Рассмотрим оформление курсовой работы по порядку

Титульный лист является первой, лицевой страницей и должен выполняться в строгом соответствии с правилами.

Верхняя часть титульной страницы содержит наименование министерства и научной организации или высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа. Приблизительно по центру страницы размещается название курсовой (заглавными буквами). В нижней части справа указывается научный руководитель (ФИО, ученая степень, ученое звание). Указывается ФИО автора. Внизу по центру страницы пишется город и год защиты.
Содержание является второй страницей в курсовой. Если содержание достаточно объемно, оно может занимать не одну, а несколько страниц.

В содержание приводится наименование и номера начальных страниц всех структурных единиц работы.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или редактировать их названия нельзя.

Заголовки подпунктов следует смещать на 3-5 знаков вправо относительно заголовков разделов.

Перечень условных сокращений далеко не всегда может присутствовать в курсовом исследовании. Как правило, он приводится в том случае, если в работе использованы малоизвестные сокращения и аббревиатуры. Причем если они встречаются в тексте довольно редко (менее трех раз), перечень не составляется, а расшифровка приводится прямо в тексте, непосредственно после первого упоминания.

Перечень печатается после оглавления, перед введением двумя колонками: в левой (узкой) перечислены сокращения, справа (в более широкой) - их расшифровка.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена курсовая работа.

Писать введение методологически лучше не в начале, а по окончанию исследования, когда основная часть работы уже полностью готова. В противном случае вряд ли удастся избежать неточностей и повторной работы.

Перед написанием этой ответственной части работы нелишне посмотреть в качестве образца несколько близких по тематике работ, особенно если собственный опыт является недостаточным.

Введение начинается с небольшой преамбулы, где упоминается сущность и состояниеисследуемой проблемы, ее значимость в современных условиях, указывается на необходимость научного исследования. Далее введение составляется в следующем порядке:

1. Актуальность темы.
2. Цель и задачи исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Методы исследования.
5. Научная новизна полученных результатов.


Рассмотрим эти пункты по порядку.

1. Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости выполненной работы. Правильно сформулированная актуальность темы свидетельствует о научной зрелости и профессионализме соискателя. Актуальность находится в тесной связи с решаемой в работе научной проблемой. Курсовику следует показать, что до проведенного им исследования в науке существовала брешь, которую необходимо было заполнить с точки зрения решения проблем науки и практики. Для обоснования актуальности следует также дать краткий анализ литературы, где показать, что данная тема в данном аспекте до проведения данного исследования не была изучена.

2. Цель и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы работы, обеспечивающем внесение значительного вклада в теорию и практику. Конкретное описание сути решения проблемы и вносимого в результате вклада и представляет формулировку главной цели курсовой. В соответствии с основной целью следует выделить три-четыре целевые задачи в работе , которые необходимо решить для достижения главной цели исследования.

3. Описание объекта и предмета исследования носит довольно лаконичный характер и по объему не превышает полстраницы текста. Объект исследования представляет область научных изысканий в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема. Предмет исследования более узок и конкретен; благодаря его формулированию в курсовой из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

4. В методах исследования подается перечень методов, использованных в данном научном исследовании. Методов исследования существует в научной практике достаточно много; их перечень (с обяснениями) занимает в специальных пособиях и методических указаниях объем до 10 страниц и более. Если есть затруднения с формулировкой этой части введения - стоит прочесть специальную методическую литературу.

5. Научная новизна - особенно важная часть введения.
Следует понимать, что к числу признаков, позволяющих утверждать о научной новизне работы, в частности относятся:
- постановка новой научной проблемы;
- введение новых научных категорий и понятий;
- раскрытие новых закономерностей протекания естественных и общественных процессов;
- применение новых методов, инструментов, аппарата исследования;
- разработка и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий, используемых в экономике и управлении;
- развитие новых научных представлений об окружающем мире, природе, обществе.

