Основные требования и порядок разработки стандартов.

Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.

3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.

3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

- членам ТК (ПК);

- органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо;

- в научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах).

Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России).

Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают.

3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

Виды стандартов, общероссийские классификаторы.

Виды стандартов

Выделяют несколько видов стандартов. Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяется характерными чертами и спецификой объекта стандартизации.

· Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип стандартов должен способствовать эффективному взаимодействию между различными отраслями науки, техники и производства, а также устанавливать общие нормы и принципы проведения работ в определенной области. Главная цель утверждения основополагающих стандартов – обеспечение в процессе разработки и эксплуатации продукта выполнения обязательных требований и общетехнических норм, предусмотренных Государственными стандартами, таких, как безопасность продукта для жизни и здоровья потребителя, имущества и окружающей среды.

· Стандарты на продукцию (услуги) – нормативные документы, утверждающие требования либо к определенному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). Существуют две следующих разновидности данного нормативного документа:

1) стандарты общих технических условий, применяющиеся к группам однородной продукции (услуг);

2) стандарты технических условий, применяющиеся к конкретным видам продукции (услуги). Стандарт общих технических условий включает в себя классификацию, основные параметры (размеры), требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортировке, правила эксплуатации и обязательные требования по безопасности жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, правила утилизации.

· Стандарт технических условий содержит более конкретные требования, так как применяется уже непосредственно к конкретным видам продукции (услуги). Однако требования стандарта технических условий не должны вступать в противоречие с требованиями стандарта общих технических условий. Рассматриваемый стандарт содержит также информацию о товарном знаке и наличии сертификата у изделия. Если объектом стандарта является услуга, в стандарт могут входить указания по поводу ассортимента предоставляемых услуг.

· Стандарты на работы (процесс) – нормативные документы, утверждающие нормы и правила для различных видов работ, которые проводятся на определенных стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, потребление, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация).

· Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) должны обеспечивать полный контроль над выполнением обязательных требований к качеству продукции, определенному принятыми стандартами. В данном типе стандартов должны утверждаться максимально объективные методы контроля, дающие воспроизводимые и сопоставимые результаты. Основой стандартизированных методов контроля являются Международные стандарты. В стандарте обязательно должна присутствовать информация о возможной допустимой погрешности измерений.

Для более эффективной оценки показателя качества продукции в стандарте, как правило, предлагается несколько методик контроля. В стандарте для каждого метода контроля должны быть утверждены инструменты и устройства, с помощью которых должны проводиться испытания, этапы подготовки испытания, алгоритм проведения испытания, указания к порядку обработки исходов испытания, требования к оформлению результатов испытания, допустимая погрешность испытания.

Общероссийские классификаторы — это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности — статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

В число общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации входят, например:

  • Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (аббревиатура — ОКОГУ, обозначение — ОК 006-93, введен в действие 1 января 1996 г.);
  • Общероссийский классификатор предприятий и организаций (аббревиатура — ОКПО, обозначение — ОК 007-93, введен в действие 1 июля 1994 г.);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (аббревиатура — ОКВЭД, обозначение — ОК 029-2001, введен в действие 1 января 2003 г.);
  • Общероссийский классификатор валют (аббревиатура — ОКВ, обозначение - OK (MK (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, введен в действие 1 июля 2001 г.).

14. Сущность и цели сертификации.

Сертификация- это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона (независимая от изготовителя (продавца) и потребителя продукции) документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует "заданным требованиям". Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата.

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.Цели сертификации :Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системысертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям:
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
- создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
- подтверждение соответствия продукции.

15. Основные понятия сертификации.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям»

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации – система, располагающая
собственными правилами процедуры и управления для проведения
сертификации.

Оценка соответствия - любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования выполняются.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Подтверждение соответствия – процедура, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.

Форма обязательной сертификации - это способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Аттестация (организации) – проверка организации с целью
определения ее соответствия установленным требованиям (критериям
аккредитации).

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Организация проведения анализа производственно – хозяйственной деятельности

Аккредитация – официальное признание полномочным (авторитетным)
органом компетентности (способности) организации выполнять работы
в определенной (заявленной) области.

* испытательная лаборатория (центр) - за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;

16. Виды сертификации

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, проводимая независимой организацией. При этом изготовитель, продавец или исполнитель получает документ (т.е. сертификат), который удостоверяет, что продукция соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Так, по принципу сертифицирования, сертификация подразделяется на добровольную и обязательную.

Добровольная сертификация производится на основании закона РФ «О сертификации товаров и услуг» по частной инициативе заявителей (производителей, поставщиков, продавцов). К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменить обязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней. Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение.

Обязательная сертификация подтверждает только обязательные требования, установленные законом (в частности, продукция и услуги обязаны проходить сертификацию на безопасность). Также, например, согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации по показателям энергоэффективности. Для определения обязательности сертификации существует Номенклатура продукции (а так же продукция, имеющая код ТНВЭД), в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Виды стандартов. В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований, стандарты подразделяются следующим образом:

1. стандарты основополагающие;

2. терминологические;

3. стандарты на продукцию и услуги;

4. стандарты на процессы;

5. стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа;

6. стандарты на совместимость.

17. Законодательная и нормативная база сертификации.

Законодательная база сертификации
Законодательной базой проведения сертификации продукции в России является в первую очередь Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Отношения в области сертификации регулируются также Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Закон «О защите прав потребителей» регулирует права потребителей на приобретение продукции и услуг надлежащего качества, безопасность их жизни и здоровья, получение информации о продукции и ее изготовителях, государственную и общественную защиту их интересов. По закону потребитель имеет право на то, чтобы продукция при обычных условиях ее использования, при хранении и транспортировке была безопасна для его жизни, здоровья, окружающей среды. Впервые в законодательной практике России в законе сформулированы положения, давшие начало практическому использованию обязательной сертификации в экономике страны для защиты внутреннего рынка от потенциально опасной продукции. Законом предусматривается, что реализация продукции без сертификата, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям, запрещается. Законом даны полномочия государственным органам управления, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за безопасностью продукции, направлять предписания об устранении нарушений требований по безопасности продукции, о снятии с производства и реализации такой продукции, предъявлять иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности продукции. По Закону «О защите прав потребителей» Госстандарт России, являясь национальным органом по сертификации продукции и услуг, определяет порядок их сертификации, номенклатуру, подлежащую обязательной сертификации, осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации продукции и услуг. Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг в Российской Федерации. Если выделить главное, то получится, что закон определяет Госстандарт России, как орган, формирующий и реализующий государственную политику в области сертификации. В России может проводиться как обязательная, так и добровольная сертификация. В соответствии с указанным законом Госстандарт России устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия. Фундаментальным положением закона является то, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Это означает, что для введения обязательной сертификации объекта хозяйственной деятельности необходимо принятие закона или указа Президента.
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется иобеспечивается: - законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»; - подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально- экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации; - Указами Президента и нормативными актами Правительства России (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации» и др.) Нормативно-методическая база сертификации включает: - совокупность нормативных документов, на соответствие требования которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований); - комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним). Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на рис.1. Основополагающим документом российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года.

18. Организационные основы сертификации.

Полномочия по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.

Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.

Системы обязательной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям.

Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

Наши рекомендации