Парфия. Общество, государство и культура

1. Изначально – территория к ЮВ от Каспия, к нему примыкающая

2. Своё, отдельное от Селевкидов, гос-во к –250 г. Почти сразу захвачено кочевниками, которые поставили свою династию. Основатель – Аршак. Уже он начинает завоевательную политику, хотя и приходится отбиваться от обиженных Селевкидов (важно: у Парфии – очень сильная армия. Гвоздь сезона – катафрактарии – кавалерия с огромными пиками в супертяжёлой броне). Династия утверждается, но к 209 вынуждены признать верховодство Селевкидов. Однако при Митридате I (сер. –II в.) снова скидывают и начинают завоевания: Мидия и Месопотамия.

Те же кочевники, что разрушили Греко-Бактрию (см. воп. 47) обрушиваются на Парфию, но она держится, хотя с огромными потерями. Митридат II (123-87) предоставляет им область для расселения (Сакастан, совр. сеистан). Он же, очень сильно расширившись на запад, выходит к границам Рима.

После него Парфия становится вечным соперником Рима на востоке. Несколько удачных оборон от римлян (самое известное – разгромили Красса при Каррах, -53 г.), но долговременных удач в наступлении не было (брали Сирию и МА, но ненадолго).

С рубежа эр начиная – гниёт. Попытки реформ проваливаются (Артабан III). С конца I в. н.э. растёт сепаратизм, некоторые территории отлагаются. Антонины (Траян и Адриан) громят, захватывают Месопотамию (два раза, оба ненадолго). III в. – решительный кризис. К 20-м годам захватывается Сасанидами (Новоперсидская держава)

Всё это можно очень подробно не учить – сослаться на формулировку вопроса. Римско-парфянские отношения – это уже история античности.

3. Полустройство: очень зыбко и аморфно. Власть принадлежит не одной династии, но всему роду. Царь избирается советом племенной (?, наверно имеется в виду верхушка, образованная племенем кочевников из которого был Аршак) знати и жречества. Ими же может сниматься. Внутри самого государства нет никакого единства: множество полузависимых областей и автономий, нет централизации.

4. Экономика: очень большая роль у городов, которые всячески поддерживаются. Понятно, торговля и ремесло. Играют на том, что держат трансконтинентальную торговлю (геоположение) и препятствуют попыткам её демонополизации. Однако же среди территорий – Месопотамия и пр. (с/х).

5. Соц: всё как обычно, но: много рабов. Рабство классическое.

6. Культура. Типичный эллинизм с периодически изменявшейся значимостью греческой составляющей. Таки не возникло собственно парфянской традиции (хотя пытались). На раннем этапе (до –I в.) влияние греческой культуры очень велико (царская резиденция в Нисе). В поздний период больше внимания к восточной традиции, в т. ч. парфянской. Монументальность, тяжеловесность во всём (стремление создать имперский стиль).

Кушанская держава.

1. Гео: ядром Кушанской державы изначально была Бактрия (см. воп. 44).

2. Этн.: правящая верхушка – непонятные кочевники, пришедшие с севера и разгромившие Греко-Бактрийское царство (саки?). Остальное – пёстро: греки, индийцы, «среднеазийцы» и пр.

3. По самой державе фактически ничего не знаем. Главный источник – археология, в т. ч. монеты (по языку надписей можно судить о народах, входящих) и устные предания. Кроме того, импортные письмена о войнах с ней (Китай времён Хань). Ни одной точной даты; в основном, предположения. Куча белых пятен (тётя Ася приехала).

4. Вся история – смещение из Бактрии на юг как в полит, так и в культ плане. Ок. –130 г. крупное Греко-Бактрийское царство уничтожается в результате переселения кочевников с севера. На его территории – множество новых мелких гос-в, полный хаос. Что-то начинает устраиваться в I в. н.э., когда вся Бактрия объединяется под властью Кадфиза I (изначально правителя небольшой территории, происходящего из династии, основанной кочевниками). После объединения идут с походами на юг, захватывают часть Индии + то, что по дороге. Кадфиз II берёт всю СЗ Индию. Таким образом, одна из крупнейших держав древности. II в. – правление Канишки. Покровитель буддизма, центр державы смещается на юг в сторону Индии. Монеты с изображениями Будды, Гефеста и Митры. Буддизм, становясь массовой религией профанируется (махаяна, если не ошибаюсь). В III в. терпит крупное поражение от Сасанидов. В IV возрождается, но уже скромная.

5. Эк. Держава с очень большим по тем временам процентом городского населения. Продуманная градостроительная политика унаследована от Греко-Бактрии. Нет большого разрыва между городом и деревней в плане экономическом и культурном. Живёт на торговле прежде всего: римляне (предметы роскоши), китай. Очень сильная внутренняя торговля.

6. Соц: ничего не ясно. Очевидно, земля в основном общинная, но есть крупные виллы.

7. Культ: смешение всего. Типичный эллинизм + индийские традиции. Всё очень развито (особенно: монументальная архитектура и скульптура). Распространён профанированный буддизм. Помимо – греч. религия, зороастризм. Всё – очень клёво.

Наши рекомендации