Новое место сотрудников в организации

Особенности управления современными сотрудниками

Эффективность компаний в век знаний в решающей степени зависит от того, насколько руководство справляется с задачей по привлечению, управлению и удержанию интеллектуальных сотрудников. Сами по себе материальные стимулы уже сегодня недостаточны: современные сотрудники ценят социальное признание и возможности развития в организации. Все чаще побудить современных сотрудников остаться в организации можно, лишь изменив кардинально их статус. "Достичь этого можно только путем перемещения профессионалов со ступени низших работников на ступень высших руководителей, с позиции рядового сотрудника (пусть и с хорошей зарплатой) на позицию партнера по бизнесу", - отмечал Петер Друкер[1]. Это уже стало практикой на фирме "Инструм-Рэнд" (г. Павлово, Нижегородская область), а также в ряде лучших компаний мира, причем, работающих не только в новых отраслях.

Новое место сотрудников в организации

Сегодня перед компаниями остро встал кадровый вопрос – конкуренция на рынке труда увеличивается, поскольку высокопрофессиональных сотрудников мало. По данным последнего исследования ВЦИОМ (28 февраля 2008 г.), 52% российских предприятий считают, что наиболее острый для них вопрос – дефицит квалифицированных кадров.

Среди представителей крупного капитала этого мнения придерживаются 57% опрошенных. В опросе участвовало 1,2 тыс. российских предпринимателей (владельцев и высших руководителей частных компаний в 40 субъектах Российской Федерации)[2]. Эти трудности присущи компаниям самых разных стран мира. Международный обзор, составленный в 2006 году для консалтинговой фирмы Corporate Executive Board, выявил, что 62% менеджеров по персоналу обеспокоены дефицитом талантов во всех подразделениях. Вакантные должности долго оставались незанятыми, и компаниям все чаще приходилось довольствоваться второсортными специалистами.

Привлекать талантливых людей становится все сложнее, но без них невозможно оставаться конкурентоспособной организацией. Привлечь новых сотрудников – трудно, но еще труднее их удержать. Необходимо постоянно доказывать своим сотрудникам, что ты - лучший среди работодателей. А это весьма не просто и требует от компании новых подходов к персоналу. Ведь интеллектуальные сотрудники не ориентируются только на размер предложенного оклада и компенсационного пакета. Их гораздо больше интересуют те возможности, которые им готова предоставить компания и та корпоративная культура, которая в ней выстроена. Уважение к мнению сотрудника, стремление к его развитию и обучению – вот, что ценится новыми сотрудниками. Идеальная компания – та, на работу в которую сотрудники каждое утро идут с удовольствием, компания, в которой у сотрудников горят глаза и открываются перед ними новые горизонты. Современным компаниям необходимо обратить внимание на подобные ожидания сотрудников и сделать все возможное, чтобы увеличить их лояльность и собственную притягательность в глазах специалистов. Потому что это не просто красивые и правильные слова. Результаты исследования «Лучшие работодатели» компании Hewitt Associates, проведенные в разных странах, показывают прямую зависимость большинства финансовых показателей от такого нового фактора как вовлеченность персонала. В компаниях, где общий уровень вовлеченности превышает 60%, совокупный доход акционеров в 2,5 раза больше, чем в среднем по остальным компаниям.

Вовлеченность сотрудников глубже просто заинтересованности в работе. Она не сводится и к удовлетворенности работой. Вовлеченность основана на интеллектуальной связи и эмоциональной приверженности персонала ценностям организации.

Во-первых, именно вовлеченность поощряет поведение, ориентированное на достижение стратегических целей организации. Сотрудникам необходимо глубокое понимание смысла стратегии и ее значения для их повседневной жизни. Это – основа первого из двух основных слагаемых вовлечения: интеллектуальной связи. То есть, сотрудникам важно знать: что,почему и как необходимо делать для достижения успеха в организации.

Во-вторых, вовлеченность мотивирует людей. Компании ценят сегодня в сотрудниках не их слепую исполнительность. Важны творчество и воображение, которые ведут к решению проблем, инновации и росту. Ценно также чувство предназначения, которое побуждает сотрудников работать вместе в общем направлении как команду, даже когда работать тяжело. Интеллектуальную связь и эмоциональную приверженность объединяет то, что их нельзя специфицировать, контролировать и ими нельзя управлять должностными инструкциями. Но когда сотрудники претворяют вовлеченность в работу, компания наполняется энергией.

Схема 1.

Наши рекомендации