск новых денег (эмиссионный способ) 2.Займы (внутренние, внешние) – неэмиссионный способ

1) Минфин берет в долг некоторую сумму у ЦБ страны, продавая ему ГЦБ , ЦБ увел-ет сумму на тек. счете Минфина, тратит эти средства по цел. назначению, что приводит к поступ. ден. средств на счетах ком.банков. След-но увел-ся их резервы и банки расширяют выдачу ссуд. А поэтому растет денеж. масса (средства ЮЛ на расчетных счетах –М1) за счет роста чекового обращения. Прояв-ся эффект монетизации гос. задолженности. В усл. х близкой к полной занятости, это ведет к инфляционному росту цен.2)Гос-во, занимает деньги у комм. банков и населения, продавая им свои облигации. След-но увел. спрос на КТ . А при усл. неизменного предложения денеж. массы % ставки возрастут, что приведет к снижению частных инвестиций, и уменьш. расходов на покупку товаров длит.пользования (в связи с удорожанием потреб. КТ а). Гос-во вытеснит с КТ ного рынка частных заемщиков. ГЦБ:ГКО до года. дисконт, т.е. разница м/у ном. ценой и ценой продажи; ОФЗ больше года, фиксированная и переменная купонная ставка, ОСЗ 1-2 года , купон.(%), владельцы-Юл,ФЛ ,казначейские векселя для покрытия самых неотложных платежей фед. Бюджета, до года, дисконт,еврооблигации 5-10 лет, купон (9-13% годовых) – форма гос. внешнего долга

2. Темпы развития и структурные сдвиги современной МЭ

В целом МЭ динамично развив-ся система, показ-ая позит. динамику развития. В к. 20 – н. 21в. - рост или позит. сдвиг по всем основ. показ-м соц-экон. развития. Позит. сдвиги в МЭ были обусл.- ростом числ-ти трудоспос.насел. и увиличив-ся матер-ми и дух-ми потребностями людей. Это привело к const.расшир. воспроизводства матер. благ и услуг.В то же время тенденции разв-ия МЭ в отд. странах, регионах были разноплановые и неоднозначны. Периоды подъема и уст. развития сопров-сь спадами и кризисами. Ряд из них были обусл. субъект. факторами (ошибки в экон. политике США). Глав. роль в форм-и тенденций развития МЭ играли объект. факторы- осн. цикличность динамики мир.экон. развития.

Др. факторы: природно-ресурсная база при ограниченности невозобновимых ресурсов; демограф.потенциал; огран-ть фин. ресурсов.

Особенностью в совр. МЭ яв-ся полицентризм. ( до кризиса 70х гг лидер США, МЭ. со 2й пол. 70х и в 80-90х гг + Япония, ЗЕ. В 90е растет уровень соц-экон. роста и экон. потенциал в новых перспективных центрах (Китай, Индия, Бразилия),в 2000 гг РФ, (7 место). группа стран БРИК .

к.20-нач 21 вв быстрый экон. рост КНР, благодаря гибкой экон. политике, позволявшей сочетать быстрое развитие частного сектора и рын. отношений; с гос. Регулированием в стратегически важных отраслях Китай раньше чем социалист. страны активно реформирует экон-у и добивается высоких темпов экон. роста (10-12% в течении 12 лет). Китай-2я по экон. мощи страна (ВВП-10трлн$). Потенциал Китая вырос за счет вкл. в его состав Гонконга и Макау.Стремит-ое разв. «Азиатских тигров»-Ю.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг- высоко-технологичная продукция. Обр-ся нов система экон.центровна старые центры прих-ся 2/3 МВП, 85% мир.торговли .В системе 3 центров концентрируется основная масса движения капитала. Эти центры наряду с Китаем яв-ся глав. центрами инвестирования. Китай (2м). Направ.стр-ых сдвигов: 1-территориальные сдвиги, 2-сдвиги в отраслевой структуре.

Сдвиги в развитии МЭ происходили также в отраслевой структуре. Глав. их особенностями были уменьшение удельного веса отраслей добыв. Пром-ти и с\х, существенное увел. роли сектора сферы услуг или нематериальной сферы, сохранение удельного веса индустриального сектора.Изменения в структуре происходят под влиянием общ. потребностей и накопления капитала.

