Активизация инвестиционного процесса на региональном уровне
В отличие от развитой рыночной экономики, где большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями и, в частности, портфельными, в переходной экономике, с недостаточно развитой финансовой сферой, основная часть инвестиций относится к прямым, реальным инвестициям.
В настоящее время, с учетом достаточно высокого уровня загрузки старых производственных мощностей, источником устойчивого экономического роста может быть только реальное расширение инвестиций в основной капитал. Как говорилось выше, износ основных фондов в промышленности Украины превысил 50% при коэффициенте их обновления 1,1%. В настоящее время износ основных фондов во многих производствах составляет 75-90%. Располагая такими основными фондами, сложно, если вообще возможно, выпускать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.
Поэтому становится очевидной необходимость активизации инвестиционных процессов в стране, так как структурная перестройка экономики ещё далека от завершения и инвестиционная деятельность оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие страны, регионов, отраслей и предприятий.
Проблемы преодоления инвестиционного кризиса, использования факторов формирования инвестиционных ресурсов на предприятиях обсуждались, начиная с первых лет экономической реформы, в научных работах учёных-экономистов Украины. Одним из первых обратил внимание на эти проблемы академик И. И. Лукинов. Он отметил, что причиной экономического кризиса в стране явился не инвестиционный спад, а “инфляционный шок”, “шоковая терапия”, что привело и к общему экономическому кризису, и к инвестиционному кризису [6; С.5].
В тяжелейшем положении оказались отрасли инвестиционного комплекса, которые в сложившейся ситуации не смогли самостоятельно обеспечить необходимое повышение объёма качества инвестиционных ресурсов.
Дополнительные потребности в инвестициях определяются прежде всего изменением политической и экономической ситуации, обусловившим нарушение внешних хозяйственных связей и приведшим к изменению оценки экономической независимости Украины.
Анализ инвестиционного процесса в Украине показывает, что в 90-е годы ХХ ст. объём инвестиций предприятий и организаций всех форм собственности в основные фонды систематически снижался и сократился за это время в 4,5 раза. Начиная с момента экономического роста, т.е. с 2000 г., капиталовложения в основной капитал увеличились почти в 10 раз. Однако снижение инвестиционной активности, увеличение импорта и его давление на отечественное производство, рост социальной нагрузки на экономику привели к спаду экономического роста, а темп прироста инвестиций в основной капитал вновь снизился. В 2008 г. он составил -2,6% к 2007 г. (особенно в транспорте и связи (-17,6%) и финансовой деятельности (-11,8%), по сравнению с ростом в 2007 г. на 29,8%. Индекс падения капиталовложений в основной капитал превысил падение 2005 г. и приблизился к самому тяжелому первому году независимости Украины (табл. 4.10). В таких условиях тяжело сориентироваться не только иностранным инвесторам, но и отечественным предпринимателям. При этом важно учитывать и то, что 60-80% инвестирования осуществляется за счет собственных средств предприятий.
Таблица 4.10
Инвестиции в основной капитал*
Годы | Инвестиции в основной капитал | Темпы роста к предыдущему году, % | Индекс роста/падения (+/-) к предыдущему году, % |
Млрд. крб. | |||
101,9 | |||
92,9 | -8,8 | ||
63,1 | -32,1 | ||
89,6 | +42,0 | ||
77,5 | -13,5 | ||
71,5 | -7,7 | ||
Млн. грн | |||
12557,3 | 78,0 | +9,1 | |
12400,6 | 91,2 | +16,9 | |
13958,2 | 106,1 | +16,3 | |
17552,1 | 100,4 | -5,4 | |
23629,5 | 114,4 | +13,9 | |
32573,1 | 120,8 | +5,6 | |
37177,9 | 108,9 | -9,8 | |
2003 | 51010,9 | 131,3 | +20,6 |
75714,1 | 128,0 | -2,5 | |
93096,0 | 101,9 | -20,4 | |
125254,0 | 119,0 | +16,8 | |
188485,7 | 129,8 | +9,1 | |
233081,0 | 97,4 | -25,0 |
*Рассчитано автором на основании [7, С. 113]
На государстве лежит ответственность за создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов. Это подразумевает оздоровление финансов, разработку законодательной базы, обеспечение внутренней конвертируемости гривни.
За годы независимости в Украине несколько раз менялись условия инвестиционной деятельности для иностранных нерезидентов. В марте 1992 г. вышел Закон Украины «Об иностранных инвестициях», в 1993 г. появился Декрет КМ «О режиме иностранного инвестирования» и в 1994 г. – Закон «О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине». В марте 1996 г. Верховная Рада приняла Закон № 93/96-ВР «О режиме иностранного инвестирования» [1].
Сегодня в Украине действует около 100 законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих привлечение и реализацию иностранных инвестиций. Кроме этого, Украина заключила 67 двусторонних соглашения о защите инвестиций, 43 из которых действуют в настоящее время. Договорные отношения связывают Украину в основном со странами, предоставляющими инвестиции, – США, Германией, Голландией, Россией, Францией, Великобританией, Бельгией и Канадой. Двусторонние соглашения в большинстве случаев соответствуют международным требованиям. В частности, обеспечивают всесторонние гарантии, защищающие от национализации и экспроприации (включая гарантии относительно косвенной и ползучей экспроприации), при этом их действие распространяется на активы предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, эти соглашения, как правило, гарантируют национальный режим без каких-либо оговорок. Они также предусматривают обращение в международный арбитраж для урегулирования споров между сторонами соглашения, представляющими государства (международные споры), или между защищенными иностранными инвесторами и Украиной (споры между инвестором и государством). Отношения между украинскими и иностранными предпринимателями регулируются с помощью международного коммерческого арбитража, как в Украине, так и за границей (Закон «О международном арбитраже» № 4002-XII от 24 февраля 1994 г. и Закон «О внешнеэкономической деятельности» № 959-XII от 16 апреля 1991 г.). В Украине при Торгово-промышленной палате созданы две постоянные арбитражные структуры – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
Украина также подписала несколько многосторонних соглашений об иностранных инвестициях, основные из них – Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и отдельными лицами (КИС) (1965 г.), Соглашение о партнерстве и взаимодействии с Европейским Союзом (1998 г.) и Соглашение об энергетической хартии (1994 г.), раздел 3 которого предусматривает режим всесторонней защиты инвестиций в области энергетики [2].
Постепенно Украина улучшила условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и за годы независимости поднялась с 74-го места на 35-е в рейтинге привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) ЮНКТАД (Рис. 4.2).
