Молодежь в сфере общего образования

Одно из ведущих мест в системе образования занимает подсистема общего (школьного) образования. По существу она является базисом, первоосновой института формального образования, так как без ее нормального функционирования невозможно воспроизвести особую социально-образовательную общность молодых людей – выпускников школ, которые являются главными потребителями услуг учреждений профессионального образования различного уровня.

В сложившемся разделении видов деятельности между элементами системы образования школа выполняет ряд важнейших социальных функций.

Во-первых, это осуществление образовательной подготовки индивидов на начальной фазе их жизненного пути. Данная функция предусматривает оснащение учащихся общими знаниями, формирование их мировоззрения, а также комплексом умений и навыков, необходимых молодым людям для успешного вхождения в общество.

Во-вторых, школа как особый общественный институт призвана адресно воздействовать на различные структуры личности учащегося с целью формирования у него социально одобряемой системы качеств, ориентаций, установок. Школа вместе с семьей является ведущим субъектом первичной социокультурной социализации индивида, транслирующим ему основные общественные нормы, ценности, общепринятые эталоны поведения и обеспечивающим их интериоризацию ребенком, а затем подростком и молодым человеком. Школа способствует также включению обучающихся в более широкую систему социальных связей и отношений, освоению школьниками новых, ранее незнакомых им видов человеческой деятельности.

В-третьих, именно образование, получаемое в школе, позволяет сформировать, развить и упорядочить познавательную активность индивида, осуществить его подготовку к труду, сформировать некий фундамент для профессиональной ориентации, последующего адекватного выбора необходимого уровня и профиля будущей профессиональной деятельности в рамках допрофес-сиональной подготовки обучающихся.

В-четвертых, школа обеспечивает обретение молодежью первичного образовательного статуса, без наличия которого в современных условиях невозможно осуществить дальнейшее продвижение индивида на более высокие уровни общественной иерархии.

В-пятых, школа осуществляет деятельность, связанную с социальной защитой и психолого-педагогической поддержкой учащихся, а также с все большим (по мере взросления молодого человека) замещением функций, ранее выполняемых исключительно его родителями.

В-шестых, общеобразовательные учреждения способствуют физическому развитию молодого поколения, освоению школьниками основ ведения здорового образа жизни, технологий сохранения и укрепления своего здоровья.

Даже минимально представленный набор функций подсистемы общего образования демонстрирует то громадное значение, которое она имеет для общества. Низкое качество общего образования, «пробелы» в воспитании школьников, их ослабленное здоровье – это недостатки, которые впоследствии крайне сложно устранить, «сдемфировать» и более того, как показывает практика, эти проблемы имеют тенденцию только к усилению. Поэтому обеспечение нормальной жизнедеятельности учреждений общего образования – это важнейший ресурс нормализации общественных отношений, а также очевидный фактор повышения стабильности и прогресса социума.

Однако российская общеобразовательная школа как ранее, так и в рассматриваемом периоде, испытывала ряд серьезных объективных трудностей, препятствующих повышению эффективности функционирования этого института в современных условиях.

Среди них наиболее актуальными являются:

- недостаточное качество образования;

- несоответствие содержания образования современным требованиям личности, государства, общества;

- непреодоленный кадровый дефицит педагогов;

- перегрузка учителей учебными занятиями;

- перегрузка учащихся в учебном процессе;

- снижение воспитательного потенциала школы;

- ухудшение здоровья учащихся;

- низкое качество школьного питания;

- использование в учебном процессе морально и физически устаревших средств обучения;

- возрастающий отсев учащихся в профильных специализированных школах;

- недостаточный уровень компьютеризации образовательных учреждений, существенное отставание характеристик компьютерного оборудования и программных продуктов, используемых в учебном процессе, от современного уровня развития информационных технологий;

- высокая степень износа материально - технической базы и т.д.

Для более полного понимания состояния подсистемы общего образования необходимо проанализировать динамику ее основных количественных показателей.

В институциональном отношении наблюдается последова-тельное снижение числа дневных и вечерних общеобразовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации