Общие требования к содержанию курсовой работы

Текстовая часть курсовой работы должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание;

- аннотацию;

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист является первым листом курсовой работы. Все надписи выполняют с применением печатающих устройств вывода ЭВМ или рукописным способом (черной тушью, чернилами или пастой черного цвета).

На титульном листе указывают классификационный код, который представлен на рисунке 1. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

Общие требования к содержанию курсовой работы - student2.ru

Рисунок 1– Структура классификационного кода курсовой работы

Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в приложении А.

Задание на курсовую работу следует помещать после титульного листа. Задание должно содержать исходные данные, объем и срок выполнения курсовой работы с подписями руководителя и исполнителя. Бланк задания приведен в приложении Б.

Аннотация - это краткая характеристика курсовой работы с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы. Аннотация является третьим листом пояснительной записки, располагается после задания, не нумеруется, но включается в количество листов работы. Пример оформления аннотации приведены в приложении В.

В структурный элемент «Содержание» следует вносить номера и наименования глав, параграфов, а также перечислить все приложения с указанием соответствующих страниц. Слово «Содержание» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы. Пример оформления содержания приведен в Приложении Г.

Введениепо объему должно занимать 2 – 3 страницы. Во введении отражается актуальность рассматриваемой проблемы, теоретические основы исследования, цели и задачи исследования, объект и предмет, использованные в процессе работы методы и методики, практическая значимостьисследования, его информационная база.

Отдельно следует подчеркнуть, что актуальность темы должна быть определена не вообще, а для того объекта (предприятия, организации), на материалах которого выполняется курсовая работа. Элемент «Введение» размещают на отдельном листе после содержания. Слово «Введение» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы.

Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты. Разделами являются теоретическая и исследовательская и рекомендательная части работы.

Теоретическая часть-это первый этап научного исследования. Теоретическая частьпредставляет собой обзор литературных источников, который начинается с краткой исторической характеристики и современного состояния изучаемой проблемы. Далее необходимо провести анализ и сравнительную оценку различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. Не следует стремиться к изложению всего материала, приводя одну за другой информацию. Необходимо раскрыть существо вопроса, выделить главные идеи в соответствии с задачами курсовой работы. Информация должна быть полной и достоверной, отражать точки зрения авторов на один и тот же вопрос.

Этот раздел должен отражать уровень науки на со­временном этапе в разработке проблемы, связанной с темой курсовой работы. Студент должен ознакомиться с имеющимися в периодической печати научными статьями. Для этого следует использовать журналы, реферативные сборники, экспресс-информации и т. д. и другую литературу, рекомендованную по данному во­просу.

Поиск необходимой литературы – продолжительный труд. Значение этой работы большое, ибо от полноты изучения опубликованного материала по теме исследования будет зависеть качество выполнения курсовой работы.

Начинается данный этап исследования с каталогов библиотеки. Существует четыре типа каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если известна фамилия автора и название источника. В предметном каталоге названия книг размещены по рубрикам, каждая из которых посвящена определенной теме, например, дизайну упаковки. При этом рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Систематический каталог – это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и по подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталоги новых поступлений – это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.

Полезно ознакомиться со справочными изданиями, имеющимися в библиотеке. Ценный материал дадут студенту энциклопедии, словари, справочники.

Концентрированная информация содержится в изданиях научно-технического центра информации (сборники рефератов НИР; указатели отчетов и диссертаций), государственного фонда патентной информации, сети Интернет.

В курсовую работу нет необходимости включать весь проработанный материал, имеющий к тому же различную ценность. Изучение литературы требует дифференцированного подхода. Одна часть ее содержит исключительно важный материал и поэтому требует тщательной проработки и конспектирования, другая затрагивает лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой работы, и поэтому ее изучение не требует конспектирования, а ограничивается отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме курсовой работы имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений; провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления для выяснения современного состояния вопроса.

Написание обзора облегчается анализом литературы, который предварительно проведен студентом. На данном этапе особое значение имеет систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. В обзоре не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Как показывает практика руководства курсовыми работами, такая ошибка встречается довольно часто. Обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, он должен раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам.

Если выводы из анализа литературных данных неоднозначны, то студенту необходимо определить свое отношение к ним.

Основные вопросы обзора излагаются по плану последовательно, логично. При этом каждый следующий вопрос плавно переходит в другой, вытекает из предыдущего, продолжает и развивает тему до конечных выводов.

Не следует увлекаться цитатами. Лучше изложить основные точки зрения авторов с приведением соответствующих аргументов.

Литературный обзор должен быть изложен литературным языком с общедоступным для понимания употреблением терминов. Повтор того или другого слова допустим через интервал в 50-100 слов.