Рис. 4.2. Индекс привлечения прямых иностранных инвестиций ЮНКТАД
Для условного разделения стран согласно их возможности привлекать ПИИ, ЮНКТАД определил такие статистические показатели как индекс привлечения прямых иностранных инвестиций (Inward FDI Index Performance) и индекс потенциала (Inward FDI Index Potential). В результате подсчета этих двух показателей ЮНКТАД выводит так называемую матрицу сравнения привлечения и потенциала прямых иностранных инвестиций (табл. 4.11).
Таблица 4.11
Матрица сравнения привлечения и
потенциала прямых иностранных инвестиций [10]
Высокое привлечение ПИИ | Низкое привлечение ПИИ | |
Высокий потенциал ПИИ | Cтраны-лидеры | Страны, действующие ниже своих возможностей |
Низкий потенциал ПИИ | Страны, действующие на пределе (сверх) своих возможностей | Страны со слабой экономической активностью |
Согласно методологии расчета индекса привлечения ПИИ ЮНКТАД, Украина в 2007 г. заняла 35-е место среди 141 анализируемых стран мира и, таким образом, вошла в группу стран-лидеров.
Индекс привлечения ПИИ ЮНКТАД ранжирует страны по полученным ПИИ относительно их экономического веса – это соотношение доли стран в мировых потоках ПИИ к их доле в мировом ВВП:
INDi | = | FDIi | / | FDIw |
GDPi | / | GDPw |
где, INDi − индекс привлечения ПИИ в i-ую страну;
FDIi − потоки ПИИ в i-ую страну;
FDIw − мировые потоки ПИИ;
GDPi − ВВП в iой стране;
GDPw − мировой ВВП.
Также данный индекс отражает влияние на ПИИ и других факторов, помимо размеров рынка (исходя из того, что, при прочих равных условиях, размер рынка является базовым для привлечения инвестиций). Эти факторы могут быть различными: бизнес-климат, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктуры, навыков и технологий, возможностей для участия в приватизации и эффективности поощрения ПИИ.
И все-таки, несмотря на рост индекса привлечения ПИИ, уровень законодательного обеспечения инвестиционной деятельности в Украине вообще, и иностранных инвесторов в частности, еще нельзя признать оптимальным. Основная проблема в данной сфере – частые и непредсказуемые изменения требований закона и подзаконных актов. Понятно, что в период трансформации экономики и общественных отношений государство не может не вести поиск адекватных законодательных рычагов регулирования, однако действующие субъекты нуждаются в хотя бы минимальных гарантиях стабильности.
Украина, находясь между странами Западной и Восточной Европы и странами СНГ, является не только привлекательной страной для ведения бизнеса, а и идеальным плацдармом для производства товаров и услуг, ориентированных на эти оба направления. Основными причинами этой привлекательности являются:
1. Высокая динамика развития экономики.
Украина достигла значительных темпов экономического роста среди стран Восточной Европы и бывшего СССР. Кроме того, украинская экономика демонстрировала высокий темп роста инвестиций в основной капитал – 35%.
2. Значительные рынка сбыта.
Развитие украинской экономики привело к увеличению доходов населения и расширению среднего класса. Одновременно с повышением спроса, наблюдается расширение старых рынков сбыта. В стране проживает свыше 46 млн. человек, она имеет самую длинную границу с Евросоюзом. Месторасположение Украины всегда оставляет возможность для вхождения как на рынки стран СНГ, так и на рынки стран ЕС.
3. Дешевая и качественная рабочая сила.
Законодательно установленная минимальная заработная плата в Украине составляет около 100 долл. США, средняя – немногим более 200. Это наиболее низкий показатель в Центральной и Восточной Европе. В отраслях сельского хозяйства средняя зарплата составляет менее 100 долл., в промышленности и строительстве – 250-260 долл., в сфере транспорта – около 270 долларов.
При невысокой цене на трудовые ресурсы, рабочая сила традиционно является образованной: свыше 65% населения имеет среднее образование, а 31% – высшее.
4. Стратегическое размещение.
Украина граничит, с одной стороны, с членами ЕС, а с другой – с бывшими республиками СССР. Такое размещение открывает для компаний, работающих в Украине, доступ на рынки с общим населением около 200 млн. человек. Через Украину проходит большинство наземных транспортных путей из Центральной и Восточной Европы в Азию, есть выход к Черному и Азовскому морям, множество речных магистралей и развитая система аэропортов.
5. Разнообразные природные ресурсы.
В Украине имеются значительные ресурсы для АПК и промышленности. Здесь наилучшие в мире черноземы, запасы угля, железных руд, соли, гранита, серы (наибольшие в мире), графита (наибольшие в европейском континенте), есть запасы нефти и газа. Увеличивается активность использования рекреационных ресурсов – Крыма и Одессы в летнее время года и Карпат – в зимнее; имеется значительная база для зеленого туризма.
Общий объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину с нарастающим итогом составил на 1.01.2009 г. – 35,7 млрд. долл. США (табл. 4.12).
Таблица 4.12
Прямые иностранные инвестиции (на 1.01),млн. долл. США
Годы | В Украину | Из Украины | ||
с нарастающим итогом с начала инвестирования | за год | с нарастающим итогом с начала инвестирования | за год | |
483,5 | - | 20,3 | - | |
896,9 | 413,4 | 84,1 | 63,8 | |
1438,2 | 541,3 | 97,4 | 13,3 | |
2063,6 | 625,3 | 127,5 | 30,1 | |
2810,7 | 747,1 | 97,5 | -30,0 | |
3281,8 | 471,1 | 98,5 | 1,0 | |
3875,0 | 593,2 | 170,3 | 71,8 | |
4555,3 | 680,3 | 155,7 | -14,6 | |
5471,8 | 916,5 | 144,3 | -11,5 | |
6794,4 | 1322,6 | 166,0 | 27,7 | |
9047,0 | 2252,6 | 198,6 | 32,6 | |
16890,0 | 7843,0 | 219,5 | 20,9 | |
21607,3 | 4717,3 | 243,3 | 23,8 | |
29489,4 | 7935,4 | 6196,1 | 5953,3 | |
35723,4 | 6180,7 | 7935,4 | 2,0 |
В пересчете это составляет около 780 долларов на душу населения. В большинстве постсоциалистических стран этот показатель значительно выше. Например: в Чехии – 5 тыс. долл., в Венгрии – 3,4 тыс. долл., в Польше – 2 тыс. долл.
Однако чистый приток ПИИ значительно меньше, так как в нарастающий итог была включена повторная приватизация в 2005 г. «Криворожстали» за 4,8 млрд. долл. и приватизация банка «Аваль» за 1,03 млрд. долл. США.