Научная новизна не должна сводиться к простому перечислению установленных фактов, идей, закономерностей; она должна раскрывать главную научную концепцию автора, давать научное объяснение сути его исследований в качественном и количественном аспектах.Вот некоторые шаблонные фразы, которые можно использовать при формулировании научной новизны:
- впервые осуществлено комплексное…
- впервые формализовано…
- создана концепция, обеспечивающая…
- разработана новая система…
- исследованы специфические связи…
- определена эффективность…
- разработан метод…, который отличается от…
- доказана зависимость между…
- исследовано поведение… и показано…
- доработан метод… в части… и распространен на новый класс систем…
- исследован новый эффект…

Основная часть курсовой работы воплощается в ее главах и параграфах (подпунктах). Это наиболее объемная часть исследования, которая должна отвечать теме и полностью ее раскрывать. Каждую главу начинают с новой страницы и, заканчивают краткими выводами объемом 1,5...2 стр.

Начинают работу, как правило, с обзора литературы и мнений по теме, определяют направления исследования.
Дальнейшее содержание может существенно отличаться в зависимости от специальности и направления исследований. В самом общем виде основная часть, кроме обзора литературы и различных точек зрения может содержать: изложение методики и методов исследования; описание экспериментальной части и методики исследования; описание проведенных исследований; анализ и обобщение результатов исследования.

Изложение текста лучше вести от третьего лица. Излагать мысли используя местоимение "я" не принято. В то же время, нельзя признать удачным излишний перегруз текста местоимением "мы", фразами "по нашему мнению", "считаем", "думаем" - это абсолютно нормально, но, в то же время, создает неосознанное впечатление, что работу писал коллектив авторов. Наиболее удачны в этом плане более неопределенные словесные обороты, например: "представляется, что…", "автор работы считает, что…","разработанный подход позволяет…", "сначала производился опрос…", "данный вывод сделан на основании…" и т.д.

В курсовой работе недопустимы вульгаризмы и ненаучные выражения. Так, например, в отоплении вместо слова "бойлерная" следует употреблять слово "теплопункт", вместо слова "батарея" - "радиатор отопления", в медицине - вместо "понос" - "диарея" и т.д. Недопустимы фразы типа "зависание компьютера", "порыв и свищ трубопровода" и прочие цеховые и жаргонные выражения. При изложении текста следует также стараться избегать тавтологий, грамматических, лексических и синтаксических ошибок.

При написании автор должен в обязательном порядке ссылаться на авторов и источники, из которых были заимствованы материалы или конкретные результаты. Ссылки даются в квадратных скобках, причем цифра должна соответствовать нумерации источника в перечне использованных источников. Допускается давать сноски в выносках внизу страницы, однако и в этом случае делается ссылка на номер источника в списке литературы. Сноски внизу страницы делают не так уж часто.
В заключении курсовой работы приводятся выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть невелика по объему (около 3 х стр.), однако она имеет особую важность, поскольку здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты проделанной работы.

В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Выводы в конце исследования обычно оформляют в виде абзацев, которые последовательно нумеруют. При этом каждый пронумерованный абзац должен содержать логически законченный и конкретный вывод. Отдельно следует подчеркнуть, что цели исследования были достигнуты, а все поставленные задачи - решены.


Список использованных источников
принято составлять в алфавитном порядке.

Количество библиографических источников не лимитируется. Считается, что это зависит от темы и задач исследования.
Считается, что не следует включать в перечень те источники, на которые не было ссылок в тексте . Кроме того, не рекомендуется включать энциклопедические словари, газеты и научно-популярные книги. В реальной практике это требование пока не соблюдается.

Приложения не являются обязательным элементом работы. В приложения обычно включают следующий материал:
- образцы анкет, опросных листов, тестов;
- громоздкие таблицы и рисунки;
- материал, имеющий непрямое (косвенное) отношение к теме исследования;
- протоколы и акты испытаний;
- акты внедрения, справки;
- расчет и подтверждение экономического эффекта;
- инструкции и методики;
- описание алгоритмов и программ, разработанных соискателем и др.


Наши рекомендации