В тексте, при ссылке на авторские высказывания и выражения для определения отношения к ним студента можно использовать разные глаголы. Например, автор анализирует, высказывает мнение, доказывает, допускает, излагает, констатирует, обнаруживает, не соглашается, объясняет, одобряет, отстаивает, пишет, повторяет, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, признает, принимает точку зрения, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, соглашается, сомневается, сообщает, ссылается, считает, указывает, утверждает, уточняет, фиксирует и т.д.

За литературным обзором располагается исследовательская часть. Объем ее должен быть не менее половины объема курсовой работы.

Данный раздел курсовой работы выполняется на конкретных материалах.

Каждый раздел исследовательской части работы излагается по следующей схеме:

1) цель;

2) объект;

3) методика;

4) содержание и анализ;

5) выводы и предложения по разделу.

Цель определяет задачи проводимого исследования.

В методике исследования излагается принцип подбора необходимого материала, составления таблиц, подсчета данных в них. Также характеризуются методические основы анализа объектов подлежащих изучению. Возможно приведение стандартных методик определения показателей качества.

В содержании данного раздела представляются иллюстрации разного рода: таблицы, опи­сания, рисунки, фотографии. Вся пред­ставленная информация анализируется. На основе анализа формируются конкретные выводы и предложения.

В случае необходимости, при выполнении курсовой работы статистические данные следует приводить за по­следние 2 года. Важно сопоставить их с литературным обзо­ром курсовой работы, с практической деятельностью передо­вых предприятий, показать возможные пути совершенствова­ния деятельности предприятия, процесса организации контроля качества.

Анализ не должен повторять теоретический материал.

Рекомендуется обработка полученных данных с применением методов математико-статистического анализа и компьютерной графики.

Полученные данные сравниваются с современными тенденциями развития данных процессов, делается заключение о соответствии объектов предъявляемым в настоящее время требованиям. Выявляются либо совпадения в динамике показателей либо отклонения, которые следует попытаться объяснить, выразить свою точку зрения, обобщить.

Заключительным этапом основной части является рекомендательная глава. В ней студент приводит рекомендации по совершенствованию деятельности и технической оснащенности на примере конкретного предприятия сервиса.

Студент должен критически подойти к результатам исследования и предложить конкретные рекомендации по повышению уровня обслуживания и конкурентоспособности предприятия. Также третья глава может содержать разделы - современное состояние рынка оборудования для определенной сферы услуг, перспективные направления производства, оценка уровня конкурентоспособности предприятия, расчет экономической эффективности предложений выдвинутых студентом на основании результатов исследований проведенных и описанных во второй экспериментальной части.

Элемент «Заключение» размещают на отдельном листе после основной части. Слово «Заключение» записывают в верхней части листа, посередине, с прописной буквы.

В разделе «Заключение», изложенном на 3 – 4 страницах, подводятся итоги исследования, делаются обобщения, выводы, вытекающие из результатов курсовой работы. Они должны логически завершать исследование и представляются в виде кратко сформулированных тезисов. Следует учесть, что предложения должны быть сделаны на основе проведенных исследований, они представляют собой рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

Чтобы правильно написать выводы и предложения, нужно придерживаться следующих правил:выводы должны быть конкретными и являться логическим завершением анализа или проведенного исследования.

По каждому выводу необходимо сформулировать предложения. Они должны быть также конкретными, и сделаны в такой форме, чтобы организация или предприятие могли их принять и использовать в своей работе.

Структурный элемент «Список использованных источников» размещают после заключения. Словосочетание «Список использованных источников» приводят в верхней части листа, посередине, с прописной буквы.

Список использованных источниковдолжен соответствовать следующим требованиям:

- соответствовать теме курсовой работы и полно отражать все аспекты ее рассмотрения;

- содержать опубликованные и неопубликованные отечественные и зарубеж­ные документы, представляющие разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;

- не содержать морально устаревших документов.

В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте курсовой работы.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Ссылки в тексте приводят в квадратных скобках. Пример – [5], [7, 8, 9], [8-13, 44-56].

Библиографическое описание оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Пример оформления списка использованных источников приведен в Приложении Г.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и мо­гут включать:

- материалы, дополняющие текст;

- промежуточные формулы и расче­ты;

- таблицы вспомогательных данных;

- иллюстрации вспомогательного характе­ра, инструкции, анкеты, методики;

- акты внедрения и т.д.

При представлении приложений должны быть соблюдены следующие правила:

- приложения помещают в конце курсовой работы после списка использованных источников;

- каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине страницы с прописной буквы слова «Приложение» и его обозначения. Под ним в скобках указывают статус приложения, например: «(обязательное)», «(рекомендуемое)», «(справочное)».;

- приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ: «Приложение А». В случае полного использования букв русского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

- приложение должно иметь заголовок, который записывают полужирным шрифтом, размер 14 пт, с первой прописной буквы отдельной строкой, выравнивание «по центру»;

- приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц;

- в тексте работы на все приложения обязательно должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Наши рекомендации