Оставляет желать лучшего и «географическое качество» прямых иностранных инвестиций, которое за последние годы принципиально не изменилось (табл. 4.13). Первое место сохраняет Кипр – 21,5% (из которых на операции с недвижимостью приходится 24,6% на оптовую торговлю – 20,1% и на финансовую деятельность – 13,9%), два года (2006-2007 гг.) его опережала
Таблица 4.13
Прямые инвестиции в Украину по странам мира (на 1. 01.),млн. долл. США*
Страны | ||||||||||||||
Всего | 896,9 | 1438,2 | 2063,6 | 2810,7 | 3281,8 | 3875,5 | 4555,3 | 5471,8 | 6794,4 | 9047,0 | 16890,0 | 21607,3 | 29542,7 | 35723,4 |
Кипр | 51,5 | 86,1 | 126,3 | 149,6 | 211,2 | 377,7 | 493,0 | 672,1 | 901,9 | 1101,4 | 1635,9 | 3187,5 | 5946,8 | 7682,9 |
Германия | 156,9 | 166,5 | 179,2 | 229,6 | 228,5 | 240,9 | 250,5 | 317,7 | 451,6 | 653,7 | 5503,7 | 5578,1 | 5918,3 | 6393,8 |
Нидерланды | 46,5 | 119,6 | 213,1 | 270,2 | 302,9 | 362,2 | 374,1 | 396,3 | 459,9 | 637,2 | 919,5 | 1533,8 | 2508,8 | 3180,8 |
Австрия | 16,4 | 21,5 | 44,8 | 77,9 | 87,9 | 124,5 | 144,4 | 214,3 | 252,4 | 361,1 | 1439,5 | 1633,8 | 2067,4 | 2445,6 |
Великобритания | 53,9 | 100,3 | 151,4 | 201,3 | 246,1 | 312,0 | 414,2 | 534,0 | 701,2 | 955,4 | 1174,8 | 1563,4 | 1975,5 | 2273,5 |
Россия | 50,0 | 106,2 | 152,6 | 187,2 | 287,9 | 286,6 | 315,5 | 323,2 | 388,6 | 720,8 | 835,8 | 1002,1 | 1462,2 | 1851,6 |
США | 183,3 | 263,0 | 385,0 | 511,3 | 589,5 | 639,5 | 777,5 | 890,6 | 1060,2 | 1190,6 | 1387,4 | 1396,8 | 1436,8 | 1471,5 |
Франция | 11,3 | 13,6 | 18,1 | 18,6 | 33,7 | 39,9 | 24,2 | 40,1 | 60,6 | 79,0 | 87,9 | 830,3 | 1044,8 | 1226,1 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 5,0 | 21,3 | 37,6 | 86,7 | 156,6 | 240,9 | 250,5 | 317,7 | 367,5 | 582,2 | 736,5 | 806,2 | 1045,7 | 1316,1 |
Швеция | 19,1 | 22,1 | 40,8 | 59,1 | 64,8 | 77,1 | 89,2 | 90,4 | 103,1 | 120,3 | 134,1 | 137,3 | 1986,7 | 1263,0 |
Польша | 20,5 | 25,4 | 37,1 | 45,7 | 54,5 | 62,8 | 69,3 | 98,1 | 152,7 | 194,7 | 225,5 | 394,6 | 672,1 | 694,7 |
Швейцария | 38,4 | 49,7 | 80,5 | 90,7 | 133,0 | 163,3 | 224,0 | 272,2 | 321,6 | 442,3 | 456,4 | 566,5 | 583,8 | 715,6 |
Венгрия | 20,0 | 26,4 | 35,7 | 41,8 | 45,0 | 62,8 | 69,3 | 98,1 | 128,7 | 177,3 | 191,0 | 370,9 | 411,2 | 5995,5 |
Канада | 19,4 | 23,5 | 35,6 | 52,0 | 57,8 | 57,5 | 52,5 | 62,5 | 79,8 | 117,8 | 124,6 | 169,6 | 178,6 | 200,0 |
Южная Корея | 0,1 | 7,8 | 16,8 | 186,2 | 171,2 | 170,4 | 170,4 | 172,1 | 172,4 | 172,4 | 172,2 | 167,6 | 167,6 | 171,9 |
Италия | 19,2 | 31,4 | 51,5 | 60,4 | 69,9 | 72,2 | 81,1 | 86,5 | 94,9 | 103,1 | 117,4 | 132,9 | 150,4 | 914,3 |
Ирландия | 25,2 | 31,5 | 42,5 | 61,5 | 56,2 | 90,5 | 74,2 | 77,9 | 79,1 | 46,2 | 45,9 | 72,2 | 117,1 | 133,6 |
Латвия | 1,3 | 1,5 | 3,4 | 3,5 | 5,1 | 4,3 | 52,9 | 60,7 | 71,7 | 36,9 | 41,5 | 68,0 | 74,4 | 64,0 |
Словакия | 12,3 | 15,7 | 35,8 | 39,9 | 40,4 | 43,5 | 51,1 | 48,6 | 46,0 | 93,3 | 93,8 | 96,9 | 102,9 | 106,4 |
Чехия | 7,6 | 10,8 | 14,5 | 22,0 | 22,1 | 36,0 | 41,3 | 39,5 | 42,7 | 46,9 | 46,8 | 53,8 | 78,2 | 80,3 |
Другие страны | 112,9 | 174,3 | 235,5 | 278,1 | 292,5 | 338,4 | 399,1 | 789,4 | 857,8 | 1214,4 | 1519,8 | 1845,0 | 1762,1 | 2942,2 |
* Составлено автором на основании [7; 9]
Германия, которая к 2008 г. снова опустилась на второе место (17,9% от общего объема ПИИ, из которых 12,8% приходится на металлургическое производство), на третьем Нидерланды (8,9%), затем Австрия (6,8%), далее следует Великобритания – 6,4% (из которых на операции с недвижимостью и оптовую торговлю приходится 30,6%), Россия (5,2%) и США (4,1%).
Кипрские «инвестиции» фиксировались с самого начала учета ПИИ в Украину. Еще в 1995 г. из этой страны в Украину поступило 51,5 млн. долл. иностранных инвестиций или 5,7% от их общего объема. Динамика поступлений инвестиций постоянно росла: на начало 2005 г. доля ПИИ из Кипра в их общем объеме удвоилась и составила 12%, за период 2005-2008 гг. выросла еще 5,4 раза и к 2009 г. составила почти четверть всех ПИИ, пришедших в Украину. Доля инвестиций из Британских Виргинских островов увеличилась с менее чем 1% в 1995 г. до 3,7% к 2009 г.
Оффшорный характер этих инвестиций известен давно, а в 2005 г. активизировался в связи с политикой реприватизации и экономического передела собственности и бизнеса.
Весьма показательно присутствие в списке Австрии и Швейцарии, которые хотя и не относят к классическим оффшорам, но они весьма популярны у украинских бизнесменов. Там – значительные налоговые ставки, но весьма либеральное банковское законодательство, позволяющее различного рода анонимные операции.
