Соотношение главных экономических районов Индии по некоторым показателям (в % к сумме по стране) на начало 90-х годов

Районы

Показатели Северный Северо- Западный Восточный Северо- Восточный Западный Центральный Южный
Территория
Население
Городское население
Обрабатывающая промышленность:              
общее число занятых
условно-чистая
продукция Сбор:              
риса
пшеницы X* X
сахарного тростника X
масличных культур И
хлопка X X X
джута X X 86. X X X

* X — величина показателя меньше 1%.

номических») районов с разным уровнем хозяйственного развития и зрелости, со специфическими особенностями экономики. В свою очередь они состоят из более дробных единиц: 42 «мезоэкономических» районов, включающих в себя 129 «микроэкономических».

Для Индии колониального периода были характерны весьма значительные различия в уровне экономического развития отдельных ее частей.

Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышлен­ные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас — сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существен­ной степени дезинтегрированной.

В период независимого развития Индии территориальная структура ее хозяйства претерпевает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатей­ших месторождений полезных ископаемых) строятся крупные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистралях между четырьмя крупнейшими агломерациями Индии: Бомбеем, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (получившие название «коридоров роста» вслед­ствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территориальной организации хозяйства современной Индии.

Наиболее зрелыми в экономическом отношении из всех районов этой страны по- прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерывно возрастает роль промыш­ленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной продукции.

Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его главным районообразующим ядром является Бомбейская агломерация. Но в его прибреж­ной части сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадодара), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.

Здесь издавна сложилась крупная хлопчатобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, растет нефтедобыча на шельфе.

Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный более или менее развитого товарного животноводства.

Формирование Восточного района происходило под мощным воздействием Калькутты. В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капитала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаеразвесочной промышленности.

Однако после достижения независимости Индией в структуре промышленности Восто­ка резко возрастает роль тяжелой индустрии. В результате интенсивной разработки месторождений плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой руды, бокситов и т. д.) сложились главная угольно-металлургическая база страны, крупная концентрация электростанций и машиностроительных и химических предприятий в пре­делах сформировавшегося Калькуттско-Дамодарского промышленного пояса (индийского Рура).

Наряду с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяют­ся и такие промышленные узлы, как Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Руркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ранчи (тяжелое машиностроение), Синдри (производство минеральных удобрений) и т. д.

В сельскохозяйственном производстве Индии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании джута. Он также крупный производитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.

Южный район, в прошлом существенно уступавший Западному и Восточному по размерам промышленного производства, в последние десятилетия заметно наращивает индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: черная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехничес­кое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значение имело создание крупного индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе месторождения лигнитов.

Наиболее важным экономическим центром Юга является Мадрас. Среди отраслей его промышленности выделяются хлопчатобумажная, машиностроение (в том числе крупней­ший в стране вагоностроительный завод), нефтеперерабатывающая, химическая. В число важных промышленных центров страны выдвинулись Хайдарабад (где построены предпри­ятия точного машиностроения и химии), а также Бангалор (авиационная и электронная промышленность) и Вишакхапатнам (крупнейшая судоверфь, нефтеперерабатывающий завод, металлургический комбинат).

Юг — один из важнейших сельскохозяйственных районов страны. Наряду с культурами, распространенными по всей Индии (рис, сахарный тростник, хлопчатник), здесь выращиваются и тропические культуры: кокосовая пальма, пряности, арахис, кофейное дерево, гевея.

Северный район, занимающий центральную часть Гангской равнины, — один из старейших и крупнейших ареалов земледелия в Индии и во всем мире. Он — средоточие центров индуистской и мусульманской культур, вследствие чего его нередко именуют «сердцем Индии».

На долю Севера приходится почти четверть всех орошаемых земель страны, и он выделяется более всего масштабами производства сахарного тростника и пшеницы. Здесь и самое многочисленное в Индии поголовье крупного рогатого скота.

Хотя в Варанаси (одном из главных священных городов индуистов), Агре (некогда столице империи Великих Моголов) и других городах высокого уровня совершенства достигли многие виды ремесел, современная фабричная промышленность в этом районе развита пока еще сравнительно слабо. Наиболее важные его отрасли — пищевая (сахарная, производство растительных масел), текстильная и кожевенно-обувная. Однако в последние десятилетия здесь происходит рост машиностроительной и химической промышленности, и прежде всего в наиболее значительных городах Севера: Канпуре, Лакнау, Патне, Варанаси. Важными промышленными центрами стали также Хардвар (производство энер­гетического оборудования), Матхура (нефтепереработка), Горакхпур (производство мине­ральных удобрений) и т. д.

Начиная с 60-х годов в процессе осуществления «зеленой революции» (включая и очень значительное развитие ирригации) одним из важнейших сельскохозяйственных районов Индии становится Северо-Западный.

Особенно велика его роль в производстве пшеницы (более 2/5 общеиндийского сбора), хлопка, бобовых. Фермеры здесь также переходят и к таким видам деятельности, рассчитанным на городской рынок, как выращивание овощей и фруктов, виноградарство. Увеличивается и товарное значение животноводства этого района.

Параллельно с этим (в немалой степени благодаря созданию одного из крупнейших в стране энергопромышленного узла Бхакра-Нангал на реке Сатледж) растет и промышлен­ная значимость Северо-Запада.

Важнейшей его экономической осью становится промышленная полоса, протянувшаяся от Амритсара до Дели. Наряду с крупными предприятиями тяжелой индустрии (станко­строение, приборостроение, химической) под влиянием «зеленой революции» в этой цепочке городов возникло множество мелких предприятий легкой промышленности.

Особое значение среди городов Северо-Запада имеет столица Индии — Дели, история которого прослеживается, по крайней мере, с XIII—XII вв. до н. э. Его территория, по определению известного австралийского ученого О. X. К. Спейта, «буквально усеяна развалинами древних столиц». «Старый Дели» (Шахджаханабад, основанный в XVII в.) и «Новый Дели» (заложенный в самом начале XX в.) считаются соответственно седьмой и восьмой по счету из этих столиц.

С образованием британской Индии Дели лишился столичных функций в пользу Калькутты и его развитие вплоть до середины текущего столетия было сравнительно замедленным (при том, что в 1911 г. Нью-Дели получил статус административного центра этого огромного владения).

Роль Дели как политического, культурного и экономического центра Индии резко усиливается после достижения ею независимости. В структуре его промышленности все большую роль начинают играть тонкое и точное машиностроение, электротехника, химическая промышленность. В результате если в начале 60-х годов город был шестым по числу жителей городом страны, то ныне стал в этом отношении уже третьим.

Удаленный и изолированный от основных ареалов расселения и хозяйственной деятель­ности Индии Северо-Восточный район относится к числу наименее освоенных частей этой страны.

Этот преимущественно горный район обладает большим, но пока еще очень слабо используемым гидроресурсным потенциалом. По индийским меркам, велики его лесные и нефтяные ресурсы. Однако его промышленность находится еще в зачаточном состоянии (существенна лишь нефтеперерабатывающая).

В сельскохозяйственном отношении Северо-Восток выделяется производством чая (здесь расположена почти половина всех чайных плантаций страны) и джута.

Обширный по площади глубинный Центральный район располагает весьма крупными минеральными, а также лесными ресурсами. Однако издавна это одна из наиболее отсталых частей страны, причем как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении (здесь, в частности, крайне ограниченным было распространение ирригации, что сохраняется и в настоящее время).

В прошлом наиболее существенными отраслями промышленности Центрального района были хлопчатобумажная и деревообрабатывающая. Однако с 60-х годов резко увеличива­ются масштабы добычи угля, железной и марганцевой руды, известняка и т. д. Построен­ные мощные ТЭС превратили этот район в важного поставщика электроэнергии. Большую значимость в экономической жизни страны представляют выросшие крупные комбинаты черной (в Бхилаи) и цветной металлургии (в Корбе), целый ряд машиностроительных предприятий (например, завод тяжелого машиностроения в Бхопале) и т. д.

Однако Центральный район (как и другие прежде наименее развитые части Индии) по экономической значимости еще существенно уступает трем приморским районам, выдви­нувшимся в колониальный период.

Наши рекомендации