Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Г).Высокие барьеры вхождения на рынок.

13. Концентрация рынка– степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм.

Коэффициент концентрации – отношение объема продаж 4-8 крупнейших фирм к общему объему продаж на данном рынке, выраженное в процентах.

Индекс Херфиндаля- Хиршмана ( IHH) позволяет определять не только степень, но и структуру концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы на рынке. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

2 2 2 2

IHH= S1 + S2 + S3+… + Sn ,

Где IHH - Индекс Херфиндаля- Хиршмана;

S1 - удельный вес самой крупной фирмы;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Однако, рассмотренные нами, коэффициент концентрации и IHH позволяют определить лишь статическую концентрацию рынка. Необходимо дополнить анализ рынка выявлением особенностей поведения фирм при данной статической концентрации; иными словами, речь идет об определении поведенческой концентрации данного рынка.

В отличие от статической концентрации, которая определяется с помощью количественных показателей, поведенческая концентрация описывается путем проведения качественного анализа. При проведении такого анализа особое внимание уделяется ответам на следующие вопросы: могут действующие фирмы блокировать проникновение на рынок новых фирм, если могут, то, как они это делают; сталкиваются ли отечественные фирмы с иностранными фирмами или импортными товарами-субститутами; ведут фирмы ценовую конкуренцию или заключают негласное соглашение о ценах; существует ли острая конкуренция между фирмами в сфере инновационной деятельности и других неценовых областях, если существует, то каким образом она осуществляется и т. п.

Синтез определения статической и поведенческой концентрации позволяет выявить степень и особенности конкуренции на данном олигополистическом рынке.

14. 1. Модель Курно.
Модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot) в 1838 и описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии. Данная модель предполагает наличие дуополии, то есть ситуации, когда на рынке конкурируют всего лишь две фирмы.

Обе фирмы принимают решения одновременно и каждая должна решить, сколько продукции она должна выпускать. Принимая решения, каждая из фирм учитывает, что другая фирма продаёт определённое количество продукта и поэтому часть спроса уже удовлетворена. Так как часть спроса удовлетворена конкурентом, кривая спроса вследствие этого сдвигается на величину учтённого спроса. Таким образом, фирмы принимают решение, основываясь на представлении о различных кривых спроса, расчётный вид которых зависит от предположения об объёмах продаж конкурента. Фирмы схожи как по размерам, так и уровню своих издержек. Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, руководствуясь правилом MR=MC, исходя из неизменности объема выпуска конкурента.

Итак, суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства, исходя из целевой установки на максимизацию прибыли, руководствуясь правилом MR=MC.

2. Модель Штакельберга

Модель Курно при всех своих достоинствах, имеет ряд исходных допущений существенно упрощающих реальность: а) олигополисты не предполагают возможность изменения объемов выпуска своих конкурентов; б) поведение фирм на рынке совершенно одинаково (симметрично). Между тем на практике олигополисты могут придерживаться различных типов поведения.

Модель ассиметричной олигополии была предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Так же как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь.

Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и, зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска как монополист.

3. Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи (Paul Sweezy), для того чтобы объяснить жесткость цен, т.е. нежелание фирм изменять цены при изменении издержек или спроса,в условиях некооперируемой олигополии.

Таким образом, модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности цен на рынке олигополии при небольшом изменении издержек или рыночного спроса. Очевидно, что если олигополист ожидает адекватной реакции на свои действия со стороны других фирм, он постарается воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Практические наблюдения подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.
Вместе с тем, модель плохо работает в условиях инфляции, когда повышается общий уровень цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.

15. 1. Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии. Картель - формальная организация продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли.

Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно: принципа установления цен; раздела рынков сбыта; квот производства и сбыта участников; обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

2. Модели ценового лидерства

Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.

Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое в отличие от картеля:

· не противоречит антимонопольному законодательству, и

· позволяет сохранять полную независимость и свободу функционирующих фирм.

В условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера(регулирует цену продукции первым повышая или понижая ее) и конкурентного окружения(следуют за решениями лидера).

Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.

Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

Наши рекомендации