С учетом этих факторов, примерно треть объемов ПИИ пришла в Украину из оффшоров. Такие инвестиции зачастую не несут с собой новых технологий и современных принципов управления, в которых, наряду с капиталом, так нуждается Украина. На самом деле значительная часть этих средств имеет украинское (постсоветсткое) происхождение. С одной стороны, это так или иначе свидетельствует о возвращении ранее выведенного отечественного капитала. Но, с другой, ежегодно, под видом инвестиций, за рубеж выводятся гораздо большие суммы – около 4 млрд. долларов (300 млн. долл. в месяц).
За период 2005-2009 гг. наблюдалось увеличение поступлений иностранных инвестиций из стран ЕС-27 (без Кипра) более чем в 4 раза, что составило 57,4%. При этом рост поступлений инвестиций из новых стран-членов ЕС, бывших стран Центральной, Восточной и Южной Европы (ЦВЕ) был не столь значительным (1797,3 млн. долл.).
Проблемой, которая препятствует динамическому поступлению в Украину инвестиций из стран ЦВЕ (всего 5%, тогда как в 2006 г. – 6,6%), является привлекательность для их инвестирования стран ЕС-15. Эти страны ЦВЕ уже вошли в Европейский Союз и характеризуются «географическим и культурным родством» с ними. Очевидно, что увеличение инвестирования со стороны центральноевропейских стран в Украину возможно лишь при условии создания более привлекательного инвестиционного климата в нашей стране.
С другой стороны, то же географическое и культурное родство является факторным преимуществом Украины по привлечению инвестиций из Российской Федерации – как в производство экспортной продукции, так и продукции для ее внутреннего потребления. Но незначительный удельный вес российских инвестиций свидетельствует о недостаточном использовании Украиной и этих стратегических преимуществ (см. табл. 4.13).
С первого на седьмое место по поступлениям ПИИ опустились США – всего 4,1% по сравнению с 18% в 2000 г. (в 1996 г. – 20%).
Следует отметить, что при незначительном уровне иностранных инвестиций в Украину, утечка капитала из страны, начиная с 1991 г., оценивается в размере от 10 до 20 миллиардов долларов. Когда Украине срочно нужны новые денежные вложения в ее нездоровую промышленную инфраструктуру, страна, по сути, является экспортером капитала. Потребность же Украины в прямых иностранных инвестициях исчисляется 48-50 млрд. долл. США.
Особый интерес при анализе состояния инвестиционной сферы представляет отраслевая и территориальная структура инвестиций.
Прежде всего, инвесторов интересуют те отрасли экономики региона, где наблюдается высокая оборотность капитала, а также городские населенные пункты с развитой инфраструктурой, что связано с краткосрочным режимом возвращения вложенного капитала, меньшим риском, с получением наибольшей прибыли. И при этом, производить продукцию с низкими затратами и при небольшом объеме инвестиций.
Серьезные проблемы сохраняются в секторальном и отраслевом распределении иностранных инвестиций. По-прежнему наблюдается их тяготение к торгово-финансовому сектору, получившему в 2009 г. свыше 1/3 общего притока этих инвестиций. Именно в таких отраслях, как финансовые и коммерческие услуги, торговля и посредничество в торговле самая высокая концентрация ПИИ (38,8%). До финансового кризиса росли инвестиции и в строительство. Практически отсутствуют ПИИ в высокотехнологические производства, а в машиностроение инвестирование с каждым годом сокращается – с 12,6% в 1998 г. до 3,1% в 2008 г. Также наблюдается сокращение прямых иностранных инвестиций и во все другие отрасли перерабатывающей промышленности (табл. 4.14).
Анализируя эту таблицу, можно сделать вывод, что основная часть зарубежных инвестиций направляется в те сферы экономики, которые не являются определяющими для отечественного хозяйства, направлены на захват внутреннего рынка товаров и услуг, а не на поддержку национального товаропроизводителя, в т.ч. и экспортной ориентации. В этом и состоит существенное отличие использования ПИИ в Украине по сравнению с Чехией, Венгрией и Польшей, а особенно с новыми индустриальными странами Азии, где значительная их часть идет на формирование экспортного сектора экономики.
И все-таки перспективными для иностранных инвесторов отраслями являются не только финансы, недвижимость и торговля, но и производство товаров народного потребления, агропромышленный сектор, информационные технологии и программное обеспечение, здравоохранение, охрана окружающей среды и туризм.
Таблица 4.14
Отраслевая структура ПИИ в Украину (на 1.01), %*
Отрасли | |||||||||
Всего ПИИ | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Финансовая деятельность | 7,0 | 6,6 | 6,4 | 7,4 | 8,2 | 6,4 | 11,4 | 16,3 | 20,0 |
Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг, предоставление услуг | - | - | - | 5,2 | 7,1 | 5,7 | 8,4 | 8,6 | 10,0 |
Оптовая торговля и посредничество в торговле | 16,1 | 17,0 | 18,8 | 15,0 | 16,6 | 10,8 | 10,7 | 10,4 | 8,8 |
Строительство | 4,0 | 3,7 | 3,2 | 3,1 | 3,0 | 2,4 | 3,9 | 5,5 | 5,7 |
Пищевая промышленность и переработка с/х продукции | 20,8 | 20,1 | 20,1 | 14,8 | 13,3 | 7,1 | 6,0 | 5,3 | 4,6 |
Металлургия и обработка металла | 2,7 | 4,0 | 3,9 | 5,1 | 5,2 | 7,5 | 6,6 | 5,7 | 3,8 |
Транспорт и связь | 5,6 | 5,3 | 6,0 | 7,9 | 7,5 | 4,5 | 4,2 | 4,3 | 3,6 |
Машиностроение (производство машин, электрического, электронного, транспортного оборудования) | 12,6 | 10,2 | 9,0 | 9,0 | 8,1 | 4,2 | 4,3 | 3,6 | 3,1 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 4,5 | 3,8 | 4,2 | 4,8 | 5,6 | 3,6 | 3,2 | 2,8 | 2,7 |
Сельское хозяйство | 2,1 | 2,0 | 2,0 | 2,2 | 2,6 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 2,2 |
*Составлено автором на основании [7]
Например: американские компании, которые инвестировали в Украину с 1991 г, сосредоточиваются на таких отраслях, как Интернет, разработка программного обеспечения, организация сетей и разветвленная индустрия услуг. Среди этих компаний – Боинг, Люсент Технолоджиз, Вестингхауз, Проктор энд Гембл, Кока-Кола, Каргилл, МакДональдс, Американская энергетическая группа Эй-И-Эс и другие.
