Стратегическое и оперативное государственное регулирование.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, представляющая собой процесс избрания це­лей организации, а также направлений их осуществления. Стратегическое планирование составляет основу управленческих ре­шений, при котором все функции организации, процессы мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Стратегическое планирование - на­бор действий и решений высшего руководства, ведущих к разработке специфических стратегий, предназначение которых состоит в том, чтобы поддержать государство в достижении своих целей. Процесс стратегического планирования является тем инструментом, который способен принести реальную помощь в принятии управленческих реше­ний. При этом его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в государстве в той мере, которая необходима для дальнейшего эффективного функционирования.

Стратегическое планирование является системообразующим элементом государственного регулирования экономики. Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра.

Система государственного стратегического планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления. Централизованное стратегическое планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепций развития, целевых программ, государственных планов по сферам.

Долгосрочный стратегический план, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная цель этого плана заключается в выявлении переходов к новому качеству экономического роста, определении основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны. Основу стратегического планирования составляют пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.

Государство, основываясь на намеченных пропорциях, формирует на основе укрупненных показателей важнейшие межотраслевые и межрегиональные потоки продукции. Исходные предпосылки синтезируются в моделивоспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип хозяйственного роста, темпы, пропорции развития единого народнохозяйственного комплекса страны. Модель представляет собой систему взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных, финансовых, трудовых.

В наиболее формализованном виде подобная модель была представлена в 60-70-х годах ХХ века в виде системы оптимального функционирования экономики, предусматривающая рациональное построение системы внутрихозяйственных отношений, экономических интересов и стимулов. В этой модели все виды ресурсов оцениваются, основываясь на том вкладе, которую они вносят в конечную цель - удовлетворение потребностей общества.

Наиболее важным, на наш взгляд, элементом стратегического планирования являются государственные целевые программы, основанные на использовании программно-целевого метода. Данный метод может быть эффективным средством централизованного управления отдельных крупных проблем государства. Он включает выделение целей, приоритетныхнаправлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д. Государственные программы необходимо формировать основываясь на прогнозах по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно претворять в действительность из государственного бюджета и внебюджетных фондов. При этом на основе договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранных инвесторов. Материально-техническое обеспечение государственных программ осуществляется за счет поставок на нужды государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой приобретают необходимую продукцию, а также прогнозируют тенденции изменения потребностей общества.

Важная роль в стратегическом планировании принадлежит критериям, показателям, нормативам, количество и состав которых зависят от иерархического уровня и назначения. Так, на макроуровне предпочтение должно отдаваться показателям народнохозяйственной эффективности, а на уровне фирмы - прибыльности, конкурентоспособности. Количество показателей, используемых для стратегического планирования, может и должно быть достаточно большим, что позволяет обосновать изменения важнейших сторон деятельности объекта стратегического планирования. Для оценки стимулирования выполнения планов количество показателей может быть значительно меньше, при этом крайне важно их обобщение в одном показателе, так как динамика нескольких показателей может быть противоречивой, что затруднит их однозначную оценку.

Опыт государственного стратегического планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством данных механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макропропорции.

В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Стратегическое планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде). С целью уменьшения неопределенности, а также ее негативных последствий используются следующие методы: создание зоны стабильности (горизонтальная и вертикальная интеграция); оценка будущего - прогнозирование поведения партнеров и т.д.; распределение риска; система резервов; активная рыночная позиция; самосовершенствование; поиск гаранта. Количественное определение риска предполагает знание всех (или по крайней мере большинства) последствий планируемых действий, каждое из которых может наступить с той или иной степенью вероятности. Возможность получения того или иного результата может быть объективным (базируется на определении частоты, с которой фактически происходят события), либо субъективным (когда либо нет опыта, либо затруднено получение и использование статистических данных).

Оперативное управление включает календар­ное планирование, разнарядку работ, определение объема партии одновременно выпускаемой продукции, размещение заказов на ма­териалы, контроль за качеством, учет, анализ, регулирование хода производства на их основе, внесение необходимых корректировок в ход технологических процессов, маневрирование запасами и дис­петчеризацию. Оно устанавливает также, где и когда должны осуще­ствляться те или иные операции по изготовлению деталей и сборке из­делий.

В узком смысле оперативное управление обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчери­зацию, иными словами,сводится к принятию решений в конкретно складывающихся в данный момент условиях.

Наши рекомендации