Закон предложения. Детерминанты предложения

Поведение продавцов экономисты описывают с помощью понятий «предложение» и «объём (величина) предложения».

Объём (величина) предложения (Qs) – это количество товара (Qs1), которое производители готовы продавать в единицу времени по определённой фиксированной цене (P1).

Предложение (S – Supply) – это функциональная зависимость между объёмом предложения и ценой товара при всех возможных ценах на данный товар. Qs = f (P)

    Рис.8. Кривая предложения Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между объёмом предложения на товар и ценой товара существует, как правило, прямая функциональная зависимость. На графике закон предложения в форме восходящей линии кривой предложения (S).  

Изменение предложения (сдвиг кривой предложения) вызывают изменения в факторах, которые экономисты называют детерминантами предложения.

Рис. 9. Изменение предложения

Детерминанты предложения на товар:

3. число производителей данного товара;

2. технологии производства данного товара - совершенствование технологии производства позволяет снизить издержки производства на единицу продукции, что приводит к увеличению предложения данного товара.

3. цены на ресурсы, используемые в производстве данного товара - предложение товара изменяется в обратной зависимости от изменения цен на используемые ресурсы.

4. цены на альтернативные продукты, которые можно производить с использованием тех же самых ресурсов - предложение товара изменяется в обратной зависимости от изменения цен на другие товары, в производстве которых используются такие же ресурсы.

5. ожидания производителей относительно будущих цен на данный товар, цен на ресурсы и цен на альтернативные товары. Например, ожидания производителей падения цены на товар ведут к увеличению текущего предложения (работать «со склада»). И наоборот (желание придержать товар – работать «на склад»).

6. Налоги и дотации. Их действие диаметрально. Повышение налогов и сокращение дотаций уменьшает предложение товара. И наоборот.

Таким образом, изменение неценовых факторов приводит к изменению предложения. Графически это означает сдвиг кривой предложения. Увеличение предложения графически означает сдвиг кривой предложения вправо-вниз, уменьшение предложения – сдвиг кривой предложения влево-вверх.

Рыночное равновесие

В результате взаимодействия спроса и предложения на каждом совершенном рынке устанавливается цена и объём купли-продажи. Экономисты доказывают, что рыночные цены и объёмы, как правило, соответствуют точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рис.10. Рыночное равновесие Эта точка показывает цену, при которой объём спроса и объём предложения полностью совпадают (уравновешивают друг друга). Поэтому её называют точкой равновесия (E), а соответствующие ей цена и объём называются равновесными. При любой цене, отличной от равновесной, и продавцы, и покупатели будут заинтересованы в изменении сложившегося положения. Здесь возможны две ситуации.

1. Если фактическая цена будет выше равновесной, то возникнет ситуация избытка. Избыток появляется во всех случаях, когда объем предложения превышает объем спроса. Избыток предложения оказывает понижающее воздействие на уровень фактической цены.

2. Случай дефицита наблюдается, когда рыночная цена ниже цены равновесия. Дефицит появляется в случае, когда объем спроса превышает объем предложения. Дефицит оказывает повышающее воздействие на уровень фактической цены.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается принципиальное отличие понятий «спрос» и «объем спроса», «предложение» и «объем предложения»?

2. Сформулируйте закон спроса и закон предложения.

3. Сформулируйте принцип убывающей предельной полезности.

4. Что означает выражение «при прочих равных условиях» в формулировках закона спроса и закона предложения?

5. Дайте характеристику рыночного равновесия.

6. Каковы последствия отклонения фактической рыночной цены от равновесной?

Наши рекомендации