Сектор энергетики потенциально также может привлечь объемные инвестиции, но после того, как произойдет ее реструктуризация и приватизация. Принятие в июле 1999 года Соглашения о долевом распределении продукции улучшило перспективу значительных иностранных инвестиций в добычу нефти, газа и угля. Строительный бум и бум ремонта квартир, характерный для развивающейся экономики, создает спрос на качественные стройматериалы, ручное строительное оборудование и отделочные материалы.
Украинскую же сторону интересуют инвестиции в энергосберегающие технологии, ТЭК, агропромышленный комплекс, металлургию, судостроение, авиастроение, отрасли транспорта и связи. Необходимо, в первую очередь, поддерживать те направления производственной деятельности, которые быстро дают конечную продукцию, насыщают внутренний рынок, имеют значительный экспортный потенциал, содействуют занятости населения. Такими отраслями являются легкая и пищевая промышленность, машиностроение и приборостроение, металлургия, химическая промышленность. В агропромышленном секторе – технологии по переработке и сохранению сельскохозяйственной продукции.
Для объективной оценки роли иностранных инвестиций в украинской экономике необходимо учитывать, наряду с положительными моментами, и возможные негативные последствия, так как приоритетное внимание западные фирмы уделяют добыче и экспорту сырьевых ресурсов Украины. Это может привести к быстрому исчерпанию национальных запасов невозобновимых ресурсов. Слабость государственного регулирования вопросов привлечения иностранного капитала и отсутствие жесткого контроля над соблюдением экологических норм создает условия для переноса на территорию Украины сворачиваемых в промышленно-развитых странах производств, загрязняющих окружающую среду.
Наиболее крупные проекты с участием зарубежных инвесторов реализуются в столичном регионе, врегионах, имеющих значительный природно-сырьевой потенциал (Днепропетровская, Донецкая и Запорожская области), приграничных (Одесская и Львовская области), либо располагающих и тем и другим преимуществом (Закарпатская область и АР Крым).Кроме того, вДнепропетровской области в 2005 г. былапроведена повторная приватизация «Криворожстали», поступления от которой были засчитаны как ПИИ [4].
Практика привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов Украины свидетельствует, что наиболее привлекательными для инвестирования являются регионы, где сосредоточены промышленные предприятия, сбыт продукции которых в достаточной степени обеспечен платежеспособным спросом.
Таблица 4.15 свидетельствует о четко выраженной тенденции к гипертрофировано растущей концентрации инвестиций в столице и близлежайшей Киевской области (41% ПИИ поступивших в Украину). При сохраняющейся привлекательности индустриальных регионов Донбасса, Приднепровья и Одессы, объем полученных ими инвестиций либо остался на уровне показателей десятилетней давности, либо даже снизился.
На их долю в 2008 г. пришлось 22,2% всех поступлений ПИИ против 25,3% в 2006 г. и 28,6% в 2003 году.
На остальные 20 областей Украины в 2008 г. пришлось 36,8% ПИИ.
Необходимо отметить снижение инвестиционной привлекательности Южного макрорегиона, а также незначительную привлекательность для иностранных инвесторов таких областей с высоким промышленным потенциалом, как Николаевская (20-е место в 1995 г., 16-е в 2000 г., 21-е в 2006 г., 16-е в 2007 г. и 21-е в 2008 г.), Херсонская (26-е, 19-е, 20-е и 17-е соответственно) и Луганская области (7-е, а затем 20-е, 12-е и 14-тые места соответственно).
Практически все 90-е годы незначительные места занимала и Харьковская область (соответственно 17-е в 1995 и 10-е в 2000 г.), которая, однако, в последние годы осуществила прорыв в своей инвестиционной привлекательности, и заняла с 2006 г. 3-е место.
Невысокий интерес у инвесторов из-за рубежа вызывают приграничные области Западного макрорегиона Украины. Областью с наименьшим объемом ПИИ стабильно является Черновицкая область – 26-27-е места. Волынская область, которая в 1995 г. занимала 25-е место среди 27 административно-территориальных единиц Украины, в 2006 г. переместилась на 16-е, а в 2007 г. – на 10-е место (в 2008 г. вновь опустилась на 13-е место). Однако доля, ею занимаемая, составляет всего 1,1% от общегосударственного объема притока ПИИ.
Среди приграничных областей наибольший интерес для иностранных инвесторов представляет Львовская область, на которую приходится 53,6% от общей суммы ПИИ четырех западноприграничных областей Украины, и на 1.01.2009 г. соответствует 7-му месту с 2,6% от общеукраинского объема ПИИ. Однако это никак не соответствует потенциальным возможностям этой области по привлечению иностранных вложений в её экономику и особенно в туристическую индустрию.
Инвестиционная привлекательность Западного макрорегиона с 2005 г. снизилась в 1,7 раза. Большинство областей (Винницкая, Житомирская, Ивано-Франковская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая), доля каждой из которых в общем объеме поступлений ПИИ в Украину за весь исследуемый период составляет от 0,2% до 1%, не только не улучшили своих позиций, а даже снизили свою инвестиционную привлекательность.
Не вносит значительных изменений в рейтинг административно-территориальных единиц и привлечение прямых иностранных инвестиций на одного человека (табл. 4.15). Исключением является Севастополь, который по объемам привлеченных инвестиций в 2008 г. стоит на 22-м месте, а по количеству ПИИ на одного человека занимает 7-е место. Значительно выше среднего показателя по Украине на одного человека приходится на Киев и на уровне среднеукраинского – в Днепропетровской и Киевской областях. В десяти административно-территориальных образованиях объем ПИИ в два раза ниже, чем в среднем по Украине и ещё в пяти (Тернопольской, Кировоградской, Черновицкой, Черниговской и Винницкой) не достигает 100 долларов на человека.
Неравномерность межрегионального распределения иностранных инвестиций, как в общем объеме, так и на одного человека, представляется серьезной экономической и социальной проблемой, решение которой обусловлено необходимостью сбалансированного развития всех территорий, что создает предпосылки для улучшения качества экономического роста и решения социальных проблем.