Отмеченные тенденции характерны для всего периода к.20- н.21в. В составе этого периода можно выделить 2 этапа: До сер. 70х в развитых странах эк-ка развивалась экстенсивно при выс. темпах экон. роста 5-7%. В этих усл. структурные сдвиги касались соотношения между отд. частными секторами хоз-ва и крупными отраслями. Разразившийся энергет. кризис, рост цен на энергоносители, За счет быстрого внедрения достижений (НТП, новых высоко-эффективных технологий). интенс.рост.

В этих усл. х происходит быстрый рост третичного сектора (по доле занятости, по вкладу в создание ВВП), происходит деиндустриализация экон. и ее переход в постиндустриальную стадию развития. Глав.секторами развития современного мира становятся: образ., наука, медицина, информатика, фин.сфера, транспорт и телекоммуникация, торговля и др.отрасли сферы услуг.В развивающихся странах идет интенсивный процесс индустриализации, он сопровождается снижением удельного веса первичного сектора (добыв. и с\х) и увел. доли обраб. пром-ти в стр-ре ВВП и занятости.Глобальный структурный сдвиг в МЭ т.о. связан с развитием отраслей третичного сектора и переходом к эпохе постиндустриального развития \человек вступает в стадию информационного общества/.

3. Транспортное обеспечение ВЭД

Транспортное обеспечение ВЭД: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение(ТО) –это сложная динам. система, состоящая из элементов, объед-х в операции, которые форм-ся и составляют отд. процессы, наход-ся под воздействием экон-х, комер-прав, орган-ых методов и форм управления ТО на всех уровнях и этапах.

Виды транспорта 1)морской: низк ст-ть перевозок, мобильность,больш грузопод-ть, неогран пропуск способ-ть, - небольш скорость, сезонность (север регион) товар можно отправить на предварительно зафрахтованном у судовладельца судне, на линейном судне, принадлеж. судоходной компании. При фрахтовании судов - означ. аренду судна продавцом для перевозки груза за его счет. Можно выбрать тайм чартер, если арендуется судно на определ. период времени, или рейсовый чартер, если судно арендуется на один или неск рейсов. В случае перевозки груза на линейном судне договор перевозки подтвержд. коносаментом. Этот док-т выдается пароходной компанией и подписыв агентом судовладельца. 2)железнодорожный: дешевизна перевозок, возм-тъ доставки тов "от двери к двери", способ-ть перевозить разнородные грузы, незав-тъ от климат усл-й, наиб эф-тъ при перевозках более 100 км, -больш зат-ты на строит-во, з-ты на экспл-ю станц.сооруж-й. 3)авто: возм-ть быстр доставки, обсепеч выс. сохр-ти, больш мобильность и скорость, эф-ть при небольш расстояниях, ритмичность отправок, эф-ть зависит от соот-я дорож сетей, при перевозках на больш расстояния не дост эф-н. 4)воздушный: выс скор-ть доставки, сокращен-е пути, выс сох-ть грузов, возм-ть доставки в труднодоступ места, выс ст-ть, небольш грузоподъемность, зависит от погодн усл-й. 5)речной: дешевизна, сезонность, неоднор-ть глубины, -гидро-тех сооруж-я. несовпад грузов потоков с направ-м рек. 6)трубопроводный: низк себ-ть, герметичность, выс ур-нь автомат-и,, строит-во трудоемко, дорого и окуп-ся при длит экспл-и.

По видам сообщ-й и способам перевозки делят: смешанные (разн видами тр-та или с одной перегрузкой), прямые (перевозка по одному док-ту).

Категории грузов: 1)генеральные - грузы штучные, приним к тра-ке по счету грузовых мест а)тароупаковочные (в мешках, упак-х, ящиках) б)укрупненные груз места и трансп ед-цы (пакеты, трейлеры, контейнеры) в)без тары и упаковки (трубы, металлоконстр-и) 2)массовые - грузы, предст собой опред структур массу в упаковке а)наливные б)навалочные в)насыпные (зерно, сахар) г)лесные 3)особорежимные треб-т особ усл-й транспорти-ки: а)опасные б)скоропортящиеся.

№171.Налоги: сущность и виды.2.Задачи и принципы гос. внешнеэкон. политики. 3.Роль СЭЗв развитии м/н торговли.

1.Налоги: сущность и виды.

Налогиобразуют осн. долю доходной части гос. и местных бюджетов.

Наши рекомендации