По микроэкономике для бакалавров

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

(2012 -2013 учебный год)

1. Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика?

2. Этапы становления экономической теории как науки. Основные направления и школы экономической мысли.

3. Понятие экономической системы. Основные классификации типов экономических систем. Общие черты развитых экономик. Смешанная экономика.

4. Понятие метода научного анализа. Основные методы познания экономических процессов и явлений.

5. Роль потребностей в развитии экономики. Класссификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

6. Проблемы выбора и кривая производственных возможностей

7. Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация. Закон роста альтернативных затрат.

8. Основные институты рынка и их роль в механизме саморегуляции рынка.

9. Основные черты смешанной экономики. Сравнительные преимущества и недостатки рыночной экономики.

10. Роль отношений собственности в рыночной системе. «Пучок прав» собственности: понятие, основные элементы.

11. Факторы производства и субъекты экономики.

12. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

13. Расширенная модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.

14. Сущность и функции денег (исторический и современные подходы). Формы денег.

15. Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты.

16. Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты.

17. Рыночное равновесие: функции равновесной цены. Модели рыночного равновесия (по Вальрасу, Маршаллу, паутинообразная модель).

18. Излишки потребителя и производителя.

19. Общее понятие эластичности. Математическая и графическая интерпретация эластичности.

20. Эластичность спроса и ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу.

21. Перекрестная эластичность спроса и классификация различных групп товаров.

22. Эластичность рыночного предложения по цене.

23. Государственный контроль над ценами (фиксированные цены), его позитивные и

негативные последствия.

24. Влияние на равновесие налогов и субсидий. Последствия введения налогов при

различной эластичности спроса и предложения.

25. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие.

26. Кривые безразличия, бюджетная линия. Сущность и графическая интерпретация

27. Оптимум потребителя в ординалистском подходе. Эффект дохода и эффект замещения.

28. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.

29. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля и современная Россия.

30. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривая «цена-потребление»

31. Издержки производства (определение). Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.

32. Прибыль как экономическая категория. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.

33. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Классификация издержек.

34. Постоянные издержки (TFC), переменные издержки (TVC) и их графики. Определение общих издержек.

35. Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC), средние общие издержки (АТС), понятие предельных издержек (МС) и их графики.

36. Издержки производства в долгосрочном периоде. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график.

37. Оптимальный размер предприятия и структура отрасли.

38. Зависимость между объемом производства и издержками. Точка безубыточности. Закон убывающей производительности (доходности). Эффект роста масштаба производства: анализ возможных последствий.

39.

40. Износ и амортизация. Основные направления использования амортизационных средств.

41. Выбор оптимального объема производства на основе валовых и предельных величин. Правило максимизации прибыли

42. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в становлении разных типов рынка.

43. Классификация рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.

44. Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной

конкуренции.

45. Рынок совершенной конкуренции, условия его формирования.

46. Теоретическое и практическое значение совершенной конкуренции.

47. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства для фирмы совершенного конкурента.

48. Принципиальные варианты поведения фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде - максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства.

49. Критерий целесообразности продолжения производства фирмой в долгосрочном периоде.

50. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

51. Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы.

52. Формирование отраслевых краткосрочных кривых спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

53. Установление нулевой экономической прибыли (безубыточности) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.

54. Общие черты несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

55. Характеристика спроса, общего и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

56. Основные черты рынка монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта. Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности.

57. Ценовая и неценовая конкуренция: преимущества и недостатки.

58. Сравнительная характеристика кривой спроса фирм в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и монополии.

59. Характерные черты положения фирмы монополистического конкурента в краткосрочный период.

60. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Цикл жизни продукта.

61. Общеэкономическое значение рекламы. Реклама в современной России.

Наши рекомендации