Таблица 4.15
Региональная структура привлечения ПИИ в Украину (на 1.01.)*
АТЕ | |||||||||
всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | |
Украина, всего | 1438,2 | 100,0 | 28,4 | 3875,0 | 100,0 | 80,0 | 5471,8 | 100,0 | 114,9 |
г. Киев | 436,9 | 30,4 | 166,2 | 1288,2 | 33,2 | 494,1 | 1863,3 | 34,0 | 706,1 |
Восточный макрорегион | 294,6 | 20,5 | 17,0 | 1109,7 | 28,6 | 64,1 | 1591,1 | 29,1 | 92,0 |
Днепропетровская | 118,3 | 8,2 | 31,3 | 220,0 | 5,7 | 61,8 | 428,2 | 7,8 | 122,2 |
Харьковская | 19,4 | 1,3 | 6,4 | 121,0 | 3,1 | 41,6 | 164,6 | 3,0 | 57,4 |
Донецкая | 86,6 | 6,0 | 17,1 | 306,8 | 7,9 | 63,3 | 389,3 | 7,1 | 82,5 |
Запорожская | 15,6 | 1,1 | 7,7 | 230,0 | 5,9 | 119,4 | 366,7 | 6,7 | 193,7 |
Полтавская | 21,2 | 1,5 | 12,4 | 181,0 | 4,7 | 111,0 | 152,7 | 2,8 | 96,0 |
Луганская | 24,7 | 1,7 | 9,1 | 31,4 | 0,8 | 12,3 | 51,6 | 0,9 | 20,9 |
Кировоградская | 8,8 | 0,6 | 7,3 | 19,5 | 0,5 | 17,3 | 38,0 | 0,7 | 34,5 |
Западный макрорегион | 370,3 | 25,7 | 22,1 | 940,4 | 24,3 | 49,5 | 1386,9 | 25,3 | 71,1 |
Киевская | 32,4 | 2,2 | 64,8 | 267,6 | 6,9 | 187,5 | 413,6 | 7,6 | 235,8 |
Львовская | 54,6 | 3,8 | 19,9 | 150,0 | 3,9 | 57,1 | 220,1 | 4,0 | 84,7 |
Ивано-Франковская | 18,7 | 1,3 | 12,8 | 40,1 | 1,0 | 28,4 | 69,9 | 1,3 | 50,0 |
Волынская | 10,5 | 0,7 | 9,8 | 49,0 | 1,3 | 46,2 | 53,6 | 1,0 | 51,1 |
Закарпатская | 33,2 | 2,3 | 25,8 | 92,1 | 2,4 | 73,2 | 127,7 | 2,3 | 102,1 |
Ровенская | 18,9 | 1,3 | 15,8 | 45,6 | 1,2 | 38,9 | 51,1 | 0,9 | 43,9 |
Житомирская | 32,1 | 2,2 | 22,0 | 27,9 | 0,7 | 20,1 | 58,2 | 1,1 | 42,8 |
Черкасская | 102,6 | 7,1 | 69,4 | 104,7 | 2,7 | 74,7 | 83,3 | 1,5 | 61,2 |
Винницкая | 6,6 | 0,5 | 3,5 | 22,0 | 0,6 | 12,4 | 47,8 | 0,9 | 27,5 |
Сумская | 13,3 | 0,9 | 9,7 | 44,3 | 1,1 | 34,1 | 128,3 | 2,3 | 101,7 |
Хмельницкая | 8,6 | 0,6 | 5,8 | 15,4 | 0,4 | 10,8 | 28,5 | 0,5 | 20,3 |
Черниговская | 22,3 | 1,6 | 17,0 | 51,5 | 1,3 | 41,7 | 61,3 | 1,1 | 50,8 |
Черновицкая | 5,8 | 0,4 | 6,2 | 8,9 | 0,2 | 9,6 | 16,6 | 0,3 | 181,1 |
Тернопольская | 10,7 | 0,7 | 9,2 | 21,3 | 0,5 | 18,6 | 26,9 | 0,5 | 26,3 |
Южный макрорегион | 235,3 | 16,4 | 27,3 | 444,8 | 11,5 | 62,6 | 621,0 | 11,3 | 87,5 |
Одесская | 108,5 | 7,5 | 42,6 | 203,0 | 5,2 | 82,3 | 291,2 | 5,3 | 119,8 |
АР Крым | 92,6 | 6,4 | 42,9 | 146,0 | 3,8 | 71,9 | 194,8 | 3,6 | 97,1 |
Херсонская | 6,6 | 0,4 | 5,2 | 35,2 | 0,9 | 30,0 | 55,2 | 1,0 | 48,0 |
Николаевская | 25,7 | 1,8 | 19,4 | 45,4 | 1,2 | 35,9 | 64,3 | 1,2 | 51,8 |
г. Севастополь | 1,9 | 0,1 | 4,8 | 15,2 | 0,4 | 40,2 | 15,5 | 0,3 | 41,0 |
Продолжение таблицы 4.15
АТЕ | |||||||||
всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | всего, млн.$ | % к итогу | на 1 чел, $ | |
Украина | 9047,0 | 100,0 | 192,8 | 21607,3 | 100,0 | 465,9 | 35723,4 | 100,0 | 775,3 |
г. Киев | 2861,1 | 31,6 | 1062,3 | 5881,9 | 27,2 | 2146,5 | 13321,5 | 37,3 | 4912,8 |
Восточный макрорегион | 2688,0 | 29,7 | 155,3 | 5437,4 | 25,2 | 314,3 | 7521,7 | 21,1 | 434,8 |
Днепропетро-вская | 821,0 | 9,1 | 238,2 | 2361,3 | 10,9 | 694,8 | 2667,3 | 7,5 | 788,5 |
Харьковская | 387,6 | 4,3 | 137,0 | 983,6 | 4,6 | 351,8 | 1599,4 | 4,5 | 576,7 |
Донецкая | 529,7 | 5,8 | 114,6 | 905,9 | 4,2 | 199,6 | 1508,8 | 4,2 | 334,8 |
Запорожская | 486,2 | 5,4 | 261,3 | 606,5 | 2,8 | 330,9 | 835,6 | 2,3 | 457,6 |
Полтавская | 210,1 | 2,3 | 135,1 | 315,8 | 1,5 | 207,1 | 511,5 | 1,4 | 338,6 |
Луганская | 146,2 | 1,6 | 60,7 | 284,3 | 1,3 | 120,7 | 336,1 | 0,9 | 143,7 |
Кировоградская | 107,2 | 1,2 | 100,4 | 52,3 | 0,2 | 50,3 | 63,0 | 0,2 | 61,4 |
Западный макрорегион | 2043,5 | 22,6 | 102,2 | 3016,2 | 14,0 | 157,6 | 4758,7 | 13,3 | 251,8 |
Киевская | 522,2 | 5,8 | 296,1 | 871,4 | 4,0 | 501,6 | 1301,2 | 3,6 | 753,5 |
Львовская | 358,2 | 4,0 | 139,0 | 515,0 | 2,4 | 201,2 | 930,7 | 2,6 | 366,7 |
Ивано-Франковская | 120,9 | 1,3 | 87,0 | 183,5 | 0,8 | 132,7 | 480,8 | 1,3 | 348,6 |
Волынская | 97,4 | 1,1 | 93,6 | 272,4 | 1,3 | 262,8 | 388,7 | 1,1 | 376,1 |
Закарпатская | 244,3 | 2,7 | 196,1 | 295,0 | 1,4 | 237,4 | 355,8 | 1,0 | 286,9 |
Ровенская | 71,1 | 0,8 | 61,5 | 112,6 | 0,5 | 97,7 | 272,1 | 0,8 | 236,5 |
Житомирская | 82,2 | 0,9 | 61,8 | 122,9 | 0,6 | 94,1 | 181,3 | 0,5 | 139,4 |
Черкасская | 122,3 | 1,3 | 91,2 | 116,3 | 0,5 | 88,4 | 177,2 | 0,5 | 135,7 |
Винницкая | 65,8 | 0,7 | 38,7 | 108,3 | 0,5 | 64,8 | 161,3 | 0,5 | 97,2 |
Сумская | 135,0 | 1,5 | 110,1 | 156,7 | 0,7 | 130,9 | 159,1 | 0,4 | 133,9 |
Хмельницкая | 66,5 | 0,7 | 48,4 | 92,2 | 0,4 | 68,3 | 137,3 | 0,4 | 102,3 |
Черниговская | 95,9 | 1,1 | 82,1 | 81,5 | 0,4 | 71,7 | 94,4 | 0,3 | 84,3 |
Черновицкая | 24,5 | 0,3 | 27,0 | 36,8 | 0,2 | 40,7 | 60,1 | 0,2 | 66,7 |
Тернопольская | 37,2 | 0,4 | 33,4 | 45,0 | 0,2 | 41,0 | 58,7 | 0,2 | 53,7 |
Южный макрорегион | 1552,5 | 11,8 | 150,0 | 1618,3 | 7,5 | 228,0 | 2094,1 | 5,9 | 295,0 |
Одесская | 517,8 | 5,7 | 215,5 | 718,7 | 3,3 | 300,1 | 991,5 | 2,8 | 416,2 |
АР Крым | 331,2 | 3,7 | 166,9 | 577,0 | 2,7 | 292,7 | 637,6 | 1,8 | 325,2 |
Херсонская | 75,0 | 0,8 | 66,6 | 109,7 | 0,5 | 99,0 | 171,4 | 0,5 | 155,6 |
Николаевская | 75,8 | 0,8 | 62,1 | 113,0 | 0,5 | 93,9 | 151,8 | 0,4 | 126,6 |
г. Севастополь | 66,5 | 0,7 | 175,4 | 126,3 | 0,6 | 332,8 | 141,8 | 0,4 | 375,4 |
*Рассчитано автором на основании [7; 9]
На сегодняшний день и объемы, и динамика привлечения иностранных инвестиций, прежде всего прямых, далеко не адекватны требованиям отечественной экономики. Удерживаемый в последние годы в Украине уровень инвестиций – 20-22% ВВП (тогда как в Казахстане – около 30%, Эстонии – свыше 90%) не может считаться удовлетворительным, поскольку не способен обеспечить долгосрочную высокую положительную экономическую динамику.
Объективности ради надо отметить, что в развитых странах уровень инвестиций в структуре ВВП во многих случаях не превышает украинский показатель, а в ряде случаев – даже ниже. Так, в США этот показатель в течение последних лет удерживается на уровне 18%, в Великобритании – около 17%, Франции – 20% [8]. Однако здесь эффективно использовались имеющиеся ресурсы и управление производственным потенциалом, а также умело использовались значительные сырьевые запасы для быстрого наращивания экспорта, прибыль от которого направлялась на развитие производства.
Основными причинами низкого уровня привлечения иностранного капитала являются следующие:
1. Нестабильность законодательной базы. Этот фактор обычно называют в первую очередь, поскольку препятствия административно-правового характера – первейшие, с которыми сталкивается инвестор. Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Речь также может идти о противоречивости и запутанности регуляторной среды, бюрократизме и коррупции, криминализации экономики, неурегулированности системы защиты прав собственности, слабости судебной системы, характерными для Украины.
2. Политическая нестабильность. Частая смена правительств, обещания изменения политического курса и условий ведения бизнеса, вплоть до национализации имущества инвесторов, которые раздаются со стороны разных политических сил, политические скандалы, и, в особенности, перманентные выборы начиная с 2004 г., усиливают настороженность иностранных инвесторов и воспринимаются ими как дополнительные риски, которые нуждаются в повышении прибыльности инвестиций.
3. Непредсказуемость и непрозрачность государственной политики. Этот фактор способен существенно затруднить долгосрочное планирование деятельности компаний. Инвесторы жалуются, в частности, на внезапность принятия некоторых решений, принятие актов, которые вступают в силу немедленно, или/и имеют обратное действие. При этом информация о перспективах динамики экономической политики государства подается очень ограниченно. В частности, это касается регулирования инвестиций в СЭЗ и ТПР.
4. Плохое исполнение законов.«Строгость законов российских (читай – украинских) смягчается необязательностью их выполнения». Эти слова М.Е.Салтыкова-Щедрина говорят о давней национальной традиции, в ряде случаев связанной с отсутствием санкций за неисполнение правовых норм или с их неэффективностью, когда нарушение права для экономики выгоднее, чем его исполнение.
5. Чрезмерная фискальная активность государства. Мощным рычагом сдерживания иностранных инвестиций в Украину является крайне неравномерное распределение налогового давления, которое чрезмерно для легально работающих субъектов хозяйствования при одновременном существовании огромного “теневого” сектора экономики. Несмотря на то, что подавляющее большинство иностранных инвесторов старается вести целиком прозрачный и легальный бизнес, “тенизация” экономики существенно затрудняет их сотрудничество с отечественными предприятиями, которые не всегда имеет возможность разрешить себе риск ведения прозрачных и легальных операций. Большая часть изъятия прибыли, нестабильность налоговых ставок и правил начисления препятствуют эффективному ведению бизнеса в Украине.
6. Узость и неструктурированность внутреннего рынка. Низкий уровень доходов предприятий и населения ведет к недостаточному уровню внутреннего спроса и, что не менее важно, к невозможности квалифицированного поведения покупателей, которые вынуждены зачастую выбирать наиболее дешевую продукцию. Это обусловливает ведение украинскими предприятиями нечестной конкуренции и ведет к неадекватности модели конкуренции иностранных компаний, которые давно перешли от ценовой к преимущественно продуктовой конкуренции.
7. Несовершенство инфраструктуры.Несмотря на сравнительно высокий уровень её развитости, сеть автомобильных и железных дорог, системы енерго- и водоснабжения, связи и т.п. требуют в Украине существенного усовершенствования. На улучшение инфраструктурных условий направлен, в частности, ряд проектов Всемирного банка в Украине.
8. Неразвитость институциональной инфраструктуры рынка. Мировая практика современного бизнеса связана с постоянным сотрудничеством с разного рода аудиторскими, консалтинговыми и другими фирмами. Отсутствие среды для таких фирм, достойных, с позиций иностранного инвестора, доверия, существенно ухудшает его впечатления от предпринимательского климата в Украине. Серьезные инвесторы считают также, что лучше иметь дело с иностранными финансовыми учреждениями и банками. Это побуждает к осуществлению иностранных инвестиций в банковскую сферу и открытие филиалов иностранных банков. Тем не менее в стратегическом контексте такое обособление финансовых потоков отечественного и иностранного капиталов ведет к ослаблению финансовой системы страны. Инвесторы также обращают внимание на неразвитость государственных учреждений, которые должны осуществлять сопровождение иностранных инвесторов.
9. “Клановость” экономики и наличие “неформальных” отношений с представителями государственных органов. Анализируя общения инвесторов с государственными чиновниками на постсоветском пространстве, зарубежные эксперты даже «обогатили» английский язык русским понятием «крыша».
10. Низкое качество жизни.Речь идет о возможностях предоставления жилья, бытовых, транспортных услуг, личную безопасность иностранцев на территории Украины. Если в Киеве и ряде областных центров в последние годы наблюдаются существенные положительные сдвиги в этом направлении, то на остальной территории Украины ситуация остается неудовлетворительной.
К таким же негативным факторам можно отнести и валютную политику.
Характерными чертами иностранного инвестирования в экономику Украины являются:
1) преобладание партнеров из развивающихся стран – по количеству иностранных инвестиций; партнеров их промышленно развитых стран – по размеру инвестиций; последовательное увеличение части инвестиций из стран СНГ в общем объеме инвестиций;
2) неравномерность распределения инвестиций по отраслям и регионам Украины, их сосредоточение в промышленных центрах Украины, в частности в г. Киев;
3) реализация совместных инвестиционных проектов, как правило, на двусторонней основе;
4) большая часть имущественных взносов иностранных инвесторов в общий объем инвестиций, слабое использование механизмов финансового рынка для инвестирования;
5) ориентация предприятий с иностранными инвестициями на производство товаров, которыми мировые рынки практически насыщены (например, компьютерная техника определенных классов) и на сферу услуг;
6) нежелание западных инвесторов осуществлять значительные по объемам инвестиции, которое обусловлено экономической и политической нестабильностью, отсутствием надежных гарантий защиты инвестиций, высоким уровнем коррупции, неразвитостью фондового рынка;
7) ориентация большинства иностранных фирм на проведение разовых, часто просто посреднических или откровенно спекулятивных операций с высоким уровнем отдачи при достаточно незначительных объемах инвестирования.
С целью создания адекватной политики регулирования деятельности иностранных инвесторов в Украине следует, прежде всего, определить баланс интересов конкретного инвестора-донора и страны его базирования с набором интересов, которые представляют страны-реципиенты и ее субъекты хозяйствования, и разработать механизмы активизации инвестиционного процесса.
Специальные механизмы по активизации и стимулированию притока иностранных инвестиций должны предусматривать:
- развитие практики предоставления гарантий под иностранные кредиты и страхование рисков коммерческими банками и их объединениями через создание для этого надлежащей инфраструктуры;
- разработку действенных механизмов публичного контроля над результатами деятельности иностранных инвестиций, вложенных на льготных условиях, соблюдение инвестиционных обязательств;
- введение персональной ответственности членов правительства за сроки и направления использования иностранных инвестиций, по которым предоставлены льготы, а также широкое информирование об этом общественности;
- проведение политики приватизации госимущества с учетом потребностей обеспечения экономической безопасности и экономической независимости Украины, а также повышение эффективности постприватизационного использования имущества;
- внедрение обязательного контроля над происхождением инвестиции, изучение надежности инвестора;
- формирование Кодекса иностранных инвестиций, который разрешит урегулировать стандарты поведения ТНК в Украине и механизмы административного контроля над их соблюдением;
- использование постоянных усилий для укрепления международного имиджа страны, широкое распространение информации о ее производственном, технологическом, ресурсном потенциале и инвестиционных перспективах;
- введение амнистии некриминальных "теневых" капиталов;
- введение полного или значительного освобождения от налогов с реинвестируемой прибыли;
- введение таможенных льгот и льгот по уплате НДС на конкретно определенный ограниченный перечень товаров, которые имеют сугубо производственное назначение или предусмотрены инвестиционным проектом;
- содействие развитию малых предприятий, в том числе - на основе иностранных инвестиций в приоритетные отрасли, для получения опыта, необходимого для более масштабного инвестирования;
- стимулирование развития фондового рынка, кредитных, инвестиционных фондов и других финансовых институтов, использования возможностей многообразных организационных форм бизнеса (консорциумов, пулов, концессий и т.п.) для обеспечения возможности корпоративного (общего) финансирования инвестиционных проектов отечественными и зарубежными инвесторами;
- обеспечение последовательности и прозрачности государственной стратегии и тактики экономической политики, формирование институтов гласного влияния предпринимательских структур на процесс принятия решений;
- признание недопустимости применения послаблений в системе сертификации соответствия и безопасности продукции как средства поощрения иностранных инвесторов;
- обеспечение личной безопасности предпринимателей и их имущества.
Применение названных механизмов должно оказывать содействие установлению партнерских отношений украинского государства с зарубежными инвесторами, переведению их на рельсы экономического прагматизма и осознанного взаимоуважения экономических интересов, ценностей и приоритетов.
С целью улучшения экономической ситуации и создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно создать в Украине единую специализированную государственную структуру, где была бы сосредоточенна база данных по всем предприятиям, включая предприятия среднего и малого бизнеса, и которая бы предоставляла конкретную информацию о возможности инвестирования в Украину вместе с предложениями конкретных проектов и поиском потенциальных партнеров, которые заинтересованы в сотрудничестве с нашим государством, а также осуществляла бы полное правовое сопровождение ПИИ в Украину.
Абсолютно необходимым элементом экономического механизма госрегулирования международного движения капитала является мониторинг и надежный статистический учет движения капитала и его элементов. Однако показателей «международное движение капитала», «приток капитала», «отток капитала», «ввоз капитала», «вывоз капитала», «утечка капитала» нет ни в официальном платежном балансе Украины, ни в других разделах госстатистики. Отсутствие официальной статистики вывоза капитала (в том числе и его утечки), можно объяснить рядом обстоятельств – от общей противоречивости системы внешнеэкономического регулирования, связанной с наличием двух самостоятельных регулирующих центров (Правительства и НБУ), до особенностей принятой в Украине методики составления платежного баланса и его использования в экономическом анализе. Речь идет прежде всего о статье «Ошибки и пропуски», которая включается (по крайнем мере, частично) в величину несанкционированного вывоза капитала, но не входит ни в текущий